«И с вами снова я!»

     В эти октябрьские дни у заслуженной артистки  России актрисы драматического театра ВВО Дины Рябининой сразу два юбилея. Ей – 75 лет. Оглядываясь назад, эта замечательная, талантливая женщина свой элегантный возраст и не собирается скрывать. И правильно делает. А попробуйте выглядеть вот так, как она,  в свои … ну, слегка за сорок…   И ещё, творческой деятельности Дины Сергеевны не так давно исполнилось ровно полвека.   37 из них  отдано драматическому театру ВВО. 

 Вот такая география…

    … Её мечта стать актрисой театра совершенно не совпадала с реальными планами родителей. К слову, главной противницей творческих устремлений Дины была её любимая бабушка. 

    – Бабуля была  человеком верующим, – поясняет Дина Сергеевна. – Добрая и любящая, она всё же слыла моралисткой. Считала, что  театральная деятельность  – это «сплошные содом с гоморрой».

     Потому   мечтательной, совершенно   домашней девушке она, истово перекрестившись, бескомпромиссно заявила: «Всё что угодно, только не театр». А ещё  в 1956 году на экранах  кинотеатров с большим успехом прошла премьера достаточно популярного фильма  «На подмостках сцены». Папа с мамой уже в самом сюжете киноленты разглядели зримую опасность для любимой дочери и вынесли вердикт: «Что там, в театре, делается, нам теперь  известно. И что бы мы отпустили туда свою девочку? Никогда и ни за что!»

      Родителей понять было можно. Актёрская стезя та ещё…

       – Сами того не ведая, мои близкие люди невольно подталкивали меня к выбору будущей профессии, – с хитринкой в глазах сообщает улыбчивая Дина Сергеевна.  – Я родилась и выросла в Грозном, в те годы  – мирном и гостеприимном, с замечательным культурным наследием и  традициями. Мы, одноклассники, дружили без оглядки на национальность и социальное положение.  Я  школьницей  занималась лёгкой атлетикой, ходила в балетную школу, а в институте  увлеклась спортивной гимнастикой. Быть в постоянной форме  для театра немаловажно.

      Мечта до поры до времени оставалась мечтой, поскольку Дина всегда  слыла послушной девочкой и не спорила с  родителями, к слову, очень уважаемыми людьми.  Мама Надежда Александровна была инженером-агрометеорологом. В то время она работала при Министерстве сельского хозяйства, давала прогнозы на посев и уборку урожая. Отец Михаил Илларионович  –  ветеран Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды,  медалью «За отвагу», орденом Отечественной  войны 2-й степени и другими. 

    – Кстати, у него было три высших образования, – сообщает актриса.  – Он, как отец,  имел право давать советы со знанием дела. Потому я и поступила на естественно-географический факультет Грозненского института. Родители были счастливы. 

    «На ту беду» был в городе  и Народный театр, в котором в то время  работала известная заслуженная артистка СССР Нина  Тайц. Тайные походы на репетиции для симпатичной студентки, подававшей надежды, «добром» не закончились. Нина Мировна заприметила способную ученицу и без обиняков заявила: «Тебе прямой путь в театр. Выбирай».

     С народным театром артисты  исколесили  всё Закавказье… Однажды гастроли  совпали с  её сессией в институте. Отучившись там два года, Дина  оставила вуз.  Вот и сделала выбор.  

 В Москву! А зачем?

     В один из театральных институтов столицы Дина не прошла по конкурсу.  Родители вздохнули с облегчением. Но по возвращении домой она вдруг узнала  о дополнительном наборе в Грозненский русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова. Требовалось буквально несколько человек. Начинающая актриса прочитала монолог, басню, стихотворение… Решением комиссии из девяти человек, где все оказались «народные» и «заслуженные», была единодушно принята.

    Три года службы в театре сделали своё дело – способную актрису стали узнавать. Даже родители стали гордиться популярностью дочери, бывая на её спектаклях. Бабушка сдалась последней. В театр не ходила,  но по-доброму советовала внучке, чтобы при выходе на сцену та не забывала сказать: «Господи, благослови». Попутно девушка осознавала, и зачем  рвалась в Москву, когда в полной мере можно проявить свои способности у себя дома?

      И проявляла. География гастролей была широка – Днепропетровск, Липецк, Таганрог… А своего будущего супруга Юрия Константиновича Рябинина, человека актёрской профессии, она  встретила в 1973 году в Балашове. Через год  сыграли свадьбу и уехали на Алтай. Там  родился сын Виталька.  Две половинки счастья совпали как никогда. Они и в семейной жизни, и в творческой деятельности всегда составляли единое целое. На сцене часто  работали вместе. Дина Сергеевна играла в спектаклях то жену Юрия Константиновича, то  его дочку, а то и внучку… Последнее вполне оправданно. Она всегда и во все времена выглядела моложаво. 

