БАМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Владимир Клипель, Владимир Коренев и Валерий Смирнов оставили память о великой стройке в своих произведениях

В 2024 году исполнилось 50 лет с начала легендарной комсомольско-молодежной стройки – Байкало-Амурской магистрали, которая прошла и по территории Хабаровского края.

Многие жившие здесь писатели часто бывали там, создавали замечательные очерки, книги о стройке века. Вспомним трех авторов, чей вклад в эту тему особенно значим.                                                                       

ПЕРОМ И КИСТЬЮ                                                                    

Одним из первых побывал на БАМе талантливый писатель, художник и бывалый путешественник Владимир Иванович Клипель. В то время в Хабаровском книжном издательстве выходила интересная серия «Дальневосточные путешествия и приключения», в которой оперативно шли публикации и о начавшейся в стране легендарной стройке. В 1976 году в этой серии был напечатан очерк В. Клипеля «Там, где дремлют таймени» (об окрестностях реки Амгунь).                                                                   

Спутником писателя в путешествии был молодой художник и фотограф Саша Посохов. «Мне уже под шестьдесят, и молодой спутник кстати для старого, но еще неуемного таежного скитальца, – писал Клипель. – У нас задание – собрать как можно больше иллюстративного материала для ежегодника о строителях БАМа».                                                                          

А.Н. Посохов делал фотографии, а сам В.И. Клипель – рисунки: весь очерк иллюстрирован его прекрасными пейзажами северной природы, портретами первых строителей БАМа. Много написал Владимир Иванович и проникновенных строк о природе, о таежной красавице Амгуни, о ходе морских лососей на нерест, когда даже «хозяева реки – тяжелые таймени… отлеживаются по ямам, выжидая, когда закончится ход этих яростных морских пришельцев».                                                                           

Путешествие по Амгуни было долгим и трудным. Но вот «путь по реке близится к концу, а в сердце моем не угасает тревога: какой увидят Амгунь и прибрежные леса пассажиры первого поезда?» Тревога понятная: в пути писатель встречался с оленеводами – исконными жителями этих мест, связистами, изыскателями – разведчиками новых дорог, геологами, уже бурившими скважины на месте будущих амгуньских мостов. Разговаривал он и с охотниками, рыбаками, рыбинспекторами, которые с тревогой говорили о браконьерстве, бесконтрольной рубке леса и других проблемах.                                                                         

Постепенно обозначилась главная тема очерка – охрана хрупкой северной природы в районе, где скоро пройдет БАМ. Заканчивался он так: «Без поддержки общественности уникальной природы не сохранить. На Амгунь придут молодые, энергичные люди, которым не только строить – жить придется в этих местах. Молодые хозяева земли, строители! Думайте, как лучше сберечь красоту и щедрость нашей земли». (Замечу: в местах, где путешествовал писатель, вскоре была построена железнодорожная станция Амгунь, через которую пошли поезда на Тынду и Комсомольск-на-Амуре).                                                                            

Позже В.И. Клипель написал несколько книг («Улыбка Джугджура», «Край черных соболей», «Второе дыхание»), в которых также размышлял о взаимоотношениях человека и природы в районе Восточного участка магистрали. Так что не случайно в 1980 году его наградили медалью «За строительство БайкалоАмурской магистрали».                                                                  

В БЕРЕЗОВОМ КРАЮ                                                                    

Много писал о «стройке века» и писатель из Комсомольска-на-Амуре Владимир Владимирович Коренев. Когда началось возведение моста через Амур у Города юности (одного из основных звеньев БАМа), он пошел работать туда монтажником, чтобы самому испытать все трудности и радости большой стройки. А в 1976 году в журнале «Наш современник» был опубликован его очерк об этом «Мост. Письма с БАМа».                                                                         

