Мир красивого письма

Каллиграфия нынче не просто в моде. Приходится признать как факт, что популярность каллиграфического искусства с каждым годом набирает обороты. В Москве, Питере, Новгороде, Новосибирске, Барнауле и других городах России ежегодно появляются новые мастера, открываются школы, проводятся выставки, куда  можно включить картины,  свадебную и представительскую полиграфию, перформанс, и др.

Мало кто знает, что и  в Хабаровске  существует профессиональное каллиграфическое сообщество. Численность его небольшая, но  уровень каллиграфов достаточно высок. Ярким примером тому стало  творчество нашей землячки,   молодой художницы  Инны  Зосимовой, которой принадлежит эксклюзивный рецепт необычных чернил из маньчжурского ореха, подсказанный ей в своё время опытными наставниками из числа преподавателей Художественно-графического факультета. По этому поводу она охотно ответила на вопросы корреспондента «ПВ».

Инна,  когда для тебя стало ясно, что твоё творчество востребовано? Не после того, как тебя показали по центральному телевидению?

–   Мои  знакомые мне частенько названивают и сообщают, мол, ты теперь такая знаменитость… Нет,  к подобным комплиментам отношусь ровно. Я по натуре человек  не звёздный, тем более что  это не первый мой  успех.  Я, как профессиональный художник, являюсь  участницей Всероссийских, международных, межрегиональных, региональных, краевых и городских художественных выставок. А членом  Союза художников России стала ещё в студенческие годы. Для меня успех заключается не в регалиях и почёте,  а в самом призвании. И ещё в мечте…

– … Которая, судя по всему,  из детства родом?

 –  Угадали… Каллиграфией, судя по всему,  я начала заниматься года … в три, когда научилась держать ручку. Помню  зеленые тетради, клетчатые и линованные листы, исписанные петлями и прочими закорючками. Букв еще не знала, но писала много и с огромным энтузиазмом. Повзрослев, я долгое время всерьёз занималась музыкой, а попав на Худграф, стала увлечённо учиться  рисовать. Что же касается ореховых чернил, то вы меня поймёте, если в детстве хотя бы изредка хулиганили в небольшой безобидной стайке подростков,   обрывали зелёные яблоки, абрикосы, вишни, пробовали на вкус заячью  капусту. Руки после того отмыть  невероятно сложно. И особенно после маньчжурского ореха. О его необычных свойствах я впервые задумалась на кафедре дизайна Художественно-графического факультета.

  – Инна, тут, видимо, без учителей не обошлось…

Я считаю, что мне в жизни очень повезло – довелось  учиться у прекрасных мастеров своего дела! Всем преподавателям я очень благодарна, ведь именно они помогли  мне за шесть лет основательно пополнить творческий багаж знаний и умений, благодаря чему я продолжаю развиваться, постоянно совершенствуясь во всём. Один из таких педагогов – Заслуженный художник Хабаровского края Николай Иннокентьевич Холодок. Именно  от него  я узнала о том, что такое замечательное чернильное варево  существует. Учитель ещё два десятилетия назад поделился со мной секретом именно своей туши. Я за это время  основательно прокачала рецепт варки маньчжурского ореха  и теперь пользуюсь им с большим удовольствием.

Да и сейчас этот замечательный человек, мой  учитель,  по первой просьбе придёт на помощь,  подскажет, даст нужный совет.

– И каков же дальнейший творческий путь был у выпускницы кафедры дизайна Художественно графического факультета?

– Годы учёбы  (2004—2010 гг.) прошли не зря. Впрочем, поначалу я здорово увлеклась техникой ниткографики, которая  при всей своей лёгкости и скорости очень трудоёмкая. Она хороша уж тем, что в поиске образа в оставленных нитью следах хорошо развивает воображение. Впрочем, о том и разговор отдельный. А тушь из маньчжурского ореха я начала варить благодаря изучению  именно каллиграфии,  она идеально подходит для ежедневной практики. Заниматься надо ей не меньше часа в день, а так как я владею острым пером, кистью и осваиваю плоское перо, то судите сами,  сколько времени на творчество уходит.

