Колокол Невельского

Как археолог-самоучка Леонид Гурин из Ульчского района искал историю края

С Леонидом Гуриным мы познакомились в с. Мариинское Ульчского района этой осенью, когда спускались на лодке до Николаевска-на-Амуре. В местном Доме культуры у нас получилось что-то вроде небольшой лекции на тему краеведения. Дело в том, что Леонид Яковлевич - местный краевед-археолог. Самоучка. Правда, пристрастил его к этому сам академик Окладников, . . .

который в 50-х годах вел раскопки на острове Сучу вблизи Мариинского и часто захаживал в гости к родителям Леонида (впервые А.П. Окладников появился на Сучу в 1935 году).

Семья Гуриных

- На Сучу был склад ГСМ, и мой отец работал там сторожем. Жили мы в землянке, потому что других строений не было, в землянке я и родился. Всего нас было семеро: родители, мать отца и нас – четверо братьев, - рассказывает Леонид Гурин. – Когда мне было 11 лет, приезжал Алексей Павлович Окладников – они что-то раскапывали на Сучу, и он часто захаживал к нам в землянку, чтобы поговорить с моими родителями. Мама потом рассказывала, что он упоминал про нас в одной из своих книг.

Родителям Леонида было что рассказать. Его отец, ульч по национальности, родился в 1908 году здесь же, в Мариинском. Закончил институт народов Севера в Ленинграде, после чего его направили работать директором школы в Макаров на Сахалине, где половина учеников были русские и аборигены, а половина – японцы. Как он им преподавал историю, ума не приложу.

В Макарове Яков Гурин познакомился со своей будущей супругой. Она была на восемь лет моложе и судя по тому, что ее отправили из Тамбова на вредное производство в шахту на Сахалин, была ссыльной. В Макарове родился старший сын Виктор.
После окончания советско-японской войны японцев с Сахалина выселили, а Гурины решили вернуться на Амур. Поселились в небольшом селе Дюльди на берегу озера Кизи (сегодня Дюльди, как и многих других сел на нижнем Амуре, уже нет), где родился еще один сын – Валерий.

Вскоре отцу предложили работу, и они переехали на остров Сучу (его еще называют Щучий), где в 1956 году в той самой землянке, куда захаживал Окладников, и родился Леонид, а потом и младший брат Юрий.

- Я хоть и прожил в этой землянке лишь первые три года своей жизни, но хорошо ее запомнил: и как там темно было, и как слепая бабушка от змеи меня спасла, - вспоминает Леонид Гурин.

В конце 50-х годов на Сучу побывали японцы, которые очень удивились, что в Советском Союзе люди до сих пор живут в землянках. Тогда сельсовету в срочном порядке пришлось строить для Гуриных дом в Мариинском. Правда, землянкой пользовались еще много лет – проводили так каждое лето. Ее остатки сохранились до сих пор.

В начале 60-х годов на Сучу стали строить пионерский лагерь, в котором 20 лет спустя академику Окладникову предстоит простудиться: его перевезут сначала в Мариинское, затем в Хабаровск…

Памятники неолита

- Когда здесь был Окладников, я еще не до конца понимал, кто эти люди и что они делают. А вот всерьез археологией увлекся, когда в окрестностях Мариинского работали экспедиции Краминцева и Медведева. Было это в конце 80-х – начале 90-х, - рассказывает Леонид Гурин.

Краминцев и Медведев тоже копали на Щучьем. Оно и понятно: Сучу – крупнейший на Амуре остров, где представлено более 200 памятников эпохи неолита, настоящий остров-памятник!

- Они так интересно места раскопок определяли! Идешь с ними, внимания даже не обращаешь. Вот что значит местный, глаз «замыленный». А они глянут и говорят: тут копать надо. Копают, а там на глубине трех метров костровище. Вот как они это поняли?!! - до сих пор удивляется Леонид Гурин.

Когда археологи уехали, Гурин уже не мог остановиться: стал самостоятельно использовать то, что подсмотрел у ученых. В итоге за несколько десятков лет скопил внушительную коллекцию – наконечники орудий, украшения, предметы быта, оружие. На одном топоре даже осталась надпись, которую удалось перевести как «Стоять. Держать. Кровь».

