Ты священник, и священник везде и всегда

ИЕРЕЙ СТЕФАН НОХРИН

Родился 29 апреля 1985 г. в с, Чныррах Николаевского района Хабаровского края.
В 15 лет принял крещение, после чего стал регулярно посещать храм, был пономарем, нес послушание на клиросе в храме свт. Николая Чудотворца г. Николаевска-на Амуре.
В 2002 году поступил на пастырские курсы в Хабаровске, а затем в 2003 году в Тобольскую духовную семинарию.

С 2008 г. продолжает обучение в Московской духовной академии. С 2008 года - преподаватель Хабаровской духовной семинарии.
25 октября 2008 года рукоположен в сан диакона с назначением в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Хабаровска.
С 2009 г. - заведующий Церковно-практической кафедрой, с 2010 г. - секретарь Ученого совета ХДС.
В октябре 2010 года назначен руководителем Отдела по работе с молодежью Хабаровской епархии.
21 ноября 2010 года рукоположен в сан священника.
5 мая 2011 года назначен руководителем Отдела катехизации Хабаровской епархии.
27 апреля 2011 года награжден набедренником и камилавкой.
В настоящий момент о. Стефан преподает в Хабаровской духовной семинарии латинский язык и миссиологию.

ИНТЕРВЬЮ С ИЕРЕЕМ СТЕФАНОМ НОХРИНЫМ

- Отец Стефан, Вы счастливый человек?

- Да. Очень. Хотя у меня нет многого, что обычно считается обязатель¬ным для счастья. Мое счастье - это в первую очередь Господь. Ведь все, в чем обычно люди видят счастье, на самом деле на поверку оказывается лишь внешним обстоятельством жизни, имеющим значение весьма и весьма относительное. И лишь в свете Божества раскрывается под¬линный смысл вещей.

Мне, как в той песне, немало дано. Я сам поражаюсь, насколько много - ведь я всего этого ничем не заслужил.

Во-первых, я - священник. Господь дал мне быть свидетелем и соучастником многих чудес. Когда на исповеди ты видишь, как меняется человек, как он освобождается от всякой духовной грязи, которая его душит, когда наблюдаешь, как жизнь его наполняется смыслом, а глаза -светом надежды и веры, радость от этого невозможно передать. Когда ты крестишь малыша, у которого впереди вся жизнь, и смотришь на родителей, посвящающих свое дитя Богу, их счастье и любовь переживаешь как свои. Когда венчаешь молодую пару, преподавая им благословение Божие на семейную жизнь, на рождение детей, на преодоление всех трудностей и на обретение подлинной радости супружества, осознаешь себя причастным к святыне и таинству рождения семьи - чего-то бесконечно ценного и неповторимого. Говорить об этом трудно - для того, чтобы это понять, нужно на себе испытать. И мне это Господь дал! Не понимаю, за что.

Во-вторых, я муж и отец. У меня замечательная семья, которую я очень люблю. Знать, что рядом с тобой человек, которому ты можешь доверять как себе, и даже больше, наблюдать, как растут твои дети, как они делают первые шаги, как говорят первые слова - что может быть ценнее? С этим не сравнятся никакие деньги, материальные блага, это ценнее здоровья. Иногда семья приносит жуткую боль - например, когда болеет ребенок. Ты держишь его на руках, а он плачет. Ты готов сам десять раз переболеть за него, не принимая лекарств. И самое тяжелое, что ты не можешь этого сделать. Часто нет времени даже на сон, не говоря уже про какие-то развлечения, которыми живут многие люди моего возраста. И кто-то сказал бы, пожалуй, что я потерял свою молодость. Но это не так! Лучшие свои силы я отдаю своей семье, своим детям, а не случайным знакомым, которые потом не будут иметь ко мне никакого отношения - разве это потеря? Иногда вечером я смотрю на жену, на двухлетнюю дочку, спящую с игрушечным поросенком Хрюшей, на пятимесячного сына, сопящего во сне рядом с плюшевыми медведями, и понимаю - ни за что на свете, ни при каких условиях - я не променял бы их ни на какие удовольствия, ни на кажущуюся «свободу», ни на должность, положение в обществе, богатство - весь мир мне дайте - не возьму. Они - мое счастье.

