Николай Чудотворец
19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия — Никола Зимний и Никола Осенний. Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю. Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и вообще всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто — в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый». Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал всё своё наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения, тем не менее, продолжались, он взошёл на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции. Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всём этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков. Ещё при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на судах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осуждённых. Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна. На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Простые люди называли этого святого покровителем не только моряков и путешествующих, но и домашнего скота и диких зверей. Ещё ему молились об успехе в земледелии и в пчеловодстве. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей — с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков. * Про Николу Зимнего (19 декабря) в народе говорили, что «на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит». Морозы к этому дню становились крепче. В избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы — пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодёжь предавалась зимним развлечениям — каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам. На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне совершали «хождения в жито» — обходили поля, смотрели, как растут посевы. Считалось, что в этот день сам Николай Чудотворец помогает злакам расти, чтобы летом не было засухи и града, в Николин день устраивали крестные ходы — с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев — просили о дожде. Кроме того 22 мая первый раз выгоняли лошадей в ночное.
Историко-информационный краеведческий журнал «Казаки за камнем» №2-2015 Издание группы казаков Урала, Зауралья, Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока |