У ОЗЕРА БОЛОНЬ

О нанайской мастерице Марии Анатольевне Бельды и ее творчестве

Орнамент, аппликация, графика на рыбьей коже и бересте... Я не раз убеждался, что самобытное творчество Марии Анатольевны Бельды охватывало множество материалов и техник. Она рассказывала, как мать учила шить сложные узоры ритуальных одежд. Связь поколений в творчестве хорошо знакомой мне мастерицы была поразительно осязаемой.

Учитель по образованию, художник по призванию, Мария Бельды родилась в 1948 году в селе Джари Нанайского района, в рыбацкой семье. Она закончила педагогическое училище в Николаевске-на-Амуре и была направлена в школу села Ачан Амурского района учителем нанайского языка.

– Тогда учеников было больше. Да и жителей в Ачане тоже, потому что был рыболовецкий колхоз. Считай, 40 с лишним лет прошло, – говорила Мария Анатольевна.

Все эти годы она, как и другие ачанские умелицы, принимала участие в краевых, республиканских, общесоюзных выставках прикладного творчества. А сами нанайские рукодельницы приглашались на смотры мастеров народов Севера и в творческие лаборатории, одна из которых работала в Хабаровске летом 1987 года.

Память хранит ее дом – теплый, уютный, с двумя окнами и видом на протоку, соединяющую озеро Болонь с раздольем Амура. На стенах вышивки, рисунки. Рабочий стол вмещал швейную машинку, ткани, большие и маленькие ножницы. Рядом были нитки, металлические украшения к образцам одежды. Здесь же я увидел работы школьников-кружковцев...

Марии Анатольевне пришла мысль организовать творческий кружок, чтобы дети получали помощь в шитье, вязании и других несложных формах рукоделия. Она руководила им на протяжении многих лет.

– Сейчас приходится больше заниматься с ребятами, – признавалась умелица. – Самой шить и рисовать, разрабатывать композиции орнаментов не хватает времени. К тому же надо заниматься домом: топить печку, готовить дрова, таскать воду. Живем ведь по-деревенски!..

Она успевала и за внуками присматривать, и ходить в клуб на репетиции художественной самодеятельности. Вместе с другими местными мастерицами Бельды шила одежду для исполнителей нанайских танцев и песен.

В клубе проходили выставки и показы, в которых у Марии Анатольевны было свое место. И я узнавал присущий ее узорам почерк в новых работах. Рукодельница же радовалась успехам подрастающих учениц.

– Творчество – сложный процесс, и хорошо, что зарождается понимание культуры своего народа, – размышляла она. – Радует, что теперь в школах национальных сел работают кружки рукоделия. И детей учат не только шитью и вязанию, но и плетению из тальника, графике на рыбьей коже и бересте.

Мария Анатольевна показывала мне изделия кружковцев. Это были коврики-кумаланы, рукавички, одежда с нашитыми украшениями, аппликации, выкройки... Я видел: она была счастлива.

 

Александр РЕУТОВ, заслуженный работник культуры РФ.

Амурский район, Хабаровский край

Фото из архива автор

 

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 13 (8351)-2023

г. Хабаровск