И это всё о нём

Если бы мы с начальником Драматического театра ВВО Николаем Столбоушкиным не были знакомы давно, то мне  о нём только бы и оставалось официально  сообщить, что  Заслуженный работник культуры Российской Федерации 2 июня этого года  отмечает юбилейные 60 лет. И добросовестно добавить – две трети своей жизни Николай Столбоушкин посвятил культурно-просветительской работе и организации досуга военнослужащих и членов их семей.

Творческий путь – от курсанта факультета культурно-просветительской работы Львовского высшего военно-политического училища до директора федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства "Драматический театр Восточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации.

После окончания режиссерского отделения театрального факультета Хабаровского государственного института культуры и искусства в 2003 году, а также используя свой богатый жизненный опыт, Николай Столбоушкин успешно раскрывает в себе талант режиссера. Спектакли "Белая Гвардия", "Давно забытый анекдот", "Мамуля (Яблочко от яблони)", "Меня зовут мсье Ляппен" и "Ночь святого Валентина", поставленные Николаем Константиновичем, тепло встречены и востребованы зрителем.

Твёрдо следуя профессиональным традициям культпросветработников, Николай Столбоушкин постоянно находится в поиске новых интересных форм и методов культурно-досуговой работы, что позволяет Драматическому театру Восточного военного округа успешно вести творческую работу даже в условиях самоизоляции.

Благодаря своей исключительной преданности служебному долгу, творческому азарту и неутомимой энергии, а также безупречной интеллигентности, заслуженный работник культуры Российской Федерации Николай Столбоушкин сегодня является одним из ярчайших профессионалов Армии России.

И это по большому счёту немало. И пусть остаётся так, как было. Хочу к тому добавить только то, что в моей памяти остались встречи на Сергеевском полигоне во время прохождения КШУ «Восток-14», ежегодные неравнодушные сборы культурологов в Доме офицеров ВВО (бывшем ОДОРа), постоянные гастроли коллектива со спектаклями по дальним военным городкам Хабаровского гарнизона. Особо запомнились те, которые были посвящены 80-летию театра.

… Он иногда под вечер поднимается на безмолвную сцену. Под неяркий свет софитов   сидит в непривычном затишье, вспоминая о былом. Более двадцати лет отдано театру. В этих стенах   только лично Николаем Константиновичем поставлено 20 спектаклей. А сколько сил, энергии, творческих мук посвятили   этой сцене   актёры разных времён! Кажется, сцена и сейчас отзывается гулким эхом  многочисленных голосов, реплик, возгласов, монологов, звуков танцевальных па… Да и сам Николай Константинович уже пережил три основных юбилея своего любимого детища - 60, 70, 80 лет. Кому как ни ему, подполковнику запаса, досконально известна замечательная героическая история театра.

Театром пройдены тысячи километров по Иркутской, Читинской, Амурской областям, Хабаровскому и Приморскому краям, Сахалинской области, Камчатки, Курильским островам, Маньчжурии, Северной Кореи, Китаю… Везде успех. Его коллектив постоянно волновала тема современной жизни солдата. Это и понятно: у военного театра своя, присущая только ему специфика. А жизнь армии, её великая история, всегда открывали перед писателями, драматургами неисчерпаемое многообразие подвигов, судеб, конфликтов, характеров. Постоянно изменялись место и роль каждого военнослужащего, приходили новые герои. Армия всегда требовала достойного отражения в драматургии и в театре, отражения многосложного, конфликтного…

Подобного мнения Николай Столбоушкин, который руководит театром ВВО с 1997 года, придерживался всегда. За плечами выпускника Львовского высшего военно-политического училища до прихода в театр более двух десятков лет службы в должностях начальника солдатских клубов, Домов офицеров.  Армейская служба Николая Константиновича совпала с непростыми девяностыми годами…

–  Чего скрывать, был момент, когда в состоянии растерянности находились все, и военное командование, и руководство театра, да и актёрский состав, – вспоминает он. – Особенно тяжёлым был период, когда в труппе оставалось всего 6-8 артистов и несколько человек из числа работников технических служб. И   всё же театр ДВО жил. Мало того, никогда не отказывались от гастролей, несмотря на материальные трудности…

Руководитель театра вспоминает, как в 1994 году коллективу из Уссурийска   предложили поехать на фестиваль в Хабаровск. Театр смело, по-военному, представил свою одну из последних работ главного режиссёра Бориса Светличного по пьесе Алехандра Кассона «Дикарь». Они стали дипломированными лауреатами, заполучив массу приятных откликов со стороны критиков. И театр на гребне вдохновения от перестроечной волны, в предвкушении светлых надежд, продолжал творить и дарить своё искусство зрителю.

