ДАВАЙТЕ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!

В Дальневосточном художественном музее открылась выставка графики, живописи и скульптуры Александра Реутова

Читателям «Приамурских ведомостей» Александра Реутова представлять не нужно: они знакомы с его заметками, стихами, снимками и художественными работами, регулярно публикующимися в издании. В апреле, пожалуй, самому известному жителю Амурска исполнилось 88 лет.

И в ответ на поздравление от редакции неутомимый автор и пристрастный читатель газеты пошутил: «Мне 44 года, но дважды…»                                                                     

Уроженец села Ундинские Кавыкучи Читинской области, он начинал трудовую деятельность в леспромхозе. После срочной службы отправился на Донбасс, где освоил шахтерское дело. Затем махнул в Хабаровск: на заводе ЖБИ-1 работала его сестра. Но когда Амурск объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, отправился туда – тогда еще не в город, а в поселок.                                                                       

Кем только не определяли забайкальца в «Амурскстрое» – землекопом и бетонщиком, трубоукладчиком и помощником машиниста железнодорожного крана!.. Неизменным оставалось одно: в свободное время он, по его же выражению, художничал. Рисовал акварелью, тушью, маслом – на ватмане, картоне, оргалите. А еще вырезал из чурок и лесин человеческие фигуры. Его картина «Бригада» была отмечена на всесоюзной выставке «Слава труду». Сегодня, спустя полвека, это полотно представлено в персональной экспозиции автора, открывшейся в ДВХМ.                                                                                

АМУРСКИЙ ПИРОСМАНИ                                                                         

Хабаровский искусствовед Валентина Старикова, которая поддерживала самодеятельного художника (ее письма «ПВ» тоже публиковали), назвала «Бригаду» зеленой картиной. Действительно, этот цвет преобладает на полотне. Однако лица строителей выписаны не в реалистической манере, а в стилистике так называемого примитивного, или наивного, искусства. Знатоки живописи нарекли Реутова амурским Пиросмани, имея в виду грузинского художника Нико Пиросмани – наиболее яркого представителя примитивного искусства, жившего и творившего на рубеже XIX и XX веков. Трижды работы неординарного автора из Амурска демонстрировались на Международном фестивале наивного искусства в Москве.                                                                      

Похвала соседствовала с хулой. Деревянные скульптуры, которые Александр Андреевич подарил пионерскому лагерю завода «Амурмаш», завхоз на стыке смен сбросил в овраг. Акварели, хранившиеся в офисе Приамурского географического общества, были отправлены на картонно-рубероидный завод вместе с макулатурой.                                                                   

– Для меня примитивное искусство сродни клоунскому. Лицедей осваивает все цирковые жанры, прежде чем выйти к зрителям с наивным взглядом ребенка, – сказала на открытии выставки координатор социальных программ Хабаровского филиала компании «Полиметалл» Светлана Чжан.                                                                          

Десять с лишним лет назад в Амурске заработал завод, перерабатывающий золотоносную руду. Став якорным предприятием 40-тысячного города, он, как и головная структура, не проходит мимо нужд местных жителей. По словам Светланы, когда она познакомилась с Александром Андреевичем и его работами, то без промедления позвонила в Хабаровск – в художественный музей.                                                                           

Написанные маслом картины хранились в неотапливаемой халабуде. Хотя еще в 1970-х годах, когда рабочему «Амурскстроя» тогдашняя власть поручила организовать краеведческий музей, ему было выделено помещение в цоколе жилого дома. Это была «однушка», в которой сантехники ожидали вызовы. Ее Александр Андреевич не без гордости называл мастерской. Но младореформаторы местного разлива посчитали расходы на содержание полуподвала неподъемными для бюджета, и почетный гражданин Амурска, заслуженный работник культуры Российской Федерации со своим творчеством оказался, по сути, на улице.                                                                      

В БЕРЕТЕ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ                                                                     

«Уникум из Амурска» – такое название получила выставка в ДВХМ, к организации которой причастны министерство культуры Хабаровского края и Амурский городской краеведческий музей. Вынесенная в анонс нестандартная фраза вобрала в себя отношение к Реутову директора ДВХМ Наталии Толстой.                                                                   

– Это бриллиант хабаровской земли, – подтвердила она в интервью «Приамурским ведомостям». – Недоступных для него видов и жанров искусства нет: мы представили портреты, бытовые сценки, абстракции, натюрморты. Поразительны скульптуры и работы с объемом, исполненные из бросового материала. В Европе я видела, как мусор превращается в произведение искусства. Это не от бедности, а от богатства воображения. Наталия Толстая сравнительно недавно возглавила Дальневосточный художественный музей, имея за плечами два десятка лет работы в Третьяковской галерее и звание членакорреспондента Академии художеств.                                                                                

На открытии выставки она пообещала к 90-летию Александра Андреевича представить его творчество в Москве. Сам виновник торжества – во фраке, белой рубашке, берете морской пехоты – декламировал стихи. Вначале классиков, потом собственные. Ответы на вопросы поклонников были переполнены эмоциями и подробностями.                                                                          

– Этот натюрморт я посвятил Софье Урановой. Она всю войну прошла зенитчицей. Мы познакомились в Москве, на выставке Мартироса Сарьяна, который считал, что День Победы надо отмечать цветами, – сказал художник, приостановившись у картины с розовым букетом.                                                                         

Ну а как не объяснить появление на холсте «Аргуни» – первого на Амуре парохода!                                                                        

 – Он возглавил сплав, который был организован в 1854 году генерал-губернатором Николаем Муравьевым. «Аргунь» сопровождали десятки барж, плашкоутов и других плавсредств с крестьянами-переселенцами, их скарбом и скотом, – сообщил неиссякаемый маринист, работы которого демонстрировались в главном штабе ВМФ России.                                                                         

В год 150-летия Амурского пароходства у городской пристани он установил памятный знак с изображением «Аргуни». Такие же по форме сооружения, представляющие собой каменное двуединство с выбитыми историческими сведениями, при поддержке приятелей-механизаторов были водружены им на въезде в село Ачан, на острове близ села Вознесенского и в других памятных местах.                                                                        

– Для Александра Андреевича тесен путь Нико Пиросмани. Широта его творчества сродни потенциалу Леонардо да Винчи, – заметила Наталия Толстая. В преувеличении директора ДВХМ не упрекнешь: первым сравнил своего подчиненного со знаменитым итальянцем главный инженер «Амурскстроя» Леонид Медведев.                                                                                    

ВСТАВАЙ – И ВПЕРЕД!                                                                                     

На открытии выставки присутствовала и Анастасия Реутова, выпускница хабаровского худграфа, участница региональных выставок и создательница арт-группы «Самовар»:                                                                                 –

Сколько себя помню, отец всегда говорил мне: «Никогда не унывай! Если упала, тут же вставай – и вперед!..» Звучали и сугубо творческие советы. Первый: картина должна быть асимметричной. Второй: не надо бояться черного цвета. В нем не траур, а торжественность.                                                                             

Все, кто знаком с Александром Андреевичем, отмечают его неизменный оптимизм. Хотя личные обстоятельства настраивают на другое.                                                                         

– Давайте радоваться каждому мгновению жизни! – обратился он к пришедшим на открытии своего вернисажа в ДВХМ.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото Алены Плаксиной

 

Газета «Приамурские ведомости», № 19 (8408) - 2024 года

г. Хабаровск