ЕЛЕНА НЕМЕНКО: «МОЁ ВЕЗЕНЬЕ – ВСТРЕЧА С СЕРГЕЕМ МИХАЛКОВЫМ»

13 сентября известная дальневосточная детская писательница, поэт, член Союза писателей России отметила юбилей. Торжественный творческий вечер прошел в стенах ДВГНБ

Кто не знает ее книжных героев – медвежонка Тишку и тигренка Рыжа? Дети обожают этих сказочных зверят, чьи взрослые прародители – гималайский медведь и амурский тигр – украшают герб Хабаровска. Ее произведения наполнены любовью к родному краю, родной культуре, родной речи. А детские стихи настолько мудры на добро и просты на зло, что даже взрослым есть смысл их почитать.

Она говорит: «Счастлива в профессии не наградами-дипломами, а когда в школах да детских садиках меня встречают возгласами: «Тишка и Рыж пришли! Тишка и Рыж!..»

В преддверии своего 75-летия детский писатель и поэт Елена Неменко ответила на наши вопросы.

– Елена Викторовна, как стать детским писателем?

– Очень трудный вопрос. Ответить на него еще в XIX веке пытался Виссарион Григорьевич Белинский. Он считал, что те, кто пишет для детей, должны быть не только творческими людьми, но и педагогами, психологами. Говорил, что они «должны родиться, а не сделаться». И важным условием для становления детских писателей великий критик полагал не только присутствие живого воображения и способности фантазировать, а еще и наличие «ума возвышенного, образованного, взгляда на предметы просветленного». И я согласна с его мнением.

– Немногие знают, что путевку в большую литературу вам дал сам Сергей Владимирович Михалков. Расскажите об этой истории.

– Познакомилась я с ним в июле 1990 года на Всесоюзном семинаре молодых писателей.

У меня по рекомендации зонального совещания, проходившего в октябре 1988 года в Иркутске, вышла первая книжка детских стихов «Вьюнок». Она была очень тепло принята, и детский прозаик, автор сказочных повестей Марк Давидович Сергеев в газете «Литературная Россия» (No42 от 21 октября 1988 года), в статье «Детская книга в сегодняшнем мире», посвященной итогам того совещания, упоминая имена молодых литераторов, чьи работы привлекли особое внимание, назвал и меня.

Никогда не забуду, как при обсуждении «Вьюнка» писатель-фантаст Геннадий Прашкевич сказал, что у этой книжки есть неплохие шансы прорасти большим деревом. И вот с этим «Вьюнком» меня отправили на семинар к Михалкову. Как я туда попала – отдельная история.

В Хабаровск прибыл с какой-то инспекцией секретарь правления Союза писателей РСФСР Валерий Поволяев. Сама, конечно, я бы к нему не смогла подойти и похвастаться дебютной книжкой. По собственной инициативе это тихонько сделал наш хабаровский детский поэт Борис Копалыгин, и я ему за это очень благодарна.

Оказывается, буквально через пару недель в Москве намечалось проведение Всесоюзного семинара молодых писателей, пишущих для детей и юношества. Поволяев тут же рекомендовал нашему правлению отправить меня на этот семинар. Проигнорировать его слова было уже нельзя... О, как я с тех пор верю в эту могущественную силу случая – оказаться в нужном месте, в нужное время, да еще рядом с писателем, который тоже родился 13 сентября...

Попала я в группу, руководил которой Леонид Яхнин. На занятия к нам приходили мэтры литературы – Юрий Кушак, Анатолий Алексин, Борис Грачевский и другие. О книжке моей было сказано много теплых слов. Перед итоговым совещанием Сергей Михалков, перелистывая страницы, иллюстрированные известной художницей Верой Павловой, сказал: «Вполне... Вполне детские...»

Общение с ним запомнилось на всю жизнь, прежде всего, простотой и доброжелательностью. Поразил шутливый ответ Сергея Владимировича одному подхалиму на произнесенный тем панегирик: мол, вы так любите детей! «Кто вам такое сказал? – парировал Михалков. – Я их не выношу. Я люблю мальчика, который живет во мне».

