Курс на комсомольский Стоунхендж
Как мы ходили к «Амурским столбам» - памятнику природы В Комсомольском районе, к северу от старинного села Нижняя Тамбовка*, у истока реки Дурал, на высоте 900 метров над уровнем моря, стоит Шаман - памятник природы краевого значения. Это каменная глыба, а по-научному - скальное обнажение. В ясную погоду с Амура видно, как по левому берегу, в глухой тайге, возвышаются легендарные «Амурские столбы» - некие мегалитические сооружения: Охотник, Собака, Шаман-Медведь - так люди назвали эти гранитные «скульптуры», созданные не рукой человека, а природой за многие тысячелетия до нашего времени. Здесь в минувшие выходные прошёл культурно-экологический фестиваль. В таёжные дебри Своё путешествие к «Амурским столбам» мы начали из Комсомольска-на-Амуре. В 8 утра выехали в сторону села Нижнетамбовское, которое стоит на правом берегу Амура. Там на лодке, группами, переправились через Амур и двинулись по ориентиру - чёрной шапке Шаман-камня - в таёжные дебри. За четыре часа прошли почти 8 километров. По пути мы несколько раз останавливались на привал. В первый день до скал мы не дошли. Разбили лагерь на полпути. Часть участников нашего похода принялась готовить ужин, остальные занялись уборкой территории. Вечером, за ужином, начальник отдела экологического просвещения Комсомольского заповедника, член Русского географического общества Екатерина Кондратьева рассказала о правилах обращения с бытовыми отходами и последствиях загрязнения природы, о поведении туристов в тайге. Виктория Пассар провела мастер-классы по изготовлению сувениров из бересты, с нанайскими рисунками. - Я работаю в Доме детского творчества Комсомольска-на-Амуре, преподаю детям декоративно-прикладное искусство с элементами народов Приамурья. Когда у меня умерла мама, я поняла, что должна сохранить традиции нашей семьи, знания о культуре нанайцев, передать их следующему поколению и рассказать о них жителям нашего региона, - говорит Виктория Пассар. - Мы с Анастасией Маслюковой из ансамбля «Гивана» (с нанайского - «рассвет») и Таисией Тришиной из музыкальной группы «Туманный лес» часто ходим в походы. Поход - это способ выйти за пределы повседневной жизни, найти новых друзей, поделиться своими ценностями. ...А когда стемнело, она провела ритуал кормления огня, обряд очищения и благословения. Её подруга Анастасия Маслюкова под варган Таисии Тришиной станцевала танец шамана. И потом... весь поход нас сопровождала отличная погода, было тепло и солнечно, «Амурские столбы» хорошо проглядывались со всех сторон. Но до них было ещё далеко... Труден путь к Шаману На следующий день, рано утром, наша группа отправилась к Шаман-камню, а это примерно 5 километров пути по тайге в горы. Первый подъём был на гору Адзи - на высоту почти 800 метров. С её вершины открывается красивейший вид на «Амурские столбы» и на долину самого Амура. На горе Адзи раньше стоял ретрансляционный пункт, здесь во время войны работала радиостанция. А теперь остались лишь деревянные стойки... Дальше мы спустились вниз, примерно на 200 метров, и снова поднялись. Вот он, Шаман. Мы стояли у подножья каменного великана. Кому-то камень Шаман медведя напоминает. Об этом сложилась легенда, которая записана из уст живших здесь нанайцев... Труден был путь к Шаману, ведь едва заметные тропы ведут к нему. Но, несмотря ни на что, это место привлекает к себе многие туристические группы, интересен он этнографам и краеведам. Насладившись мощью Шамана, мы отправились дальше - до верхнего лагеря у камня Охотник, а это ещё километр. Часть группы осталась у Охотника готовить обед, а остальные пошли до самой высшей точки - к Дельфину. По пути встречали различного размера каменные нагромождения: Черепаха, Собаки, Чаша... Такие у них народные названия. Сколько видели и пережили вместе с человечеством эти скалы, о чём молчат? На этот вопрос никто вам не ответит!.. Мы нагуляли аппетит и все вместе обедали на горной поляне у каменных истуканов. На обратном пути у Шаман-камня Виктория Пассар, Анастасия Маслюкова и Таисия Тришина организовали небольшой концерт с этнической музыкой и танцами. По пути к лагерю вниз группа остановилась вновь на горе Адзи, чтобы ещё