- Я заинтересовался тогда, стал узнавать. И один из старожилов-ульчей рассказал, что сюда с верховьев Амура часто спускались хунхузы. Естественно, с целью грабежа. Поэтому ульчам приходилось часто воевать. Кстати, такие набеги стали причиной того, что ульчи стали селиться не на правом – более высоком и оттого более приспособленном для жизни берегу, а на левом, где было много проток и проще было укрыться от неприятеля, - делится выводами Леонид.

Еще один пласт «гуринских» находок можно отнести к борьбе на нижнем Амуре между «красными» и интервентами, в первую очередь, японскими. В Мариинском есть сопка, которая называется «Батарея»: отсюда хорошо просматривается водная гладь и удобно вести бой. Собственно, так и было – на сопке стояла артиллерийская батарея, за что сопку, в общем-то, так и назвали. Именно здесь Леонид и нашел пуговицу от мундира офицера-артиллериста японской армии. А еще затвор от винтовки «Арисака» и камень с уникальным рисунком в виде снежинки.

- Это древний камень. Я его дома хранил, но однажды внук затолкал его в печку, где он пролежал 1,5 месяца и сильно подпортился, - сокрушается Леонид Гурин.

А еще в коллекции археолога-самоучки много монет, начиная с первой половины XIX века, причем разных государств. Этому тоже есть свое объяснение. Во-первых, сюда спускались торговые люди из Китая. Во-вторых, существенный след в освоении нижнего Амура оставили казаки. В-третьих, сюда заходили японские суда с моря. Причем не только в царскую эпоху или времена ДВР, но и в 70-х годах прошлого века.

- У нас до 1974 года работала узкоколейная железная дорога, по которой из тайги вывозили лес. Затем его сплавляли по озеру Кизи до Мариинского и здесь уже его забирали сами японцы. Потом им разрешили подниматься лишь до поселка Маго в Николаевском районе, поэтому на Сучу мы формировали плоты и сплавляли лес катерами в Маго, - вспоминает Леонид Гурин, которому довелось поработать капитаном на одном из таких «толкачей».

Зная историю родного села, легче искать. Хотя часть артефактов помогла найти сама природа.

- За «Батареей» есть «штанина» - заводь такая, в большую воду она соединяется с Амуром, - рассказывает Леонид. - До наводнения в 2013 году я там косил сено. И вот как-то решил пройтись по берегу. Иду и вижу: камни лежат. Думаю: откуда тут камни взялись, если ил кругом? Сбегал домой, принес металлоискатель, а когда раскопал камни, то обнаружил угли. Как потом выяснилось, древние люди здесь украшения отливали. Надо было мне хотя бы один уголек отправить Краминцеву, чтобы он определил возраст, но не догадался я.

О том, что после масштабного наводнения на Амуре появилось большее количество исторических находок, нам рассказывали еще в школьном музее села Нижнетамбовское. Там, помимо прочего, нашли часть колокола. Есть мнение, что это один из колоколов Геннадия Невельского, который, как известно, старался в каждом селе на Амуре поставить церковь или часовню. Сейчас школьники Нижнетамбовского собираются отправить находку в Гродековский музей. Ждет интереса со стороны музейщиков и Леонид Гурин.

- Николаевский и Новосибирский музеи про меня знают, но поделиться находками пока не просили, - улыбается Гурин.

Ульч по национальности, Гурин не знает родного языка. Хотя его бабушка, с которой он жил в землянке, не только говорила по-ульчски, но была самой настоящей шаманкой. Ее даже похоронили по-особенному - сидя. Вот только все «ульчское» из Леонида и сотен таких, как он, «выбили» еще в советские годы. В школе, говорит, доходило даже до унижений. Поэтому своими находками он хоть немного пытается внести свой вклад в сохранение уникальной амурской культуры.

На фото:

1. украшение

2. топор

3. затвор японской винтовки Арисака

4. чжуржэнская монета

5. царская монета

6. советская монета

7-8. украшения

9. пуговица офицера-артиллериста

 

Алексей ЕЛАШ, фото автора.

"Приамурские ведомости", №46-2020г.
г. Хабаровск