И еще он говорил, что ему никогда не надоест жить. Просто потому, что он очень любопытный. Что ему интересен каждый новый день. И что нелюбопытным абсолютно нечего делать в детской литературе.

А когда подводили итоги совещания, он с трибуны спросил у Евдокии Владимировны Языковой, распорядительницы на этом мероприятии: «Вот дальневосточница Елена Неменко пишет стихи для детей уже больше 10 лет. Почему она до сих пор не была в списках участников нашего семинара?»

Ну, я-то понимаю, почему. Знаю, кому не хотелось выпускать меня в Москву.

А вот Евдокия Владимировна, ничтоже сумняшеся, ответила: «Понимаете, Сергей Владимирович, билет от Ярославля до Москвы стоит 3 рубля, от Казани – 30 рублей, а от Хабаровска очень дорого – 300 рублей».

– Кто ваши учителя по жизни и творчеству?

– В раннем детстве я любила сказки Андерсена, братьев Гримм, Харриса. Мне нравились детские стихи Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Обожала стихи Даниила Хармса про кошку, которая поранила лапу. Помните?

Я представляла кошку с шариками, привязанными к раненой лапке, и заливалась смехом. Потом я несколько раз пыталась привязать шарики к лапке нашей Муськи. Бабушка шлепала меня полотенцем и причитала: «Оставь животинку в покое, глупая твоя головешка!»

Я запоем читала книги Пришвина и Бианки, до полуночи, с карманным фонариком засиживалась над «Таинственным островом» Жюля Верна. Том Сойер и Гек Финн были моими близкими знакомыми.

А в 9 лет я по недогляду взрослых умудрилась прочитать «Анну Каренину» Льва Толстого и «Легенду о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера. Так что никаких особенных учителей в моей жизни не было. Только обыкновенная классическая литература.

– Как рождаются стихи? Знаю, что первые поэтические строки вы стали слагать еще в детском саду, когда работали там воспитательницей. Завели тетрадь и записывали за малышами самые интересные выражения. Сколько у вас этих тетрадей, на сколько еще хватит книжек, и что вас удивляет в ребятах больше всего?

– Процесс рождения стихов вразумительно объяснить не могу. Но с тем, что сказал когда-то Маяковский: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», – согласиться могу. Мало того, что нелегко найти рифму, но и не всякое слово вставишь в детское стихотворение. Надо владеть понятийными категориями для того или иного возраста.

Тетрадей с записями маленьких мудрецов у меня много. А денег, чтобы издать их, так и не накопила. А в ребятах меня всегда удивляет невероятная их способность к постижению неизвестного, незнакомого. Надо только суметь их заинтересовать. Всегда помню завет педагога Януша Корчака: «Чтобы что-то запомнить, надо сперва удивиться».

– Что происходит с современной детской литературой сегодня?

– Очень настораживает почти полное отсутствие идеологии, что привело к потере моральных авторитетов в детской читательской среде. А без этого вообще невозможно вырастить гражданина с нормальным здоровым мировоззрением. Надо искать путь, как вернуть в детскую литературу главную ее функцию – утверждение гуманистических идей.

следствие этого не всегда понятно, какой литературный герой близок современным детям, каким он должен быть, какие проблемы ему надо решать.

У ребят моего поколения было повальное увлечение фантастикой. Но те персонажи побеждали зло силой науки, силой разума. Для этого надо много учиться, обладать знанием, опытом из реальной жизни.

У современных читателей свои герои. Не могу сказать, что мне нравятся все те, книги, которые сейчас очень популярны у детей и юношества. На мой взгляд, они не направлены на то, чтобы вырастить маленького читателя гражданином своей страны.

А что делать? Не знаю... Наверное, работать, писать, показывать, какой может быть детская литература.

 

Записал Константин ПРОНЯКИН

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ, №36 (8323)-2022 ГОДА