«И с вами снова я!»
В эти октябрьские дни у заслуженной артистки России актрисы драматического театра ВВО Дины Рябининой сразу два юбилея. Ей – 75 лет. Оглядываясь назад, эта замечательная, талантливая женщина свой элегантный возраст и не собирается скрывать. И правильно делает. А попробуйте выглядеть вот так, как она, в свои … ну, слегка за сорок… И ещё, творческой деятельности Дины Сергеевны не так давно исполнилось ровно полвека. 37 из них отдано драматическому театру ВВО. Вот такая география… … Её мечта стать актрисой театра совершенно не совпадала с реальными планами родителей. К слову, главной противницей творческих устремлений Дины была её любимая бабушка. – Бабуля была человеком верующим, – поясняет Дина Сергеевна. – Добрая и любящая, она всё же слыла моралисткой. Считала, что театральная деятельность – это «сплошные содом с гоморрой». Потому мечтательной, совершенно домашней девушке она, истово перекрестившись, бескомпромиссно заявила: «Всё что угодно, только не театр». А ещё в 1956 году на экранах кинотеатров с большим успехом прошла премьера достаточно популярного фильма «На подмостках сцены». Папа с мамой уже в самом сюжете киноленты разглядели зримую опасность для любимой дочери и вынесли вердикт: «Что там, в театре, делается, нам теперь известно. И что бы мы отпустили туда свою девочку? Никогда и ни за что!» Родителей понять было можно. Актёрская стезя та ещё… – Сами того не ведая, мои близкие люди невольно подталкивали меня к выбору будущей профессии, – с хитринкой в глазах сообщает улыбчивая Дина Сергеевна. – Я родилась и выросла в Грозном, в те годы – мирном и гостеприимном, с замечательным культурным наследием и традициями. Мы, одноклассники, дружили без оглядки на национальность и социальное положение. Я школьницей занималась лёгкой атлетикой, ходила в балетную школу, а в институте увлеклась спортивной гимнастикой. Быть в постоянной форме для театра немаловажно. Мечта до поры до времени оставалась мечтой, поскольку Дина всегда слыла послушной девочкой и не спорила с родителями, к слову, очень уважаемыми людьми. Мама Надежда Александровна была инженером-агрометеорологом. В то время она работала при Министерстве сельского хозяйства, давала прогнозы на посев и уборку урожая. Отец Михаил Илларионович – ветеран Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 2-й степени и другими. – Кстати, у него было три высших образования, – сообщает актриса. – Он, как отец, имел право давать советы со знанием дела. Потому я и поступила на естественно-географический факультет Грозненского института. Родители были счастливы. «На ту беду» был в городе и Народный театр, в котором в то время работала известная заслуженная артистка СССР Нина Тайц. Тайные походы на репетиции для симпатичной студентки, подававшей надежды, «добром» не закончились. Нина Мировна заприметила способную ученицу и без обиняков заявила: «Тебе прямой путь в театр. Выбирай». С народным театром артисты исколесили всё Закавказье… Однажды гастроли совпали с её сессией в институте. Отучившись там два года, Дина оставила вуз. Вот и сделала выбор. В Москву! А зачем? В один из театральных институтов столицы Дина не прошла по конкурсу. Родители вздохнули с облегчением. Но по возвращении домой она вдруг узнала о дополнительном наборе в Грозненский русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова. Требовалось буквально несколько человек. Начинающая актриса прочитала монолог, басню, стихотворение… Решением комиссии из девяти человек, где все оказались «народные» и «заслуженные», была единодушно принята. Три года службы в театре сделали своё дело – способную актрису стали узнавать. Даже родители стали гордиться популярностью дочери, бывая на её спектаклях. Бабушка сдалась последней. В театр не ходила, но по-доброму советовала внучке, чтобы при выходе на сцену та не забывала сказать: «Господи, благослови». Попутно девушка осознавала, и зачем рвалась в Москву, когда в полной мере можно проявить свои способности у себя дома? И проявляла. География гастролей была широка – Днепропетровск, Липецк, Таганрог… А своего будущего супруга Юрия Константиновича Рябинина, человека актёрской профессии, она встретила в 1973 году в Балашове. Через год сыграли свадьбу и уехали на Алтай. Там родился сын Виталька. Две половинки счастья совпали как никогда. Они и в семейной жизни, и в творческой деятельности всегда составляли единое целое. На