МОРЯК ИЗ ХАБАРОВСКА

В Военно-морском лицее им. адмирала флота Н.Д. Сергеева в преддверии Дня ВМФ возложили цветы к мемориальной доске в честь офицера-подводника Героя Советского Союза Алексея Гусева

Пожалуй, она – улица Авроры почти такая же, какой была полвека назад. Двухэтажки, в которых квартировали офицеры Амурской военной флотилии. Школа №28. Хотя теперь не просто школа, а известный в краевой столице военно-морской лицей.

Кажется, если чуть подождать, можно увидеть, как из дома напротив выбежит вихрастый паренек в привычных когда-то шароварах. Это Леша Гусев, который, конечно же, не догадывается, что в школьном музее появится стенд, посвященный ему.

– Вот фотография ориентировочно 1960 года, на которой он с одноклассниками, – рассказывала руководитель музея Галина Витальевна Кондратьева. – А здесь, под стеклом, его парадная фуражка и командирские часы, переданные нам родными.

В ОДНОЙ КВАРТИРЕ

На черно-белом снимке рядом с учениками классный руководитель Елена Николаевна Балакина. Выпускница Томского университета, она преподавала географию и едва ли не всю школу пристрастила к туризму. Леша Гусев был среди тех, кого не тяготили ночевки в палатках.

Вместе с учительницей ребята изучали течение реки Хор в районе им. Лазо и горную систему Хинган в Облученском районе. Гордостью за соотечественников были пронизаны поездки за тысячи километров от Хабаровска – в Подмосковье, на места боев осени 1941 года, когда удалось остановить продвижение гитлеровских войск; в Краснодон на Украине, где в пору оккупации действовала подпольная организация «Молодая гвардия».

– Супруги Балакины – он математик, она географ – жили в одной коммунальной квартире с Гусевыми, – уточняла Галина Витальевна. – Отец Алексея был переведен в Хабаровск из Мурманска. Он воевал, был награжден орденом Красной Звезды, дослужился до звания капитана 2-го ранга. Алексей продолжил дело отца, окончив военно-морское училище во Владивостоке.

Зоя Левченко, блондинка с голубыми глазами, школьная любовь Леши Гусева, стала его женой. Вот она на фотографии спустя десятилетия, вместе с неизменной подругой Леной Шеппель, с которой учились в одном классе. Теперь уже Зоя Ивановна и Елена Константиновна, вышедшие замуж за моряков, – мамы и бабушки.

ПОДО ЛЬДАМИ АРКТИКИ

В 1969 году Алексей окончил минно-торпедный факультет училища. Распределился на Северный флот, где служил отец, ходил в Средиземноморье и Атлантику. В 1975 году, когда ему исполнилось 30 лет, был назначен командиром АПЛ – атомной подводной лодки.

– Тогда на заводе «Красное Сормово» в Горьковской области активно шло строительство АПЛ второго поколения. Они считались крейсерскими, поэтому каждая кроме трехзначного номера имела буквенное обозначение «К» и располагала ракетами с дальностью стрельбы до 80 км, – пояснял Анатолий Мережко, признанный в Хабаровске знаток флота, четверть века прослуживший в ВМФ. – Экипаж формировался во время строительства лодки. Командир был причастен ко всему – от подбора кадров до ходовых испытаний.

Когда главком ВМФ Сергей Горшков принимал решение о трансарктическом подледном переходе с Северного флота на Тихоокеанский, он остановился на АПЛ К-212 и К-325, которыми командовали Алексей Гусев и Владимир Лушин. Продолжавшийся с 26 августа по 7 сентября 1978 года первый в истории подводного плавания переход через Северный полюс был признан успешным. В школьном музее есть фотография, на которой в Кремле, рядом с секретарем Президиума Верховного Совета СССР Михаилом Георгадзе, стоят офицеры Гусев и Лушин с медалями «Золотая Звезда» и орденами Ленина на парадных кителях.