- Отец Стефан, когда Вы решили, что будете священником?

Очень часто, когда мирянин смотрит на священнослужителя, то у него невольно возникает вопрос о жизни до принятия сана, что подвигло человека на такое служение. Вот как складывалась Ваша жизнь?

Я рос в деревне под Николаевском-на-Амуре. Город был хотя и не слишком далеко, однако ездили мы туда лишь по необходимости. Естественно, церкви в деревне не было, а в городе она располагалась в домике из-под планетария, да еще в том районе, где мне никогда не приходилось бывать. Лишь пару раз мама брала меня с собой, когда ездила в храм на Пасху.

Семья моя не была церковной, однако в доме всегда были иконы, Библия, молитвослов. В Бога мы верили, красили яйца на Пасху, ездили на кладбище на Троицкую родительскую субботу - в общем, делали, что могли. Хотя, конечно, это не было подлинной церковной верой, но я могу сказать, что именно родители вложили в меня стремление к Богу с самого детства.

Причем мысли о Нем были со мной всегда, я размышлял о том, что такое праведность и грех, оценивал с этой точки зрения свою жизнь (и далеко не всегда был удовлетворен результатами этой оценки). Я знал молитву «Отче наш», читал ее каждый вечер перед сном. Помогли моему становлению как христианина и протестантские мультфильмы по телевизору, они назывались «Суперкнига», как сейчас помню - там дети открывали Библию и переносились во время Еесобьищ становясь их свидетелями. Так незаметно для всех я рос человеком религиозным, хотя никому никогда особенно этого не показывал, да меня наверное, и не поняли бы.

Но в один прекрасный день все изменилось. Когда мне было 15 лег, осенью мы поехали за ягодой с родственником, который был человеком глубоко верующим, регулярным прихожанином храма. Мы долго беседовали с ним, и его живая вера дала мне стимул - я твердо решил наконец исполнить свою давнюю мечту - принять Крещение. В следующее воскресенье мы с мамой поехали на «разведку», но получилась «разведка боем»: там мы встретили того самого дядю Володю, который сделал все для того, чтобы я тут же и принял Крещение. С тех пор я считаю его своим крестным отцом и человеком, который сыграл в моей жизни одну из важнейших ролей. Я всегда буду ему благодарен.

С тех пор я стал ходить в храм каждое воскресенье. Вскоре я решил, что ничто другое мне не нужно, и с этим пришел к настоятелю - о. Александру Волошину, который отправил меня сначала на клирос, потом взял в алтарь. Это - второй человек, которому я буду благодарен до конца жизни. Руководил он моим воцерковлением очень строго, получал я по первое число. Но я видел, что эта строгость определяется заботой обо мне, и даже мысли не возникало о том, что должно быть как-то иначе. Потом эта школа помогла мне: Тобольская семинария, где я учился, славилась строгостью своей дисциплины, так что многие не выдерживали. Но мне уже ничто не было страшно, я был подготовлен к любым испытаниям. Ну а после окончания школы так все и пошло: сначала учеба на курсах в Хабаровске, иподьяконство у владыки Марка, потом семинария. Там я женился, потом - приезд сюда, в Хабаровск, здесь - два года дьяконства, преподавание в семинарии, заочное обучение в Московской духовной академии, другие послушания. Потом - священство, в котором я тоже уже два года.

- Что для Вас означает священство?

- Крест. Но крест в христианском его понимании: ведь Господь не только был распят, без Креста не было бы и Воскресения. Тут тоже самое: порой то, что ты должен делать, заставляет цепенеть от ужаса. Ведь маленьких детей приходится не только крестить, но и отпевать (слава Богу, не часто). Каждый раз, когда едешь в онкоцентр, едешь словно на растерзание - ведь та боль и тот ужас, который переживают люди, знающие свой жуткий диагноз, не остается чужой, она становится твоей. А на исповеди слышишь иногда такое, что заходя в алтарь, заглядываешь в зеркало - не поседел ли?

Но по-другому нельзя. Потому что кто-то должен это делать. И если Господь тебя призвал, а ты согласился, то делать надо с полной отдачей. И если это так, то Господь дает радость: когда ты на себя принимаешь чужую боль, ты ведь ее облетаешь для ближнего. И радость увидеть на исповеди раскаяние грешника, его воскресение для новой жизни с Богом - она стоит того, чтобы перед этим окунуться в ад, созданный в его душе грехом и пороками. А если ты не разделишь с людьми горе от смерти близкого, то кто это сделает?

Когда я только приехал, думал: ну вот, буду преподавать, ведь специалистов по латинскому языку не так-то и много, а священником не стану. Страшно было. Но владыка Марк это дело быстро пресек. Я ведь от него даже прятался, до того не хотел на себя взваливать эту ношу. Впрочем, наверное, даже тогда я до конца не понимал, насколько этот крест тяжел. Со времени рукоположения как будто гору взвалили на плечи, и с тех пор, где бы я ни был, она всегда со мной - нельзя расслабиться, забыться, переключиться... Ты священник, и священник везде и всегда: не только в алтаре, но и на отдыхе, в самолете, на улице, в бане... Если бы знал тогда, что это такое, сбежал бы, наверное. Но теперь другого не хочу - все это нужно не только для тех, кому я могу помочь прийти к Богу (если это не слишком самонадеянно звучит, ведь веду их не я, а Сам Господь). Это нужно мне самому в первую очередь - чтобы учиться состраданию, терпению, любви, великодушию, прощению. Если тебя призывает Господь, надо на этот призыв отвечать. Иначе это будет предательством: ты мог помочь, и не помог; ты должен был разделить чужую боль, но пожалел себя, ты знал, что тебе даны силы для подвига, но просто струсил! Так нельзя.

- Это правда, что дом священника стеклянный?

Нет. Это просто большая лупа. Стекло показывает, что за ним на самом деле. А в случае со священником - ты еще только чихнуть собираешься, а тебя уже хоронят. Многое нельзя себе позволить, что можно простому человеку. Нельзя бегать за автобусом, нельзя на улице пить квас из бутылки - потом узнаешь, что все попы только тем и занимаются, что пьют пиво под заборами семь дней в неделю. У нас в России подавляющее большинство людей являются крупными специалистами в четырех областях: политике, экономике, медицине и религии. Каждый считает своим долгом объяснить священнику, как все должно быть устроено в церкви. В конце концов, правда: что может священник понимать в церковной жизни? Это же нонсенс! И только Иван Иванович на кухне за рюмочкой чая знает, как управлять государством, как вылечить язву алкоголем (а врачи-то, глупые, почему-то лекарства назначают), и, конечно же, каким должен быть священник, его семья и его жизнь. Но к этому привыкаешь. Стараешься просто жить честно, следить за собой, чтобы какими-то непродуманными действиями никому не дать повода для смущения. Но ведь и священник - человек. И кстати, вполне со своими недостатками. Люди адекватные это понимают. А тот, кто хочет найти грязь, найдет ее и там, где ее в принципе не может быть.

- Что самое сложно в семейной жизни? Насколько Вы единодушны с матушкой, насколько серьезны бывают ваши разногласия? И что для Вас, для создания уюта, мира, гармонии в семье было и остается самым главным?

Главное - это симпатия, доверие и уважение. Из этого потом вырастает любовь. Мужчина - глава семьи. И главенство это - в ответственности. У тебя нет больше своих интересов, противоположных интересам жены.. Все, что ты делаешь, должно быть мотивировано ее благом. Если это  так, она будет тебе доверять. Тогда  семья будет едина. Тогда будет и  уважение. Никогда нельзя своим  главенством спекулировать, пытаться использовать его, чтобы переложить груз обязанностей на жену, а самому расслабляться. Иначе она начнет защищаться, и это будет той трещиной, которая потом перерастет в пропасть и разрушит семью. Не станет доверия - исчезнет и уважение, а потом  и симпатия. Тогда не будет и семьи.  Апостол Павел пишет, что мужья  должны любить своих жен как свои тела: ведь что бы мы ни делали, мы  всегда заботимся, чтобы это не повредило нашему телу - иначе нельзя.  И недостатки мы телу прощаем, и любим его, и жалеем. Также следует относиться к жене.    А жена должна понимать, что  мужчина - лидер по природе. Он должен быть главой семьи, он должен чувствовать себя мужчиной рядом с женой. Надо, чтобы он стремился  домой как на праздник, как в свою крепость. Поэтому не надо лезть женщине на это место. Если она становится в семье мужчиной, то муж перестанет себя мужчиной чувствовать. И он найдет другие варианты: за бутылкой мы все герои - потому и пьют столькие мужчины сейчас. Или еще хуже - есть другие женщины, которые дадут ему почувствовать себя мужчиной рядом с собой. Потому и столько семей сейчас распадается. Семья - сложнейшее дело, за которое многие берутся, но, к сожалению, не у многих получается.  А ведь счастлив тот, кто счастлив у  себя дома. Поэтому всем хочется  пожелать терпения, уважения друг ко другу и мудрости. И помощи Божией, конечно.

- Как вы считаете, возможна ли между батюшкой и матушкой влюблённость, обычная человеческая любовь? Или это всего лишь сотрудничество с общими целями и интересами?

- Священник тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Более того, невозможно и даже противоестественно было бы создавать семью без любви. Мы же не роботы.

- Мужчина - глава семьи, добытчик, а вот священник думает о хлебе насущном, чем и как он будет обеспечивать свою семью?

Об этом трудно не думать, ведь семью содержать надо. Но Господь так премудро все устроил, что священник, который трудится самоотверженно ради людей, с голоду  никогда не умрет, как и его семья. Люди видят, когда к ним относишься искренне, не жалеешь сил и времени, и притом не ради денег, и отвечают любовью на пастырскую заботу. Хотя, конечно, богатства ждать не стоит, например, ни у одного священника, служащего у нас в Преображенском соборе, нет собственной машины. Но ведь главное не в этом.

-Отец Стефан, Вы являетесь руководителем отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии, и о Вашей деятельности давайте начнем нашу беседу с того, что я попрошу Вас раскрыть понятие «катехизация».

- Катехизация - это помощь человеку, желающему стать христианином. Ведь Церковь - это сложнейший организм, и сразу сориентрироваться в нем довольно трудно. Надо научиться молиться - и дома, и в храме, узнать вероучение и нравоучение Церкви. Чтобы быть христианином, нужно исправить свою жизнь в соответствии с нравственными нормами Православия. Немыслимо также бытие христианина вне конкретной церковной общины. Все это надо освоить, причем одновременно. И в этом человеку, только что пришедшему в храм, нужна помощь. Если грамотно выстроить соотношение всех этих процессов, то можно избежать многих ошибок, которые часто разрушают духовную жизнь человека.

-Как бы Вы могли определить цели и задачи катехизации?    

- Основная цель катехизации - помочь человеку стать самостоятельным христианином. Что это значит, я уже говорил: молитва, знание веры, исправление жизни, вхождение в жизнь общины. При этом ни в коем случае нельзя применять насилие,   тащить человека против его воли. Ведь он должен научиться любить Бога, а насильно мил не будешь.

Я бы сказал, катехизация – это этап духовной жизни человека, который нельзя перескочить, иначе  будет плохо.

Был случай, когда человека, годами читавшего утренние и вечерние молитвы, попросили от  себя что-то сказать Богу. И он ответил: «Я боюсь». Не научив   человека предстоять пред Богом в молитве, нельзя совать ему в руки молитвослов с непонятными церковно-славянскими текстами, иначе есть риск, что он так никогда и не поймет, что такое молитва.

Другое: человек должен отказаться от греха. Но ведь грехи разные бывают:   есть грехи смертные, то есть, те, за которые в Ветхом Завете карали смертью: супружеская измена, убийство,   блуд, колдовство, грубое непочтение   к родителям. Человек, который так живет, не может называться христианином. От этого надо отречься  на первом этапе воцерковления. А   есть грехи, с которыми ты будешь  бороться всю жизнь - аскетические: гордыня, раздражительность, трусость, жадность... От этого волевым   актом не откажешься, здесь нужна  длительная духовная работа, борьба. Если человеку этого не объяснить, то он может впасть в уныние, видя свои мысленные согрешения и не имея надежды. Или наоборот: если все грехи одинаковые, то можно изменить жене, пойти на исповедь, получить прощение и потом грешить дальше -ведь тщеславие же прощается на исповеди.

То есть, катехизация - это такой первый класс, где человека учат самым элементарным вещам, которые должны быть аксиомой для любого христианина. А дальше идет уже духовничество, духовное возрастание человека, процесс более сложный, но, как мы увидели, невозможный без этого первого класса.

Я - молодой священник, и за духовничество особенно не берусь -для этого надо много опыта, высокая духовная жизнь. А вот катехизация -то, что я понимаю. Впрочем, когда я начал ею заниматься, увидел, что здесь нужно не меньше труда и мудрости - ведь от тебя зависит дальнейшее духовное развитие человека. Проще говоря, учитель начальных классов должен быть не менее, а иногда и более мудр, чем преподаватель физики в старших. Вот и прошу у Господа, чтобы даровал разум и благодать, чтобы покрывал мои ошибки там, где моего ограниченного понимания не хватает.

- Кто такой катехизатор?

- Катехизатор - проводник. Тот, кто встречает человека при входе в Церковь и ведет его к осознанному участию в Таинствах. И к нему предъявляются особые требования: это должен быть взрослый, разумный человек, имеющий серьезный церковный опыт. Доброжелательный, но в то же время в меру строгий, умеющий относиться к людям с любовью и готовый жертвовать своим временем, силами и ресурсами для тех, кого он ведет по пути воцерковления.

- Отец Стефан, в чем сущность христианского свидетельства?

- В свидетельстве и сущность. Этот мир устал от собственного зла, захлебывается в нем. А Господь нам дает силы жить иначе: уметь любить, прощать, не опускаться до мелочных ссор, пошлости. Вот об этой иной прекрасной и радостной жизни с Богом мы должны свидетельствовать людям. В первую очередь, своей жизнью, а потом - словами.

Люди приходят креститься по разным мотивам. Одни видят в Церкви и крещении некий оберег, другие хотят креститься «Потому что болеем много, чтобы не болеть». И почти никто, приходя креститься, не ищет того, о чем сказал Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», евангельская мотивация очень редка. Как донести это до людей, при чем так, чтобы было просто и понятно?

- По Вашему мнению, как сегодня должна проходить катехизация тех, кто хочет креститься?

В истории Церкви такая подготовка длилась всегда не менее года. Сейчас, к сожалению, у нас  нет на это ресурсов. Поэтому приходится исходить из того, что имеем.

Мы не можем полноценно приобщать к жизни Церкви всех, кто приходит креститься. Но мы должны дать человеку первоначальный опыт христианской жизни. Именно на это и нацелена та система подготовки ко Крещению, которая есть в нашей епархии сейчас. Человек узнает минимум информации о вере: о Боге, о Церкви, о Заповедях, о Исповеди, Крещении. В течение четырех недель он получает первоначальный опыт молитвы: утром и вечером молится дома, в воскресенье ходит в храм. Потом - исповедь или исповедальная беседа лично со священником, где выясняется, готов ли он отказаться от смертных грехов, о которых мы выше говорили, хочет ли стать членом Церкви, ведь Крещение - именно вступление в Церковь. И если человек отвечает, что ему близко то, что он слышал на беседах, ему нужен Бог, он хочет стать лучше, добрее, отказаться от крайних проявлений греха, и принимает Церковь как путеводную звезду для этого - тогда он допускается до Крещения. Впрочем, конечно же, надо понимать, что это - все же не норма. Людям надо помогать действительно входить в церковную жизнь, а не просто позволять потоптаться у входа. Даст Бог, когда-нибудь мы к этому придем.

- Бывают ли случаи, когда нужно отложить таинство?

