ДАВАЙТЕ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!
В Дальневосточном художественном музее открылась выставка графики, живописи и скульптуры Александра Реутова Читателям «Приамурских ведомостей» Александра Реутова представлять не нужно: они знакомы с его заметками, стихами, снимками и художественными работами, регулярно публикующимися в издании. В апреле, пожалуй, самому известному жителю Амурска исполнилось 88 лет. И в ответ на поздравление от редакции неутомимый автор и пристрастный читатель газеты пошутил: «Мне 44 года, но дважды…» Уроженец села Ундинские Кавыкучи Читинской области, он начинал трудовую деятельность в леспромхозе. После срочной службы отправился на Донбасс, где освоил шахтерское дело. Затем махнул в Хабаровск: на заводе ЖБИ-1 работала его сестра. Но когда Амурск объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, отправился туда – тогда еще не в город, а в поселок. Кем только не определяли забайкальца в «Амурскстрое» – землекопом и бетонщиком, трубоукладчиком и помощником машиниста железнодорожного крана!.. Неизменным оставалось одно: в свободное время он, по его же выражению, художничал. Рисовал акварелью, тушью, маслом – на ватмане, картоне, оргалите. А еще вырезал из чурок и лесин человеческие фигуры. Его картина «Бригада» была отмечена на всесоюзной выставке «Слава труду». Сегодня, спустя полвека, это полотно представлено в персональной экспозиции автора, открывшейся в ДВХМ. АМУРСКИЙ ПИРОСМАНИ Хабаровский искусствовед Валентина Старикова, которая поддерживала самодеятельного художника (ее письма «ПВ» тоже публиковали), назвала «Бригаду» зеленой картиной. Действительно, этот цвет преобладает на полотне. Однако лица строителей выписаны не в реалистической манере, а в стилистике так называемого примитивного, или наивного, искусства. Знатоки живописи нарекли Реутова амурским Пиросмани, имея в виду грузинского художника Нико Пиросмани – наиболее яркого представителя примитивного искусства, жившего и творившего на рубеже XIX и XX веков. Трижды работы неординарного автора из Амурска демонстрировались на Международном фестивале наивного искусства в Москве. Похвала соседствовала с хулой. Деревянные скульптуры, которые Александр Андреевич подарил пионерскому лагерю завода «Амурмаш», завхоз на стыке смен сбросил в овраг. Акварели, хранившиеся в офисе Приамурского географического общества, были отправлены на картонно-рубероидный завод вместе с макулатурой. – Для меня примитивное искусство сродни клоунскому. Лицедей осваивает все цирковые жанры, прежде чем выйти к зрителям с наивным взглядом ребенка, – сказала на открытии выставки координатор социальных программ Хабаровского филиала компании «Полиметалл» Светлана Чжан. Десять с лишним лет назад в Амурске заработал завод, перерабатывающий золотоносную руду. Став якорным предприятием 40-тысячного города, он, как и головная структура, не проходит мимо нужд местных жителей. По словам Светланы, когда она познакомилась с Александром Андреевичем и его работами, то без промедления позвонила в Хабаровск – в художественный музей. Написанные маслом картины хранились в неотапливаемой халабуде. Хотя еще в 1970-х годах, когда рабочему «Амурскстроя» тогдашняя власть поручила организовать краеведческий музей, ему было выделено помещение в цоколе жилого дома. Это была «однушка», в которой сантехники ожидали вызовы. Ее Александр Андреевич не без гордости называл мастерской. Но младореформаторы местного разлива посчитали расходы на содержание полуподвала неподъемными для бюджета, и почетный гражданин Амурска, заслуженный работник культуры Российской Федерации со своим творчеством оказался, по сути, на улице. В БЕРЕТЕ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ «Уникум из Амурска» – такое название получила выставка в ДВХМ, к организации которой причастны министерство культуры Хабаровского края и Амурский городской краеведческий музей. Вынесенная в анонс нестандартная фраза вобрала в себя отношение к Реутову директора ДВХМ Наталии Толстой. – Это бриллиант хабаровской земли, – подтвердила она в интервью «Приамурским ведомостям». – Недоступных для него видов и жанров искусства нет: мы представили портреты, бытовые сценки, абстракции, натюрморты. Поразительны скульптуры и работы с объемом, исполненные из бросового материала. В Европе я видела, как мусор превращается в произведение искусства. Это не от бедности, а от богатства воображения. Наталия Толстая сравнительно недавно возглавила Дальневосточный художественный музей, имея за плечами два десятка лет работы в Третьяковской галерее и звание членакорреспондента Академии художеств. На открытии выставки она пообещала к 90-летию Александра Андреевича представить его творчество в Москве. Сам виновник торжества – во фраке, белой рубашке, берете морской пехоты – декламировал стихи. Вначале классиков, потом собственные. Ответы на вопросы поклонников были переполнены эмоциями и подробностями. – Этот натюрморт я посвятил Софье Урановой. Она всю войну прошла зенитчицей. Мы познакомились в Москве, на выставке Мартироса Сарьяна, который считал, что День Победы надо отмечать цветами, – сказал художник, приостановившись у картины с розовым букетом. Ну а как не объяснить появление на холсте «Аргуни» – первого на Амуре парохода! – Он возглавил сплав, который был организован в 1854 году генерал-губернатором Николаем Муравьевым. «Аргунь» сопровождали десятки барж, плашкоутов и других плавсредств с крестьянами-переселенцами, их скарбом и скотом, – сообщил неиссякаемый маринист, работы которого демонстрировались в главном штабе ВМФ России. В год 150-летия Амурского пароходства у городской пристани он установил памятный знак с изображением «Аргуни». Такие же по форме сооружения, представляющие собой каменное двуединство с выбитыми историческими сведениями, при поддержке приятелей-механизаторов были водружены им на въезде в село Ачан, на острове близ села Вознесенского и в других памятных местах. – Для Александра Андреевича тесен путь Нико Пиросмани. Широта его творчества сродни потенциалу Леонардо да Винчи, – заметила Наталия Толстая. В преувеличении директора ДВХМ не упрекнешь: первым сравнил своего подчиненного со знаменитым итальянцем главный инженер «Амурскстроя» Леонид Медведев. ВСТАВАЙ – И ВПЕРЕД! На открытии выставки присутствовала и Анастасия Реутова, выпускница хабаровского худграфа, участница региональных выставок и создательница арт-группы «Самовар»: – Сколько себя помню, отец всегда говорил мне: «Никогда не унывай! Если упала, тут же вставай – и вперед!..» Звучали и сугубо творческие советы. Первый: картина должна быть асимметричной. Второй: не надо бояться черного цвета. В нем не траур, а торжественность. Все, кто знаком с Александром Андреевичем, отмечают его неизменный оптимизм. Хотя личные обстоятельства настраивают на другое. – Давайте радоваться каждому мгновению жизни! – обратился он к пришедшим на открытии своего вернисажа в ДВХМ.
Михаил КАРПАЧ Фото Алены Плаксиной
Газета «Приамурские ведомости», № 19 (8408) - 2024 года г. Хабаровск |