Правда, по более поздним свидетельствам Алексея Алексеевича, которыми располагает музей, непредвиденности в том походе хватало. Проблемы создавал не только лед толщиной до 40 метров, но и пресловутый человеческий фактор. Однажды матрос, выполняя приборку, задел кнопку на пульте главной энергетической установки, и лодка начала проваливаться, теряя ход. Худшего избежали, хотя тот приборщик наверняка не забыл, как едва не отправил экипаж на тот свет.

НЕ ПОКИНУВ ПОСТЫ

В 1982 году Гусев окончил Военно-морскую академию и был утвержден начальником штаба дивизии АПЛ Тихоокеанского флота. Соединение базировалось на Камчатке, и летом 1983-го Алексей Алексеевич вышел в море на АПЛ К-429 старшим на борту. Он, как и назначенный накануне ее командиром Николай Суворов, был убежден, что подлодка к походу не готова. Она стояла на ремонте в доке, и значительная часть экипажа находилась в отпуске, о чем Суворов доложил командиру дивизии.

Корректировать план боевой подготовки в дивизии и флотилии не рискнули, и капитану было приказано доукомплектовать личный состав и следовать в район боевой подготовки. Команду К-429 в количестве 73 человек пополнили полсотни матросов, мичманов и офицеров с четырех экипажей.

В бухте Саранной с глубинами до 45 метров заняли точку погружения. Но как только началось заполнение цистерн главного балласта, лодка камнем пошла вниз. Как выяснилось позже, вес АПЛ оказался на 60 тонн выше расчетного. Лодка должна была всплыть благодаря вытеснению воды сжатым воздухом. Однако оператор из пополнения не был знаком с особенностями К-429 и вместо клапанов вентиляции закрыл кингстоны. Воздух не вытеснял воду, а выходил наружу. Корпус лодки заполняла забортная вода.

Электротехнический отсек не отзывался: четыре офицера, шесть мичманов и четыре матроса приняли смерть, не покинув посты. Отключился пульт управления общекорабельными системами. Стало ясно, что К-429 самостоятельно не всплывет. Температура в отсеках поднялась до 50 градусов. Командир принял решение отправить на поверхность добровольцев из двух мичманов, наиболее крепких и опытных. Выход осуществлялся через торпедный аппарат.

Михаила Лесника и Николая Мерзликина, всплывших в точке погружения К-429, подобрал малый противолодочный корабль, на котором их приняли за диверсантов. До стрельбы дело не дошло, и когда Мерзликин вручил командиру корабля донесение, подписанное Гусевым, тот связался с берегом и Камчатская флотилия пришла в движение.

КАПИТАНЫ 1-ГО РАНГА

Последним, как старший на борту, покидал лодку Гусев, получивший серьезную травму легких. При разбирательстве не принималось во внимание, что АПЛ не была готова к выходу в море и что об этом капитаны 1-го ранга Суворов и Гусев докладывали командованию. Страну возглавлял Юрий Андропов, полагавший, что на государственном и партийном уровне не достает требовательности. Суворов был осужден военным трибуналом к лишению свободы. Гусева исключили из КПСС. Позднее первого амнистировали, второго восстановили в партии. В последние годы службы Алексей Алексеевич дослужился до заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота по боевому управлению. С 1992 года Гусев находился в запасе. В 1999 году был избран депутатом Государственной думы.

ПОСЛЕДНЯЯ БУХТА

В мае 2001 года, в пятницу, сын утром отвез его в бухту Щитовую. Там Алексей Алексеевич намеревался до обеда порыбачить на надувной лодке. Однако он не вернулся на берег. Приехавший за ним сын тщетно высматривал на горизонте незаметную «резинку», расспрашивал рыбаков, которые спешно причаливали к берегу, поскольку на море разгулялся ветер. Лишь через две недели тело Алексея Алексеевича принесло к берегу…

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива музея Военно-морского лицея

 

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 29 (8367) -2023

г. Хабаровск