ЕЁ ЗВАЛИ МАМУШКОЙ…

К 120-летию со дня рождения Александры Петровны Путинцевой (1903-1993), просветителя коренных народов Амура

При жизни ее называли хозяйкой Красной юрты, красным учителем, Сурой Путинчей. Еще ей дали прозвище «Девушка-солнце», потому что волосы у нее отливали золотом, и по всему лицу были крупные, как золотые монетки, веснушки. Нежное лицо, хрупкая фигура, стальной характер и потрясающее трудолюбие – вот из чего состояла Александра Путинцева.

Быль и легенда жизни Александры Петровны, организовавшей в нанайских стойбищах на Амуре «красные юрты», сегодня напоминает детектив. Сейчас трудно представить, как была знаменита эта белокурая девушка, которую несколько поколений нанайцев ласково называли мамушкой.

Она не издавала книг с описаниями своих экспедиций, не ездила по городам Европы с лекциями. Но известность А. Путинцевой среди северян была безграничной. Ее знали и безмерно любили тысячи людей.

С ПЕРВОГО ДНЯ ВЕЛА ДНЕВНИК

Она родилась 7 июля 1903 года в городе Чите, в рабочей семье, отец умер во время Русско-японской войны, мама была неграмотной, в молодости была прислугой, зарабатывала тяжелым физическим трудом.

Детство Шурочки прошло в постоянной нужде. Окончив трехклассное приходское училище, поступила в 1-ю Читинскую женскую гимназию. Будучи в 5 классе, начала зарабатывать уроками русского языка. С 16 лет работала по найму…

…В 1929 году из Хабаровска на Нижний Амур выехала экспедиция из 5 человек во главе с Александрой Путинцевой, направленной советской властью в таежную глухомань для организации первых нанайских колхозов, школ, санитарных пунктов.

Представим девушку, без устали разъезжающую по нанайским стойбищам с целью создания культбаз, которые в те годы называли «красными юртами». Ежедневный риск, ежеминутная готовность встретить смерть. Об этом снят документальный фильм. В 1930-е годы на Амуре появилась киногруппа во главе с А. Литвиновым и оператором П. Мершиным, которые совершили первую в истории советского кино экспедицию по Уссурийской тайге с камерой. А готовить эту экспедицию – от разработки маршрута до снаряжения – помогал сам Арсеньев.

Результатом этого творческого сотрудничества стали два фильма, которые вошли в историю мирового кинематографа: «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края».

С первого дня Шурочка Путинцева вела дневник, который спустя годы был издан Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова. Книга «Дневники Красной юрты» появилась на свет благодаря внучке Путинцевой Евгении Данченко, подарившей музею бесценные рукописи и документы, негативы, сделанные бабушкой.

В НЕЁ СТРЕЛЯЛИ

Трогательное описание в дневниках происходивших событий поражает простотой изложения, но еще более – легким отношением к опасностям.

«Вымыли весь дом с сулемой (в Нижних Халбах от скарлатины умирали дети. – Прим. авт.), перестирали белье, перемыли посуду с 8 часов утра до 5 вечера. Без обеда, причем работали исключительно мы, а остальные смотрели на нас, сидя с трубками в зубах. Мы делали это потому, что боялись распространения заразы, а они, зная, что это опасно, прямо издевались…

Утром послали за мной к больному ребенку. Пока мы туда с врачом бежали, ребенок умер. Никифор ругался, что врач ничего не помогает. Сами зовут врача только тогда, когда уже видят, что все равно умрет, и думают, что врач должен поднимать прямо мертвых…»

Читая об этом, невольно думаешь, что это легенды, дошедшие к нам из первобытных времен, – и вдруг спохватываешься: да ведь это же XX век! Вместе со своими помощниками Путинцева учила нанаек купать грудных детей, стирать и кипятить белье, шить на ручной швейной машинке, мыться в бане, высаживать овощи в огороде, полоть и копать картошку, доить коров.