– Тогда же, не побоявшись, мы взялись ещё за одну актуальную тему, – продолжает Николай Константинович. –  Страна, победившая фашизм, была потрясена внезапно нахлынувшими событиями афганской войны. Тема считалась закрытой. Никакой информации в прессе, и уж тем более в драматургии, просто не было. Благодаря скупым газетным заметкам, рассказам офицеров, которые уже успели понюхать пороху на этой необъявленной локальной войне, пьеса родилась прямо в стенах театра. Артист Владимир Ижболдин и режиссёр Борис Светличный написали сначала пьесу, а чуть позже по ней мы поставили спектакль «Баллада о десанте». Спектакль был убедительным и имел громадный успех, потому что со сцены звучала правда о войне. Успех спектакля был необыкновенным. Актёры играли так, что сидящие в зале непроизвольно чувствовали свою сопричастность. Автору этих строк, который на тот момент находился в городе Уссурийске по заданию редакции, довелось побывать на этом спектакле. Зритель провожал артистов стоя. Даже боевые офицеры не сдерживали слёз. И ещё, в зале сидели и те, кто не дождался своих мужей и сыновей.  Уже «завтра» была другая война, чеченская.   Спектакль «Кавказский пленник» мы   поставили по пьесе участника тех событий полковника Николая Иванова. Этот невыдуманный рассказ о чести и мужестве, о поломанных судьбах людей, оказавшихся и выживших в чеченском плену, принёс такой же успех.

В ноябре 2016 года в Москве состоялся I-й фестиваль Драматических театров Вооружённых сил РФ. Театр представил свой новый спектакль «Последний герой». Эту постановку можно смело назвать социальной драмой людей, которые оказались перед сложным выбором жизненного пути в постперестроечный период. Оценки были самые положительные. А на свой второй фестиваль театр поехал с главным режиссёром Валентином Свиридовым, который выпустил незадолго до этого постановку по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева «Рядовые». Это спектакль-исповедь о последних днях войны, когда особенно страшно умирать… Они вернулись домой дипломантами.  

Тема войны, великой Победы в репертуаре коллектива проходила красной нитью всегда. В год 60-летия Победы над фашизмом в театре состоялись премьеры спектаклей военной тематики: «Кавказский пленник» по пьесе Н. Иванова «Зачистка» и «Так и будет» К. Симонова.  Спектакли военно-патриотической темы всегда занимали главное место в репертуарной политике театра Восточного военного округа.  На то он и военный театр.

Театром постоянно разрабатываются и готовятся концертные программы, с которыми коллектив выезжает в воинские части, гарнизоны, на полигоны во время учений, силой искусства помогая военнослужащим получить мощную эмоциональную разрядку, достойно проходить воинскую службу по охране дальневосточных рубежей. Ни одни учения, будь то командно-штабные в зимнее время, либо летние, в полевых условиях не обходятся без участия театра Восточного военного округа. Ежегодно армейские артисты выезжают в поля со своими концертными программами.

– Нам в полях молодые бойцы всегда рады, –  не без гордости сообщает Николай Константинович.  –   Выходит, что театр, один из старейших в масштабах России, со своей восьмидесятилетней биографией также продолжает молодеть. Впереди ещё много ярких и творческих страниц биографии. Вера в то, что дело, которым живешь, нужно и необходимо, даёт особые силы армейским актёрам. Театр не выживает, а живёт и упорно настроен на жизнеутверждающее начало, своей деятельностью сохраняя и преумножая свои славные традиции.

Юбилейные недельные гастроли Театра драмы Восточного военного округа стали в тот его юбилейный год одним из примечательных событий в культурной жизни краевого центра, а также Хабаровских гарнизонов.  Одна из поездок творческого коллектива в отдалённый гарнизон Вятское совпала с планами корреспондента «СН».  Профессиональные артисты из Уссурийска   Приморского края подарили зрителям два замечательных спектакля для взрослых и детей.

–  Каждая такая встреча для нас – событие, –  заверил тогда гарнизонного зрителя со сцены Николай Столбоушкин. – Нам доводилось жить и в казармах, и в шикарных отелях, и в палатках. Мы – артисты военного театра. С большим желанием посещаем такие отдалённые гарнизоны, где нас реально ждут и любят. Пусть в зале не совсем жарко, но вы нас согреваете своими горячими аплодисментами. Мы не прощаемся. Мы вам не говорим – до свидания. Мы говорим – до новых встреч.

И в этом Мастер весь.  «Всегда с войсками, всегда в войсках – вот правило армейского театра» –  именно так определяет своё творчество Николай Столбоушкин.  Своими мыслями о своём назначении он делился неоднократно. Они сейчас и пригодились.

Мало того. Мне этот творческий  вояж с актёрами театра запомнился ещё и полу комичным случаем. Спектакль «Мамуля» приближался к своему закономерному концу,  когда помреж  Оксана Баянкина неожиданно запереживала:      

–  Одного яблока не хватает на стол, – посетовала она. – Кто-то опять из молодых схомячил.

–   Возьмите моё, – великодушно достала из сумки свою заначку. – Реквизитом будет.

Возвращаясь с гастролей, артисты в автобусе шумно обсуждали свой невероятный успех, радушный приём гарнизонных зрителей. Не утерпев, вклинилась в общую беседу и я: «Между прочим, очень горжусь тем, что моё яблоко приняло участие в вашем спектакле» в смысле «Кушать подано». Актёры дружно рассмеялись. Похоже, за время очередной поездки я тогда окончательно и стала своей. Вот с той поры и являюсь  добровольным летописцем истории театра –  с завидным постоянством сообщаю читателям округа обо всех значимых творческих успехах Драматического театра ВВО. И на этот раз творческий коллектив армейских артистов доверил рассказать о своём руководителе чуть больше. К слову, по инициативе и при непосредственном участии  отдела информационного обеспечения культурно-досуговой работы ГВПУ ВС РФ.

 

Гребенюк Ольга Григорьевна - специальный корреспондент газеты «Суворовский натиск»

Фото из архива Драматического театра ДВО