раз насладиться видами долины Амура и каменными столбами, которые не случайно прозвали комсомольским Стоунхенджем - за монументальность и таинственность. Хотя, конечно, известно, что наши камни образовались в результате выветривания. Вода, ветер, лёд, низкие температуры обточили их, они стали гладкими и обрели причудливые формы. Путь к лагерю назад был лёгким. Вечером за ужином Екатерина Кондратьева рассказала нам о растениях, собранных за время похода. «Амурские столбы» - 39 раз Утром, на следующий день после похода, мы собрали палатки и двинулись вниз к Амуру. Пока ждали катер переправиться на другой берег, Виктория Пассар научила нас игре на варгане. Мы вернулись в Комсомольск, полные впечатлений от увиденного. С нами был Владимир Меринов, под руководством которого мы посетили основную группу останцов. Ему 69 лет, и он шёл на «Амурские столбы» уже в 39-й раз! - Несмотря на довольно высокий темп нашего похода и подъём с тяжёлыми рюкзаками в горы, с задачей мы справились, мы покорили «Амурские столбы», - сказал Владимир. - Трёхдневный тур на «Амурские столбы» - это классический маршрут похода выходного дня, - пояснила начальник отдела экологического просвещения Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева. - Многие люди не могут себе позволить надолго выезжать, а три дня - идеальный вариант. Такие походы доступны практически каждому, кто любит природу.
Наталья ФИШЕР, член РГО. Фото автора и участников похода. Комсомольский район. Автор благодарит за организацию похода руководителя движения «Планета Тайга» Виктора Решетникова. «Приамурские ведомости», №25
*Именно так зовут деревню жители, поэтому на карте и в энциклопедии вы её не найдёте - везде значится как Нижнетамбовское, а до середины 1950-х годов название писалось как Нижне-Тамбовское.
Справка Постановлением №7 главы администрации Хабаровского края от 20 января 1997 г. скальное обнажение «Шаман» площадью 520 га признано памятником природы краевого значения. Под охраной находятся сами скалы, представляющие собой останцы гранитных пород. Памятник природы является предметом гордости местных жителей, частью их прошлого, историческим и культурным наследием.
Кстати Родовую легенду о Шаман-камне когда-то записал нанайский писатель и собиратель сказок Валентин Ильич Гейкер:
«Много-много лет назад жили смелые, сильные, крепкие люди, что значит - си-маси (ты сильный, ты крепкий). Так и называлось их стойбище. И был в их роду великий охотник Ванда. Загордился Ванда, что самый сильный и великий охотник в роду, и стал убивать в лесу столько дичи, что люди не успевали её поедать. Видя, какое разорение несёт он родному краю, шаманы стали обращаться к богу, чтобы он вразумил Великого охотника. И вот однажды Ванда пришёл в соседнее стойбище и увидел там дочь шамана - красавицу Ады. Очень девушка ему понравилась, и пошёл он к старому Шаману - просить Ады в жены. Но старый Шаман ответил отказом: «Ты Великий охотник, но ты не знаешь меры, и скоро нам придётся покидать свои места. Всё меньше в лесу зверя и птицы. Ады не будет твоей женой». Очень обиделся Ванда отказу. Каждый род был бы счастлив породниться с Великим охотником, чтобы стать крепче и сильнее. И решил охотник убедить Ады бежать с ним. Но девушку и уговаривать не пришлось, она с первой минуты влюбилась в красивого, сильного юношу. Взяла Ады с собой в дорогу двух любимых собачек, и поздним вечером молодые ушли в гору. Проснулся утром Шаман - ни дочери, ни гостя, лишь следы на снегу указывают их путь. Превратился Шаман в орла, полетел вслед за беглецами и на вершине горы обнаружил стоянку, где влюблённые провели ночь. Оскорблённый отец решил сразиться с Великим охотником, но, чтобы соответствовать ему в силе и ловкости, принял обличие могучего медведя. Жестокой была схватка. Как ни силён был медведь, Ванда смертельно ранил противника. Умирая, из последних сил старый Шаман обратился к богу: «Останови Великого охотника, он слишком Велик». И, помня прежние обращения шаманов, бог поразил охотника молнией. Окаменел Ванда, прислонившись к шалашу, окаменели собаки, любимицы Ады, и сама девушка, упавшая во время схватки к подножию горы. Навеки застыл и старый Шаман в образе медведя». |