Еще запись, которую нельзя читать без улыбки: «…Днем приходила Арина, зашла в комнату, увидела у меня на столе бюст Ленина и говорит: «Твой мужик? Ой, старик!». По-русски она еле-еле говорит, пришлось через переводчика рассказать ей все о Ленине».

Путинцева считалась культработником, но пришлось ей быть и народным судьей. Ведь в Красную юрту шли по всяким вопросам: рассудить спор, вызволить из беды.

Очень неодобрительно к появлению «красных юрт» отнеслись шаманы. Однажды поздно вечером Александра возвращалась домой, и вдруг раздался хлопок выстрела. Пуля пролетела мимо ее виска.

«Вы что же это пугаете людей? – крикнула она. – Так недолго в человека попасть». Путинцева даже не поняла тогда, что стреляли в нее.

ЧЕРЕЗ ВСЮ СТРАНУ ЛЕТЕЛИ К НЕЙ ПИСЬМА

Александра Петровна была человеком из того счастливого времени, о которых сегодня пишут: бескорыстные, живущие высокими целями, честные, принципиальные, беспощадные к себе, добрые к другим, милосердные и строгие.

Судьба распорядилась так, что в 1932 году А. Путинцеву направили на преподавательскую работу в Институт народов Севера. Спустя время она вернулась на Амур аспиранткой, собирала фольклор нанайского народа, стала кандидатом филологических наук, пережила блокаду Ленинграда. Сегодня мало кто знает, что она совершила подвиг во имя науки – спасла бесценные рукописи. Кроме того, Александра Петровна стала одним из авторов первого нанайского букваря, по которому училось не одно поколение школьников.

К счастью, она дождалась того времени, когда изменился быт аборигенов, исчезли шаманы, неравные браки, было забыто само слово «гольд» и, как желала того Александра Петровна, появились свои нанайские учителя и инженеры, врачи и поэты.

«Мамушка» буквально выпестовала несколько поколений нанайской интеллигенции – Акима Самара, Сулунгу Оненко, Андрея Пассара, Андрея Бельды, Кола Бельды и многих других. Ее квартира в городе на Неве на протяжении многих лет была одним большим домом для всех малочисленных народностей Севера.

Мне довелось встречаться с одним из ее учеников – писателем Константином Мактовичем Бельды, который не так давно ушел из жизни. Он мечтал поставить А.П. Путинцевой памятник. Мы сидели у него дома в Троицком, за окном трещал мороз, а хозяин, обложившись картами, рассказывал о маршрутах своей любимой учительницы. «Путинцева практически кочевала с хомаранами (жилищами нанайцев. – Прим. авт.) от Синды до Сахалина, изучала наш быт, – говорил Бельды. – Она чувствовала людей всем телом – ногами, глазами, ушами, руками, буквально падала от усталости, жила одной жизнью с нами…»

«Президент Красной юрты» – так иногда ее называли в шутку. Для Путинцевой не было мимолетных встреч, она успевала быть внимательной ко всем, с кем пересекалась ее жизнь.

Существует легенда, что в ее честь были названы Сашами тысячи девочек-нанаек. Через всю страну летели к ней письма: «Шура, помоги…» И она откликалась.

СЕГОДНЯ БЫЛА БЫ ВОЛОНТЁРОМ

За время работы «красных юрт» в десятках пунктов по ликвидации неграмотности обучились грамоте тысячи юношей и девушек. Они уезжали на учебу в Ленинград в Институт народов Севера и Хабаровский педтехникум. В стойбищах были открыты детсады, клубы, организованы женские делегатские собрания, комсомольские ячейки, пионерские отряды. При активном участии А. Путинцевой в Кондоне и Халбах появились колхозы.

Сегодня она была бы волонтером. Жертвенность и мужество – все эти необходимые качества у Путинцевой были. Именно как доброволец она поехала бы на край света, чтобы спасать людей.

 

Александр САВЧЕНКО

Фото из фондов Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

 

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 26 (8364) - 2023

г. Хабаровск