Коренев часто ездил по краю, по тем местам, где прокладывали магистраль. Его очерк «Мой дом – в березовом краю» начинается с того, что он приезжает в бамовский поселок Березовый. И неожиданно встречает здесь тех монтажников, вместе с которыми строил мост у Комсомольска. «Всех их я знаю по Амурскому мосту, дружен с ними и дорожу дружбой этих людей, преданных своему делу, – рассказывал он. – Ведь мостовики считают себя людьми особого назначения, призванными исполнять одну из самых важных миссий – наводить мосты, соединяя берега».                                                                           

Мостовики второй месяц жили в холодных вагончиках, работали с рассвета дотемна, были у них свои бытовые проблемы. Но все отошло на второй план из-за… нескольких берез. Свою базу мостоотряд разместил на территории дорожников, при этом сохранил росшие здесь старые деревья, но начальник дорожников приказал снести их, ссылаясь на генплан.                                                                     

– Вырабатывается такой взгляд: БАМ все спишет, – рассказывал бригадир монтажников Федор Полюганич.                                                                   

– Самое главное – построить трассу, а там трава не расти. Как с этими березами. Ну свалим мы их, а дальше что? Глазу остановиться не на чем: камень, пыль! Отстоим березы!                                                                

Из таких встреч с молодыми строителями, рассказов об их работе и разговоров о том, что их тревожит и волнует, состоит весь очерк. Есть в нем и размышления писателя о себе, о своем доме, тоже стоявшем у березовой рощи. Все это придает очерку особую доверительность, глубину.                                                                   

В 1979 году в Хабаровске вышла книга Владимира Коренева «Колокола сквозь листья». В ней собраны его документально-художественные повести, очерки о БАМе: «Первая опора», «Поселок Лиственный», «Мой дом – в березовом краю» и другие. Строительству легендарной магистрали посвящена и повесть В.В. Коренева «Дениска».                                                                     

ГЛОТОК ЧИСТОГО ВОЗДУХА                                                                     

«В Хабаровский политехнический институт я поехал поступать только потому, что там был автодорожный факультет, на котором преподавали геодезию и после окончания которого можно было стать изыскателем. Я зачитывался Григорием Федосеевым, его повестями… Я хотел стать таким же таежным бродягой, прокладывать для родной страны трассы новых дорог», – рассказывал о себе хабаровский писатель Валерий Витальевич Смирнов.                                                                       

Новых дорог в его жизни было много: строил их еще на студенческих практиках, после института два года служил в армии офицером, командовал инженерной ротой, прокладывая в Забайкалье один из участков автодороги Москва – Владивосток. А весной 1975 года приехал добровольцем на БАМ.                                                                      

Пять лет Смирнов жил в вагончиках, работал инженером, строя «с нуля» и до прихода первого тепловоза новые бамовские станции Хорогочи и Кувыкта в Амурской области. «Прошел тропой Федосеева, – вспоминал он, – «привязывал» к местности водопропускные трубы, мосты временной автодороги и самого БАМа».                                                                      

Затем Валерий Смирнов жил в Хабаровске, работал журналистом в краевых газетах «Тихоокеанская звезда» и «Приамурские ведомости», в 1995 году создал и возглавил крупное издательство с тем же названием – «Приамурские ведомости». Книг здесь выходило много, но с особой любовью издавались работы дальневосточных авторов В.К. Арсеньева, Н.П. Задорнова, В.П. Сысоева, Н.Д. Наволочкина, С.П. Кучеренко, А.Н. Максимова и других.                                                                      

Сам В.В. Смирнов еще на БАМе писал стихи, повести, был участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей. Но к литературному творчеству вернулся лишь в начале 2000-х годов.                                                                           

Он написал четыре книги прозы, в том числе роман-притчу «Тайна Белой горы» о строительстве БАМа. Роман во многом автобиографичный. В его главном герое Денисе Лескове легко угадывается биография самого писателя.                                                                      

Но этот роман – не только о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Прежде всего он о месте и назначении человека на земле, о жизни с большой буквы и верности идеалам дружбы, добра, справедливости.

 

Татьяна ГЛАДКИХ, член Союза писателей России

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 37 (8426) 2024 года

г. Хабаровск