Николай Чудотворец

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соот­ветственно, смерть и рождество святителя Ни­колая Чудотворца. По времени года эти празд­ники получили народные названия — Никола Зимний и Никола Осенний.

Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перене­сения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» проис­ходит от того, что этот святой во все века счи­тался покровителем моряков и вообще всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто — в благо­дарность за чудесное спасение на водах), в на­роде его называли «Никола Мокрый».

Николай Угодник родился в 270 году в го­родке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотво­рец раздал всё своё наследство бедным и про­должил церковное служение. В годы, когда от­ношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения, тем не ме­нее, продолжались, он взошёл на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называет­ся Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзыв­чивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всём этом Николай запомнил­ся современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и за­щитник христианства — обличал еретиков.

Ещё при жизни святитель прославился мно­гими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на судах, выводил из заточения в тюрьмах непра­ведно осуждённых.

Николай Угодник дожил до глубокой старо­сти и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.

На Руси Николая Угодника почитали «стар­шим» среди святых. Простые люди называли этого святого покровителем не только моря­ков и путешествующих, но и домашнего скота и диких зверей. Ещё ему молились об успехе в земледелии и в пчеловодстве. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей — с древности и вплоть до на­чала XX века имя Коля было самым популяр­ным среди русских мальчиков. *

Про Николу Зимнего (19 декабря) в народе говорили, что «на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит». Морозы к этому дню становились крепче. В избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы — пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые ува­жаемые люди села собирали в складчину бо­гатый стол и вели долгие беседы. А молодёжь предавалась зимним развлечениям — каталась на санках, водила хороводы, пела песни, гото­вилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне совершали «хождения в жито» — об­ходили поля, смотрели, как растут посевы. Счи­талось, что в этот день сам Николай Чудотворец помогает злакам расти, чтобы летом не было за­сухи и града, в Николин день устраивали крест­ные ходы — с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев — просили о дожде. Кроме того 22 мая первый раз выгоняли лошадей в ночное.

 

Историко-информационный краеведческий журнал «Казаки за камнем» №2-2015

Издание группы казаков Урала, Зауралья, Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока