Возрождение православных традиций
Протоиерей Олег Теор о пастырской работе среди военнослужащих. Протоиерей Олег Теор - один из тех священников, которые «горят» на работе. Хотя с первого взгляда в нем трудно распознать «военного» батюшку: уже не молодой, отнюдь не богатырское телосложение, длинная седая борода… За его плечами - богатейший опыт окормления военнослужащих, в том числе и в условиях боевых действий. Именно он благословлял на последний бой воинов знаменитой шестой роты ВДВ, геройски погибшей в Чечне. Он же служил по ним первую панихиду… В настоящее время отец Олег окормляет бойцов 76-й Краснознаменной Черниговской десантно-штурмовой дивизии и одновременно руководит отделом Псковской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами. О своем служении, о его трудностях и задачах батюшка рассказал корреспонденту. * * * * * - С чего началось ваше служение в воинском храме?
- В 1990-е годы я служил в Псковском Кремле, в Троицком кафедральном соборе и, к счастью, знал очень многих людей, понимающих необходимость служения Церкви в армии. Тогда же я нередко приезжал в Москву с целью обсудить этот вопрос, и в Псков приезжали люди, занимающиеся данной проблемой, в том числе и отец Димитрий Смирнов, который в настоящее время возглавляет Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами. - В чем заключается ваше служение в дивизии? - В 76-й дивизии я оказался случайно - просто больше некому было ее окормлять, а военнослужащие, в том числе и командиры, просили за них молиться, когда они отправлялись в Чечню. На сегодняшний день в различных войсках я провожу занятия, лекции, подключаю наших священников, историков, ученых к общению с военнослужащими. Мы посещаем их части, проводим экскурсии и по городу, и по храму, ездим в Псково-Печерский монастырь и в другие святые места. - Как к этому относятся военнослужащие? - В большинстве случаев - очень положительно. Мы возродили воинский хор, который поет в субботу вечером и в воскресенье утром, проводим спевки... Многие из солдат с удовольствием пономарят, звонят на колокольне, помогают в уборке храма. С интересом смотрят военно-патриотические и церковные фильмы. Есть среди солдат убежденные христиане, есть желающие креститься и присоединиться к нам, а есть и такие, кому наше общение тягостно - желание поспать одолевает или находятся другие дела. Если такие и заходят в храм, то видно, что все мысли их где-то далеко, и они торопятся поскорее уйти. - Участие в церковной жизни добровольное? - Да, конечно. Иногда на какой-нибудь большой праздник, например на Рождество Христово, строем приходит много солдат. Но в этом большой пользы нет: часть из них больше простаивает на улице… Кто-то курит, кто-то разговаривает… - Вам не приходилось прыгать с парашютом или, например, передвигаться на танке? - Нет, владыка сказал, что в этом нет необходимости. А на БМД мне приходилось передвигаться по необходимости - по непроходимым дорогам в Чечне. - Это было во время военных действий? - Конкретно в военных действиях участвовать не пришлось, но я повсюду был с нашими воинами. Священник обязан идти туда, куда посылают военных. Когда я был в «горячих точках», меня встречали с особой радостью. Разумеется, было немало интересных случаев. Очень многие военнослужащие просили молиться, и, конечно, молитва помогала. Бывало и так, что после усердной молитвы самих военнослужащих совсем не было потерь. Так было в чеченскую войну. Во время тех горестных событий жены и родственники военнослужащих почти каждый день приходили в храм и подавали записочки о здравии своих мужей и детей. - Многие ли исповедовались, причащались? - Да, многих исповедовал, причащал, а потом некоторых, увы, и отпевал. Панихиду по бойцам шестой роты я первый раз отслужил в самолете, по дороге домой. Когда прилетели в Псков и выгрузили гробы, то тоже вместе с военнослужащими, с сыновьями и женами погибших отслужили панихиду. - Страшно было в Чечне? - Конечно, было не по себе, ведь даже просто пребывание там - это риск: ты не знаешь, останешься живым или нет, вернешься домой или нет. Хотя непосредственно «под пулями» не бывал, но были опасные места, где нельзя сделать лишний шаг в сторону, потому что можно взорваться в любую минуту - везде замаскированные фугасы и мины. - Как относились военнослужащие к вашему присутствию? - Некоторые военнослужащие вот уже более десяти лет с радостью вспоминают, как я находился с ними в Чечне, приезжал к ним даже ночью. Однажды один командир на 23 Февраля получил единственное поздравление - от меня. Ему было обидно, что никто его больше не поздравил - ни город, ни область, ни сослуживцы, ни начальство - было и такое… - Война в Чечне - единственная на вашем счету? - Нет, мне приходилось находиться с нашими десантниками в Сербии. - Были ли вы в Афганистане? - Нет, тогда это не поощрялось. Но ветераны или участники афганской войны приходят к нам, у нас даже есть специальный памятный стенд. В прошлом году у нас было торжественное открытие мемориальной памятной доски, на которой запечатлены имена тех псковичей, кто погиб после 1945 года. - Введение священника в штат военной части - необходимая мера?
- Нынешние солдаты - очень непростые ребята, они воспитывались при отсутствии каких-либо идеологических составляющих, дающих осознание необходимости воинского служения Отечеству. Поэтому духовное окормление должно не просто заполнить «идейный» вакуум, но способствовать формированию истинных, христианских ценностей, обуславливающих высокий нравственный уровень личности, понимание долга и ответственности каждого человека по отношению к своим близким и к своей Родине. - Какие качества вы воспитываете в воинах? - Любовь к Богу и Отечеству, настоящий патриотизм, любовь к Родине не за деньги, выгоду, а потому что она - Родина. - Расскажите о православных традициях, которые вы поддерживаете в рядах армии.
- Мы освящаем помещения, оружие, служим молебны, совершаем поминовение, в том числе и воинов знаменитой шестой роты. В день памяти погибших десантников приезжают родственники, и вместе с ними мы ходим на могилы. Перед Днем Победы с военнослужащими и с гражданами города, школьниками, детьми также служим панихиду. Участвуем в крестных ходах - например, в день города от нашего воинского храма мы идем около двух километров пешком с большой иконой Александра Невского и хоругвями. В среднем в этом ходе участвует 100-400 человек военнослужащих - в зависимости от того, сколько их отпустят. На Пасху во время крестного хода военных бывает меньше, зато в храм их приходит больше. - А как относятся к верующим солдатам их невоцерковленные сослуживцы?
- Бывает, что и как к «белым воронам». Чаще всего это проявляется со стороны младшего командного состава: они посылают верующих ребят на тяжелые работы, а время, проведенное в храме, заставляют отрабатывать, дают дополнительные наряды. Но в разных родах войск ситуация разная. - Каким вы видите сотрудничество Церкви и армии в будущем? - Я думаю, это отношение будет меняться только в лучшую сторону. Российская армия без священнослужителей для меня непредставима. На фотографиях: 1. Протоиерей Олег Теор. 2. В Пскове день ВДВ - это почти день города. 3. Возложение венка к памятнику погибшим десантникам. 4. Встреча с генерал-полковником Резником Н.И. 5. На военно-патриотическом уроке в школе № 15 г. Пскова. 6. На дне призывника. 7. Священник Олег Теор. 8. Панихида по убиенным и расстрелянным в годы репрессий. 9. После панихиды по погибшим воинам. 10.Принятие присяги у воинского храма. 11.Родственники павших за Родину.
12.Старейший ветеран дивизии полковник в отставке Алексей Соколов (99 лет). |