ЧТОБ ВОСХИЩАТЬСЯ И ЛЮБИТЬ

Знакомство с талантливым человеком чаще всего неожиданное открытие, которое и удивляет, и восхищает, и радует и в тоже время в какой-то момент остается укором в душе: как же так  получилось, что такого особенного человека разглядел не сразу. И в этом есть особая закономерность. Существует проверенная жизнью заповедь: "Талантам надо помогать, посредственность сама пробьется".

Многолетняя творческая жизнь убедила меня в том, что посредственность обладает огромной пробивной силой, и противостоять ей очень трудно. Люди самодостаточные, уверенные в том, что они следуют своему призванию, а это главный критерий их творческой жизни, независимо от того, признают их или не признают, не обращают на это внимания. Суть в том, что они реализуют свой творческий потенциал, который приносит им истинное моральное удовлетворение, независимо оттого, что кто-то их похвалит, а кто-то не похвалит.

В подтверждение своих постулатов я хочу остановиться на творчестве профессионального хабаровского художника, потомственного казака, подъесаула окружного казачьего общества Хабаровского края Владимира Ильича Фомина.

Откровенно говоря, я слышал о его творчестве самые лестные отзывы. Но напрямую встречаться не приходилось.

И вот выпал случай, вернее, два случая, когда я посетил его персональные выставки в картинной галерее имени Федотова, а затем в Доме творческой интеллигенции города Хабаровска, которая была обозначена тематически так: "Красота рядом" и посвящена поселку Приамурскому, где у него есть творческая мастерская-дача, старый ветхий барак, выделенный художнику местной администрацией. И это символично: местные чиновники уважительно отнеслись к человеку, который не только живописует уголок естественной приводы этих мест, но и людей, тоже замечательных по своим душевным качествам.

Портреты жителей поселка Приамурского впечатляют внутренней красотой духа, щедрой отзывчивостью, характерной исключительно только для дальневосточников. Портретная живопись по своей сути сложна. Здесь автору необходимо передать не внешнюю схожесть своих героев, а внутреннюю духовную наполненность натуры. И художник Владимир Фомин уверенно берется за решение столь сложной задачи . Не только берется, но и успешно ее решает. Для него просто не существует невыполнимых задач.

Например,разрабатывая пограничную тему, В. Фомин сумел найти и передать внутренний стержень начальника пограничной заставы старшего лейтенанта Алексея Нагорного. В пограничниках старшем лейтенанте С.Олькове, рядовом Е.Ефремове, ефрейторе М.Нурмагомедове, младшем сержанте С.Ныркове художник уловил индивидуальные особенности и черты, присущие защитникам Отечества, мужество и готовность к решительным действиям. Тоже самое можно сказать о портретной галерее казаков.

Если это портрет председателя совета стариков Уссурийского реестрового казачьего войска казачьего полковника А.Бояркина, то, прежде всего, художник усмотрел в нем внутреннюю подтянутость, строевую выправку, мудрость в сочетании с житейским опытом. Если это портрет есаула В.Назарова, то без всяких усилий обнаруживается преданность казачьим традициям и обычаям.
По выправке, молодцеватой подтянутости мы составляем представление о хорунжем П.Трунове, как о человеке сдержанном, но решительном и дисциплинированном.
Портретная живопись всегда удается художнику: здесь и народная мудрость старейшины дальневосточной литературы писателя В.Сысоева, масштабность мышления известного архитектора Н.Крадина, и слияние с природой ученого-орнитолога Г.Рослякова.

Особого внимания заслуживают женские портреты.
Картина "В ожидании"- философское осмысление жизни молодой девушки, готовой к обретению семейного счастья и стабильного домашнего очага.

Подобные картины характерны для палитры Владимира Фомина.
И все же, на мой взгляд, художник, прежде всего, нашел себя в картинах и этюдах.
Этот вид искусства реализуется лишь тогда, когда озаряется полнотой духовности, сливается с природой, ее первоосновой, когда тепло любви совпадает с теплом карандаша и кисти.

Всмотритесь в картины "Хорская протока", "Земля в тайге", "В окрестностях Бикина" и т.д., наверняка, вас тронет проскальзывающая тонкая, еле уловимая лирическая струна, которая вдруг высветлит душу, возьмет в плен каким-то родным отзвуком, любовью ко всему сущему. И ты почувствуешь возвышение души, устремление ее к прекрасному. И будешь доверительно всматриваться в те картины, где художник восходит к философским реляциям. Но не навязчивым, а продиктованным жизнью.

Вот, например, картина "Бабушкины медали". Как умело в жанровом отношении построена она. За окном - современной постройки дома. Значит, сегодняшний день. А на первом плане мальчик с медалями бабушки. Он сидит в задумчивости. Он как бы соотносит военное время с сегодняшним днем. Это генетическая связь поколений. С первого взгляда запоминается картина "Весна моего детства. 1945 год".
Мальчишки в восторге бегают по крышам домов, приветствуя звено военных самолетов, которые отныне несут не угрозу боевых действий, а защиту мирного неба.

Картины художника В. Фомина "Дом моего детства", "Деревенька моя", "Амурский залив" и многое другое - не просто фиксация реальных событий, а полотна, которые будят мысль, призывают к размышлению, и тем самым вбирают в свою орбиту общения все большее количество людей, любящих настоящее искусство.

С 1972 года Владимир Ильич участвует в основных художественных выставках (Челябинск, Чита, Улан-Удэ, Владивосток, Москва). На каждой из них высоко оценивались работы хабаровского художника. Действительно, они оказывают большое эмоциональное воздействие на посетителей, обогащают духовно, заставляют размышлять над сегодняшними реалиями. Значит, любители творчества художника Владимира Ильича Фомина верят ему и понимают его.

Виталий Захаров