Я всегда старалась до тонкостей познать технологию всякого новшества, историю его появления. А про варку туши перевернула горы литературы. Узнала, что орешками (ореховыми тушью/чернилами),  или Walnut Ink,  пользуются многие каллиграфы. Она бывает в жидком виде и сухом. Цвет орешков напоминает сепию, тон может быть разным: от почти черного до светло-коричневого, в зависимости от количества воды. Такая тушь отлично подходит для каллиграфии, рисования и состаривания бумаги. Самые популярные орешки – кристаллы из американского чёрного грецкого ореха. Наш орех тоже неплох.

Были и сложности. Дело в том, что со временем созданная тушь приобрела отвратительный запах. Туда   добавляли спирт, но это не спасало – органика безнадёжно тухла. Я поменяла кое-что в технологии и стала делать тушь в кристаллах, как иностранные коллеги. В таком виде  её можно хранить годами. Пришлось поработать и  над жидкой тушью. Теперь она хранится дольше и пахнет приятно.

 – Инна, говорят, что каллиграфия – это ещё и превосходное хобби…

– Да. И я это охотно подтверждаю. И не только хобби для реализации творческого потенциала, сюда следует  отнести развитие когнитивных функций, снятие стресса… Можно долго перечислять, чем же хороша каллиграфия, которой я увлеклась в 2014 году.  Мир красивого письма безграничен. Развиваться и находить что-то новое здесь можно постоянно. С 2020 года  это мой основной вид деятельности. Я  создаю художественные произведения.  Мои каллиграфические картины участвуют в международных, всероссийских, региональных, краевых художественных выставках и фестивалях. Работы «Перо У. Шекспира» и «Сады цветут» хабаровчане могли увидеть на выставках в Картинной галерее им. А.М. Федотова и Доме творческой интеллигенции. И ещё я выполняю заказы  – оформляю открытки, конверты, письма, приглашения,  дипломы и многое другое.

Что касается непосредственно хобби. С 2017 года я передаю накопленные знания всем желающим: провожу курсы, мастер -классы «Акварель в каллиграфии» и «Знакомство с пером» для совсем новичков. Большой курс по остроконечному перу начнётся уже в ноябре. Пусть не все мои ученики сделают это увлечение своей профессией, прекрасное познают обязательно. Моя главная задача  – сберечь каллиграфическое сообщество в Хабаровске, сделать его сильнее и популярней, благодаря интересным выставкам, связанным с  развитием культуры красивого письма. У нас уже есть мастера, которые делают бумагу ручного литья, создают необычные по красоте  открытки, видеопоздравления, гравировку, тиснение фольгой, блокноты ручного переплёта…  

     И ещё я очень люблю скоропись, вязь, английский курсив, жестовое письмо, сейчас готику подтягиваю, италиком хотелось бы плотно заняться… Но каллиграфия на первом месте. Да и с музыкой не расстаюсь. Многие свои работы делаю под звуки красивых мелодий.

– А чем новеньким ещё порадуете?

– На прошлой неделе я оформляла цветочную композицию с яблоками, делала надписи на листьях, плюс открытку с акварельными цветами. Люблю радовать людей. Особенно сейчас, перед Новым годом. Я  буду загружена открытками, письмами Деда Мороза. Заказов уже много поступило.

– Инна, а туши-то хватит?

 – У меня теперь есть целый бак на 20 литров! А закончится, так ещё сварю. Мало того, в ближайшее время планирую поделиться с коллегами из Москвы, Питера,  Владивостока…

 – Тогда удачи вам и творческих находок!

 

Беседовала Ольга Гребенюк

Фото и рисунки из архива Инны Зосимовой

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 43 (8330)-2022

г. Хабаровск