     Молодой актёрской семье было  непросто. Работая  в Дзержинском театре, они жили в Горьком. Утром вставали рано, ехали на автобусе в Дзержинск, «забрасывали»   сына в детсад, допоздна  работали –  либо вечерний спектакль, либо выезд. Возвращались домой поздно, а утром всё по-новому.     

      Алтайский театр, где семья оказалась потом,  пленял своим искусством  и Ханты-Мансийск, и  Нижневартовск, и  Тюмень... Семья поначалу боялась попасть на Камчатку при распределении. Чуть позже  получилось так, что,  выбрав творческую  профессию,  они   на Дальнем Востоке побывали  везде, в том числе и на Камчатке.

 «За мечтами и за запахом тайги…»

       Судьбой и творчеством заслуженной артистки театра живо интересуется молодёжь. Так помощник режиссёра по литературно-драматургической части Татьяна Прохаско, побывавшая  в гостях у виновницы торжества накануне юбилея, задала  ей закономерный вопрос: «Дина Сергеевна, как в вашей жизни появился уссурийский театр?

       – Нам на бирже труда предлагали  вначале Камчатку, потом театр в Благовещенске – вспоминает  Дина Сергеевна. – Мы не поехали – показалось далеко. А в Дзержинске работали актеры, которые когда-то служили в уссурийском военном театре и рассказывали нам о нём с восхищением. О славных традициях, замечательных репертуарах  на армейскую тему.  У нас с мужем надолго задержалась в сознании романтическая песня, где были слова «А я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги». Всё это было связано с приморским городом  Уссурийском. Военный театр, а почему бы нет? Об Уссурийске  слышали и на Алтае, как о красивом дальневосточном  городе. И в 1983 году мы,  как говорят в армии, прибыли к месту дислокации. Как оказалось, навсегда.

     На момент приезда творческой семьи в Приморье  театр штормило от  частой смены режиссёров, а потом пришёл талантливый и мудрый Борис Александрович Светличный, благодаря которому  нужный творческий ритм жизни театра и был задан. Мастер  со свойственным ему «чуйкой»  сразу выделил из всей труппы талантливую Рябинину. Особо не баловал, но актрису ценил.

Подняться до высот, оставаясь такой же

       –  У меня было много Василис Прекрасных и Аленушек, – смеётся Дина Сергеевна.  – А в 50 лет я играла зайца в «Ну, погоди».  Но это не значит, что я была невостребованной. Как раз наоборот. Тут дело в другом. Порой столько сил отдаешь роли, что даже «нелюбимые» из них  становятся любимыми! Я считаю, что у актёра не может быть проходных ролей, даже эпизодичных. Она, та роль,  порой небольшая, но зрителю должна обязательно запомниться. Бывает так, что в зале немного  зрителей, и актёры могут позволить себе расслабиться. Я  этого  не признаю. Гляну в полупустой зал, и вдруг азарт появляется. На вас на всех, мои дорогие, больше моей души уйдёт. Вот тогда настоящий актёр должен в полной мере открываться. Человек должен покинуть зал с чувством взаимопонимания с нами, театром.

       И она открывалась. Не только в роли сказочных Алёнушек и Василис Прекрасных.  Актриса глубокого драматического темперамента, Дина Сергеевна  всегда была способна подняться до высот подлинной трагедии. В последние годы магистральной темой творчества актрисы Рябининой стала тема матери. Как тут не вспомнить исполнение матери  Ромашова в «Поединке» А. Куприна, «В  балладе о десанте» Ю. Яковлева, «В кавказском пленнике» Н. Иванова и других. В характере её героинь  чётко прослеживается сложная полифония чувств от безграничной всепоглощающей любви к своим детям до сурового бескомпромиссного непринятия во имя этой любви. За искренность, естественность, настоящую женственность  её зритель и любит, потому всегда с большим желанием ходит именно «на  Рябинину».

      Лёгкая, элегантная погодка, обаятельная улыбка,  чувственный блеск  в глазах… А своими красивыми выразительными руками она при выходе на сцену будто стремится обнять весь зал, чтобы в который раз с любовью подчеркнуть: «И с вами снова я!» Хочется напомнить, что в этом году исполняется 37 лет, как Дина Сергеевна работает в театре ВВО. Многие знаменитые актёры славили это армейское учреждение культуры своим творчеством на протяжении почти 85 лет.   В их числе и заслуженная артистка России Дина Рябинина.

 

Гребенюк Ольга Григорьевна,  специальный корреспондент газеты «Суворовский натиск»

Фото из архива театра