Хорошие режиссёры – в дефиците

ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

Я, человек не новый                                                                                  Что скрывать? 
Остался в прошлом я 
Одной ногою... 

                          Сергей Есенин

       1947-ой год. Я пошел в школу. Трудное, полуголодное детство, школа…-   новые впечатления, новые друзья, любимые учителя, особо любимые некоторые предметы и бурная внеклассная жизнь. Сколько разных кружков! Хоры по возрастам, живопись, спорт и театр, да не только со «сказочным», но и   "взрослым" репертуаром. И это - в районном центре, в городе Осинники Кемеровской области, где, в основном, учились дети шахтеров. В 7-ом классе я уже был "востребованным актером" в драмкружке преподавателя литературы Беловой Н.А. А в 9-ом - она определила  меня в городской народный театр к замечательному режиссеру Членову В. Р., репрессированному в 30-х годах. После реабилитации он так и не смог вернуться в Москву. Этот человек огромного таланта и эрудиции открыл для меня целый мир, где жили великие драматурги и режиссеры: К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, А.Таиров и многие другие. Это был какой-то волшебный параллельный мир со своими чудесами, превращениями, переживаниями.  Здесь  я жил некоторое время в образах героев Островского, Чехова...

         Потом была сцена Хабаровского ТЮЗа. Дело в том, что в Хабаровске открылось театральное училище, где работал блистательный педагог и режиссер А.Д.Никитин - находка для любого театра, а, тем более - для молодых актеров. Пришлось совмещать работу в ТЮЗе и учебу. И, наконец, Москва! Поступление в ГИТИС - в эту актерскую академию, пять лет огромных усилий, трудов на новом уровне, и - красный диплом. Вот "мои университеты", которые, как я очень быстро понял, для людей искусства никогда не заканчиваются. Еще до окончания ГИТИСа я был приглашен в Хабаровский драмтеатр. Сюда принес все мои впечатления от уроков замечательных московских педагогов - мастеров МХАТа, Малого театра, "Современника", от огромного количества увиденных в Москве и Ленинграде спектаклей, поставленных такими гигантами, как Г.Товстоногов, Б.Ровенских, А.Гончаров, А.Эфрос, О.Ефремов, М.Захаров, Ю.Любимов. Здесь комментарии излишни. Такое не забывается никогда.  На всю жизнь формируется способность видеть настоящее высокое искусство.

        В те годы наш российский театр, театры союзных республик были на такой высоте, что в Россию приезжали поучиться и повосхищаться режиссеры из-за рубежа.  При всем их зарубежном гоноре. Это был настоящий театральный взрыв - выдающееся событие 60-ых – 70-ых годов ХХ столетия. На сценах появились такие шедевры, как "Трамвай желаний", "Дети Ванюшина", "Человек из Ламанчи" в постановке А.Гончарова, "Чайка", "Три сестры", "Ромео и Джульетта" в постановке А.Эфроса, "Антимиры" и "Послушайте,Маяковский" в постановке Ю.Любимова. Как забыть пьесу "Мещане" в постановке Товстоногова и его же "Горе от ума", где блистали такие звезды как Е.Лебедев, Э.Попова, С. Юрский, К.Лавров. А Малый театр потряс всех: выпустил в постановке Б.Ровенских спектакль "Царь Федор Иоанович" с музыкой Г.Свиридова и участием Ю. Соломина и И. Смоктуновского. Попасть на этот спектакль стало пределом мечты не только для настоящих ценителей театрального искусства, но и для простых людей, не слишком часто посещающих театр и предпочитающих более легкие жанры. Для многих это было открытием глубокого, прекрасного, великого, нравственного.

         Как много мы потеряли, проводив в мир иной большинство из упомянутых мною людей. Последним ушел П.Фоменко. К сожалению, им нет пока достойной замены, и, тем более, грустно, что сегодня работающие более или менее способные режиссеры не хотят возглавлять периферийные театры.  Хотя понятие "периферия" с точки зрения живущих здесь людей -   весьма спорное. Да и в столицах-то хорошие режиссеры в дефиците. 

         Хотелось бы еще очень много рассказать о наших замечательных театрах, режиссерах, актерах, но это очень объемный отдельный разговор. Однако нельзя не подчеркнуть, что раньше в СССР был создан прочный фундамент для российского театра, театра духовного, нравственного, без циничного авангардизма, без наплевательского отношения к авторскому замыслу с выворачиванием  наизнанку классической драматургии, с опошлением и унижением ее содержания.

