«Ах Рассея, моя Рассея…»
Сергею Александровичу Есенину 3-его октября исполнилось 115 лет С.А.Есенин бесспорно стоит в одном ряду с корифеями русской поэзии: Пушкиным и Лермонтовым, Некрасовым и Тютчевым, Блоком и Гумилёвым. Почему? Ответ прост и понятен каждому русскому человеку: его стихи - это сама душа и само сердце России. И потому-то, наверное, есенинские строчки особо музыкальны, как ничьи другие, лиричны и проникновенны. Истина бесспорная. Время все расставило по своим местам…. Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли, с названьем кратким – Русь, - лучше, по-моему, и не скажешь… При жизни, как большой русский талант, Есенин явно не вписывался в тот образ и в ту когорту рифмоплетов, а проще говоря окололитературных бездарей и проходимцев всех мастей, которые диктовались новой жизнью и новыми порядками. Да и сама эпоха революционных потрясений и гражданской смуты – не время для лирики, будь она хоть трижды талантливая, как у Сергея Есенина. Увы и ах! Иные времена, иные нравы… То, что позже вменялось ему РАППом ( понимайте: врагами и завистниками), как философия упадничества и воспевание отсталой деревенской жизни, по сути своей оказалось (да и бесспорно было всегда, именно всегда) глубочайшим лиризмом и тонкой проникновенной любовью к Малой своей Родине, дороже которой для Есенина ничего не было и быть не могло. Да и только ненавистники всего русского и православного могли беззастенчиво охаять «Письмо к матери», «Клен, ты, мой опавший», «Отговорила роща золотая» и еще, и еще и еще… Это - как плюнуть в святой колодец, в светлый незамутненный родник, в самую русскую душу. А сколько еще было таких гадостных плевков – не счесть. Страстно любило сердце поэта жизнь, чтобы на излете своего земного пути выдать на гора величайший шедевр русской поэзии, поэму «Анна Снегина»,сравнимую лишь с пушкинским «Евгением Онегиным». Потому-то, наверное, так яростно и страстно (уже в другое время и в другую эпоху) В.С Высоцкий играл на сцене Таганки и самого Есенина и его Хлопушу в бессмертном «Пугачеве». Одна из звездных ролей знаменитого барда и актера. Вся энергетика русской души от одного Мастера без остатка влилась в творчество другого Мастера, преодолев без усилий время и расстояние. Про таких людей принято говорить - родственные души…
У Есенина при жизни все будет потом. Потом, спустя десятилетия.Признание и слава, всенародная любовь и многомиллионные тиражи его книг.
Как смехотворны сейчас, с высоты нашего времени, отсюда, из двадцать первого века, беспощадные нападки номенклатурных критиков на поэта и обвинение его в «хулиганстве» и воспевании дна человеческого общества («Москва кабацкая»). Но это сейчас и здесь, а тогда поэт, даже такой как Сергей Есенин, мог запросто загреметь и в расстрельные списки, несмотря на свое самое что ни на есть крестьянское происхождение. Стихи поэта безжалостно хлестали по физиономиям тех, кто вновь «забурел» в сознании своей махровой сытости в объятиях материального преуспеяния, враз почувствовав себя – «Ого-го-о! смотрите, какие мы крутые! Любуйтесь на нас, фартовых!» - хозяином новой жизни. Разумеется, не только в Москве. К этим скороспелым буржуям у крестьянского поэта был особый счет, свое отношение к новоявленным нуворишам, в сущности своей - подлым людишкам, никчемным хапугам и барышникам. Уж им-то, точно, жизнь российской глубинки с ее повседневным крестьянским трудом и непосильными заботами, когда совсем недавно по стране прокатились без перерыва две губительных войны, эта жизнь была, мягко выражаясь, безразлична. Наплевать на всех и вся, вот их жизненное кредо.
Ну а смолчать-то Есенин не мог. Да и как молчать, когда кругом такое творится. Посему «хулиганский» цикл стихов Есенина – это был дерзкий талантливый эпатаж. Не более. Но какой!...
Но было и другое. Не только скандальная слава по Москве. Не только!
«Мне осталась одна забава –
Свист… Это так по-русски, отчаянно и дерзко, разбойно, как у Стеньки Разина, как всегда велось на Руси – матушке, когда другого уже не дано.
Стихи Сергея Есенина, его поэзия.
Помните, как звучали одноименные романсы в божественном исполнении грузинских вокалистов из «Арэро»? Или как рвал вашу душу несравненный цыганский маэстро Николай Сличенко, исполняя эти песни?
В подтверждение тому – целый многочасовой концерт, посвященный Сергею Есенину. На его стихи и баллады. Да какой концерт!
… И снова, как в примере с Владимиром Высоцким, родственное слияние душ – стихи Сергея Есенина, положенные на музыку Александра Новикова. А, впрочем, по- другому быть не может. Да и кто бы спорил! В русской литературе Есенин – не сиюминутное модное явление. Промелькнул, и нет его. Отнюдь. Есенин это целый пласт национальной жизни страны, народа, истории. Его творчество – навсегда. На века. Оно неразделимо с жизнью России. С самими понятиями: святость, русскость, самобытность, национальный приоритет и с самим, определением «великая русская культура».
Есенин… Только великий поэт мог говорить, что в России он после Пушкина первый стихотворец. Говорил? Конечно же, говорил. Тут не было ни тени иронии или лукавства со стороны самого Есенина. Тем более эти слова не были брошены свысока, мимоходом. Сказано было с осознанием равного равному. И не более. И без претензий на свою исключительность в русской поэзии. О, Александр, ты был повеса,
Мол так-то, милый Александр Сергеевич, знай наших, рязанских, деревенских! Знай, мы таковские, исконно русские, рязанские, с забубенной головушкой.
Я скажу – не надо рая, Юрий Любушкин. На фотографиях: 1. Сергей Александрович Есенин. 1919 год. 2. Родители - Александр Никитич и Татьяна Федоровна. 1905 год. 3. Есенин в детстве с земляками, во втором ряду справа. 4. С сестрой Екатериной в Москве. 1925 год. 5. С Айсидорой Дункан.
|