сцене часто работали вместе. Дина Сергеевна играла в спектаклях то жену Юрия Константиновича, то его дочку, а то и внучку… Последнее вполне оправданно. Она всегда и во все времена выглядела моложаво. Молодой актёрской семье было непросто. Работая в Дзержинском театре, они жили в Горьком. Утром вставали рано, ехали на автобусе в Дзержинск, «забрасывали» сына в детсад, допоздна работали – либо вечерний спектакль, либо выезд. Возвращались домой поздно, а утром всё по-новому. Алтайский театр, где семья оказалась потом, пленял своим искусством и Ханты-Мансийск, и Нижневартовск, и Тюмень... Семья поначалу боялась попасть на Камчатку при распределении. Чуть позже получилось так, что, выбрав творческую профессию, они на Дальнем Востоке побывали везде, в том числе и на Камчатке. «За мечтами и за запахом тайги…» Судьбой и творчеством заслуженной артистки театра живо интересуется молодёжь. Так помощник режиссёра по литературно-драматургической части Татьяна Прохаско, побывавшая в гостях у виновницы торжества накануне юбилея, задала ей закономерный вопрос: «Дина Сергеевна, как в вашей жизни появился уссурийский театр? – Нам на бирже труда предлагали вначале Камчатку, потом театр в Благовещенске – вспоминает Дина Сергеевна. – Мы не поехали – показалось далеко. А в Дзержинске работали актеры, которые когда-то служили в уссурийском военном театре и рассказывали нам о нём с восхищением. О славных традициях, замечательных репертуарах на армейскую тему. У нас с мужем надолго задержалась в сознании романтическая песня, где были слова «А я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги». Всё это было связано с приморским городом Уссурийском. Военный театр, а почему бы нет? Об Уссурийске слышали и на Алтае, как о красивом дальневосточном городе. И в 1983 году мы, как говорят в армии, прибыли к месту дислокации. Как оказалось, навсегда. На момент приезда творческой семьи в Приморье театр штормило от частой смены режиссёров, а потом пришёл талантливый и мудрый Борис Александрович Светличный, благодаря которому нужный творческий ритм жизни театра и был задан. Мастер со свойственным ему «чуйкой» сразу выделил из всей труппы талантливую Рябинину. Особо не баловал, но актрису ценил. Подняться до высот, оставаясь такой же – У меня было много Василис Прекрасных и Аленушек, – смеётся Дина Сергеевна. – А в 50 лет я играла зайца в «Ну, погоди». Но это не значит, что я была невостребованной. Как раз наоборот. Тут дело в другом. Порой столько сил отдаешь роли, что даже «нелюбимые» из них становятся любимыми! Я считаю, что у актёра не может быть проходных ролей, даже эпизодичных. Она, та роль, порой небольшая, но зрителю должна обязательно запомниться. Бывает так, что в зале немного зрителей, и актёры могут позволить себе расслабиться. Я этого не признаю. Гляну в полупустой зал, и вдруг азарт появляется. На вас на всех, мои дорогие, больше моей души уйдёт. Вот тогда настоящий актёр должен в полной мере открываться. Человек должен покинуть зал с чувством взаимопонимания с нами, театром. И она открывалась. Не только в роли сказочных Алёнушек и Василис Прекрасных. Актриса глубокого драматического темперамента, Дина Сергеевна всегда была способна подняться до высот подлинной трагедии. В последние годы магистральной темой творчества актрисы Рябининой стала тема матери. Как тут не вспомнить исполнение матери Ромашова в «Поединке» А. Куприна, «В балладе о десанте» Ю. Яковлева, «В кавказском пленнике» Н. Иванова и других. В характере её героинь чётко прослеживается сложная полифония чувств от безграничной всепоглощающей любви к своим детям до сурового бескомпромиссного непринятия во имя этой любви. За искренность, естественность, настоящую женственность её зритель и любит, потому всегда с большим желанием ходит именно «на Рябинину». Лёгкая, элегантная погодка, обаятельная улыбка, чувственный блеск в глазах… А своими красивыми выразительными руками она при выходе на сцену будто стремится обнять весь зал, чтобы в который раз с любовью подчеркнуть: «И с вами снова я!» Хочется напомнить, что в этом году исполняется 37 лет, как Дина Сергеевна работает в театре ВВО. Многие знаменитые актёры славили это армейское учреждение культуры своим творчеством на протяжении почти 85 лет. В их числе и заслуженная артистка России Дина Рябинина.
Гребенюк Ольга Григорьевна, специальный корреспондент газеты «Суворовский натиск» Фото из архива театра |