          Когда пришли другие времена, то талант, как искра Божия, далеко не всем пал на голову. Но вот желание обладать длинным рублём коснулось большинства. Появилась целая гвардия режиссеров-гастролеров, которые ездят по городам и весям, предлагая, как товар, свои постановки уже "накатанные" по многим театрам, не зная актерского состава, не думая о нужности данной постановки. Видимо, умея себя рекламировать, они добиваются желаемого. Быстренько ставится спектакль, режиссер уезжает, получив неплохие деньги, а  после него - "хоть потоп"…  Работы эти чаще всего рассчитаны на дешевый эпатаж, и удачи очень редки.

         К сожалению, такие новшества появились и в столичных театрах. Там тоже родился ряд экспериментаторов. Я не против новизны. Невозможно, чтобы, к примеру, Ленский в опере Чайковского "Евгений Онегин" пел свою арию "Куда, куда вы удалились", только сидя на пне посредине сцены, и никак иначе. Это, естественно, - глупость.  А как назвать следующий факт:   режиссер К.Серебрянников во МХАТе ставит "Лес" Островского, где купцы Восьмибратовы выходят в малиновых пиджаках с пистолетами за поясом и  держат пальцы веером? А символом леса, между прочим, стоял новый объект - детский хор в пионерских галстуках, красных пилотках и с поднятыми в пионерском салюте руками, поющий знаменитую песню А.Пахмутовой "Беловежская пуща". Ну как  тут быть с такой  аналогией?! А куда делся авторский смысл названия "Лес"? Как сейчас говорят,  это - круто. А еще "круче"  апофеоз спектакля. Монолог приживала и сутенера Буланова в исполнении   на зал в микрофон голосом В.В. Путина, видимо, должен был быть кульминацией? Слава Богу, эту «находку» зритель не принял. 

         Для полноты картины еще сюжет. В Хабаровск МХАТ в рамках театрального фестиваля  привез "Гамлета" Шекспира в постановке режиссера Бутусова. У Шекспира есть в тексте   сравнение Дании с тюрьмой. Это, видимо, дало толчок для полета фантазии. На сцене - колючая проволока с пустыми консервными банками, какая-то турбина - ветродуй, активно раздувающая пыль, и герои: Гамлет, Клавдий и Полоний в длинных овчинных тулупах. Прямо Магадан 30-ых годов и только! А то и похуже. Манеры общения тоже интересные: интонации речи королевы явно не дворцовые, а ближе к хамским. А Гамлет, проходя мимо, почти как футболист, ногой отбрасывает шлейф платья королевы в сторону. Монолог "Быть или не быть"... перенесен в конец спектакля, а ведь у автора он в начале, ибо   определяет и настроение, и намерения героя. Спектакль в Хабаровске был последним. Его сняли с репертуара. Чем вряд ли огорчили хороших актеров, участвующих в нем.

            Все прекрасно понимают, что дурной пример  заразителен. В нашем театре разъездной режиссер А.Лапиков поставил  «Тартюфа» Мольера, где герои выступали в эвенкийских или чукотских малицах, в торбозах и на охотничьих лыжах. А действие-то происходит в Париже 500 лет тому назад. Вот бы парижане поудивлялись!!! А у нас-то  лыжи просто «не поехали». Не пошел зритель на этот спектакль. Справедливо сказать, что режиссер-то способный, но, видимо, решил быть "в струе". А струя - это ошеломить, сделать что-то несусветное, не как у всех.   

          Подобные деятели искусства превращают наш театр в дурное, дешевое зрелище, иногда с жаргоном подворотни и отменно хлестким матом. Один докатился и до этого. И не важно для таких дельцов, что зрители уходят после первого акта.  Радует, что еще не погибло у людей чувство вкуса хорошей игры. Однако так чаще ведет себя старшее поколение.  Молодежь  же воспитывается на некоторых "перлах" и восхищается, попривыкнув к "новым веяниям", не понимая, что делается это все не ради искусства и заботы о чистоте нашей нравственности, а ради денег и, пусть даже скандальной, но славы. 

         Всё это  очень грустно.  Но надежда умирает последней. Во-первых, уверен, что скоро вся театральная  билеберда зрителям просто надоест.  Во-вторых, знаю, что есть  замечательные ученики П.Фоменко, О.Табакова, Г.Волчек и других (список достаточно велик), которые  ещё подарят нам настоящие высокохудожественные спектакли. Они будут достойными последователями своих учителей и смогут возродить российский театр, российскую культуру, используя в разумных пределах и вариантах новые веяния. 

Народный артист России С.Н.Лычёв.

На фотографиях:

1. Фото автора Лычева С.Н.

2. Елецкий фильм-опера "Пиковая дама", 1975 год

3. Новокузнецк, 19 лет. Народный театр

4. Новокузнецк 1961 год "Остров Сокровищ"

5. "Парень из нашего города" 1968 год

6. Хабаровский краевой театр драмы "Папа в паутине" 2005 год

7. Хабаровский театр драмы "Невеста". 1995 год

8. Шекспир "Укрощение строптивой" 2004 год