Да, если человек не готов. Если он не прошел эту минимальную подготовку полностью: например, ходил на беседы, но не молился. Он не получил опыта молитвы, и не сможет молиться потом - какой из него христианин? Надо дать ему возможность этот опыт получить. Или если человек не принимает свидетельства Церкви. Был такой случай: приходит мужчина к батюшке и говорит: «Изменять жене, - это, конечно, может быть, и плохо, но вы знаете, кем я работаю?». Священник в ответ: «И кем же?» - «Дальнобойщиком!». То есть, заповедь надо немного поправить: всем нельзя, кроме дальнобойщиков. Потом присоединятся капитаны дальнего плавания, космонавты, военные - все, кто захочет себя оправдать. Но моральные нормы для всех одни: если нет, то нет. Если человек не готов принять Бога и Его Заповеди такими, какими их Бог дал, тогда зачем произносить обещания во время Крещения? - Как вернуть отпавших от Церкви? - Только любовь и понимание способны на это. Ведь, если быть честными, порой виноваты в этом отпадении не только сами отпавшие, Может быть, пришла девушка в храм со своим горем, а ее обругали там за джинсы или за то, что зашла без платка. И она ушла с горечью и обидой. Вот как ее вернуть? Доказывать, что она была не права? Может, и была. Да только гораздо более неправ был тот, кто не оказал христианской любви и поддержки, а повел себя так, как не подобает христианину. Надо уметь просить прощения, понимать людей, прощать им неумелость и неопытность, а где-то и греховность. Люди просто хотят добра и понимания. И Христос нам именно это заповедовал.

- Сегодня очень остро стоит вопрос о духовничестве, нет духовников, потому, что нет послушных духовных чад? Которые безропотно выполняют все, что говорит духовник?

- Пока не будет катехизации, не будет и духовничества. Потому что это - две ступеньки одной лестницы. Духовно развиваться может человек, получивший первоначальные знания, молитвенный опыт, опыт нравственной работы над собой. В конце концов, какое духовничество может быть в отношении человека, который не знает Заповедей Божиих, не знает о значении Креста и Воскресения для спасения человечества и человека. Какие глубокие духовные прорывы могут быть у человека, живущего в смертном грехе? Да, действительно, нет духовных чад. Но они же с неба не падают - их воспитывать надо.

- Батюшка, скажите, для чего вообще необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

- Некоторые люди принципиально ищут духовника в монастыре и даже не заглядывают в храм рядом со своим домом...
Это глубокая ошибка. Монашеский и мирянский пути спасения по своей специфике очень различны. Монах отрекся от мира, а мирянин - он даже по названию МИРЯНИН.

Бывает так, что приходит человек, начитавшийся монашеской литературы, и говорит: «Не могу победить сребролюбие». Начинаешь разбираться: а в чем оно проявляется, это «сребролюбие»? Оказывается, человек хочет заработать побольше денег для того, чтобы достойно содержать семью, детей, чтобы купить квартиру. Но какое же это сребролюбие? Это - абсолютная НОРМА. Более того, апостол Павел говорит, что тот, кто не заботится о семье, отрекся от веры и хуже неверного. И действительно, если ты не заботишься о семье, какой же ты мужчина? А между званием мужчины (а это - не просто биологический признак, это звание, которое надо еще заработать) и званием христианина нет никакого противоречия. А человек думает, что это грех, и понимает, что от этого «греха» ему никогда не избавиться - ну не бросать же семью, в конце-то концов! И впадает в уныние или духовную апатию - мол, все равно грешу,   чего уж там к чему-то стремиться, я в Церкви - человек второго сорта. А  это вовсе не так! В Церкви все - братья  и сестры. Просто все разные.

- Так что же делать человеку, который только пришел в Церковь и ищет своего духовника? Как   сделать правильный выбор?    

- Сначала нужно найти катехизатора. Воцерковиться, твердо встать на ноги в качестве христианина, а потом   уже задумываться о духовнике. Если   скакать через ступеньки, можно споткнуться и переломать все ноги.

- Последнее время все чаще и чаще слышу такое мнение, что православное мировоззрение,   православная этика являются тормозом для развития страны...

- Что Вы считаете своим главным достижением?

- Нет у меня достижений, есть только дары Божии.

- Какую добродетель Вы цените выше всех или выше всего?

- Доброту. Именно ее нам сейчас так не хватает.

- Ваше любимое слово?

- Какова добродетель, таково и слово - доброта.

Интервью провела Юлия Алексеева

Из газеты о православной жизни «Образ и подобие» № 6 (11) август 2012