ТАЁЖНЫЙ КИНОРОМАН

Как Акира Куросава снимал фильм «Дерсу Узала» на Дальнем Востоке

В эту субботу в Хабаровске на площади им. Ленина состоится масштабное мультимедийное шоу «Арсеньев LIVE» (0+), посвященное 150-летию со дня рождения знаменитого исследователя Дальнего Востока. Одним из ключевых моментов действа станет показ художественного фильма «Дерсу Узала» (16+) классика мирового кино Акиры Куросавы.

«Приамурские ведомости» решили вспомнить историю создания экранизации одноименной книги Владимира Арсеньева, снимавшейся в дальневосточной тайге.

ОТ ДОСТОЕВСКОГО – К АРСЕНЬЕВУ

Японец Куросава в своем творчестве часто обращался к шедеврам европейских и русских классиков – от Шекспира («Ран» по пьесе «Король Лир») до Достоевского («Идиот») и Горького («На дне»). Но все эти сюжеты режиссер неизменно переносил на японскую почву. И когда в 1950-х годах у Куросавы созрел замысел экранизировать книгу Арсеньева «Дерсу Узала», он тоже собирался снимать это кино на острове Хоккайдо. Но тогда возможности реализовать этот проект у него не было. Появилась она лишь почти 20 лет спустя.

В 1971 году режиссер Сергей Герасимов, будучи в Японии, встретился с Куросавой и предложил тому снять кино в Советском Союзе. Чуть позже японский классик впервые посетил нашу страну, став гостем VII Московского международного кинофестиваля. Тогда, в кулуарах киносмотра, возможность сотрудничества обсудили уже более предметно.

Куросаве предложили снять фильм по произведению кого-то из русских или советских писателей. Ему предоставляли полную творческую свободу. Финансирование картины и все организационные моменты советская сторона брала на себя. Тогда-то режиссер и вспомнил о своей давней идее экранизировать прозу Владимира Арсеньева.

Свое согласие Акира Куросава дал не сразу. В то время он находился в жесточайшей депрессии. Творческий кризис наложился на финансовые проблемы. После всех злоключений Куросава решил-таки принять предложение советских властей и в 1972 году отправился в СССР.

В АРСЕНЬЕВ ЧЕРЕЗ ХАБАРОВСК

Подготовительный период длился довольно долго. Сценарий, в основу которого легли две книги Арсеньева – «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», режиссер написал собственноручно в соавторстве с известным советским прозаиком Юрием Нагибиным.

На роль Владимира Арсеньева довольно быстро утвердили известного актера театра и кино Юрия Соломина, а вот поиск того, кто бы воплотил образ удэгейского проводника Дерсу Узала, затянулся.

Первоначально режиссер планировал снимать звезду японского кино Тосиро Мифунэ, своего многолетнего друга и соратника. Но актер отклонил предложение из-за большой занятости, которая не позволяла ему отправиться на многие месяцы в дальневосточную тайгу. Претендентов на роль Дерсу было немало: нанайский певец Кола Бельды, бурятский танцовщик Цыден Бадмаев, даже Михаил Ульянов. Но в итоге выбор Куросавы пал на тувинского артиста Максима Мунзука. Впоследствии режиссер называл его своим самым любимым актером, а Мунзук звал того бакши, то есть учитель. Параллельно шел поиск локации для съемок. Куросава изначально настаивал на том, чтобы снимать именно в Приамурье, в местах, о которых писал Арсеньев. С этим поначалу вышла заминка, потому что пребывание иностранцев на территории Приморского края было под запретом. Тем не менее, разрешение на съемки получили, хоть и с трудом.

Будучи проездом в Приморье, великий режиссер посетил и Хабаровск. Прилетев из Москвы, он остановился в гостинице «Центральная». Там с ним встретились киновед Эдуард Корчмарев и журналист Юрий Лепский, тогда работавший в газете «Молодой дальневосточник».

«В холле второго этажа появился почти баскетбольного роста (180 см) человек в сопровождении переводчика, – приводит слова Эдуарда Корчмарева хабаровский журналист Александр Чернявский в своей статье «Кепка Куросавы». – Держался он приветливо, никакого величия или снобизма. Сам факт, что такой мастер согласился беседовать с двумя журналистами в провинциальном Хабаровске, о многом говорил. Человек он оказался отзывчивый. Беседа длилась долго, часа три, наши вопросы и его ответы переводились, и это удлиняло время беседы. В основном мы спрашивали о том, почему он взялся экранизировать книгу о Дерсу. Он отвечал, что повесть Арсеньева им была прочитана давно, и она потрясла, а образ Дерсу Узала чрезвычайно увлек режиссера. Он давно хотел снять об этом фильм, но не получалось.

Это большое счастье, сказал режиссер, что съемки будут вестись в тех местах, которые описаны у Арсеньева. Дерсу – человек природный, он не только живет в этой среде, но и слился с ней. Вот чем он интересен...

Куросава много говорил о своей бесконечной любви к русской литературе, к Достоевскому, Чехову, о том, почему и как он снимал фильмы по книгам наших классиков. Слушая Куросаву, я подумал о том, что эти слова мастера – не простая дань культуре страны, в которой он оказался. Это было признание большого художника в своей привязанности к удивительно человечной русской литературе».

РЮКЗАК ДЛЯ ГЕРОЯ

Съемки фильма шли почти восемь месяцев. Первые кадры были отсняты 28 мая 1974 года, последние – 14 января 1975 года. Съемочную группу поселили в военной гостинице в городе Арсеньеве. Еду привозили из воинской части, а на площадке всегда присутствовал сотрудник КГБ, что очень возмущало режиссера.

Юрий Соломин вспоминал позже: «Первый съемочный день был как первомайская демонстрация. Весь город собрался возле гостиницы «Таежная». Нам с трудом удалось пройти к автобусу». Ежедневно на натурные съемки отправлялась добрая сотня человек – режиссер, актеры, операторы, звукооператоры, осветители и т.д.

Снимали, в основном, в Анучинском и Яковлевском районах Приморского края. По словам Леонида Данилевича, в ту пору егеря Даубихинского охотничье-промыслового хозяйства, работавшего на съемках дрессировщиком диких животных, выезжать приходилось далеко в тайгу, зачастую – на военных тягачах. Летом одолевал гнус, зимой – морозы.

Описанную Арсеньевым метель на озере Ханка воссоздали на озере Маточном близ Пухово. Станцию Корфовскую, недалеко от которой был убит Дерсу Узала, сняли близ поселка Минеральный, там в 1974 году как раз строилась железная дорога. Эпизод переправы через реку Такему, когда Дерсу чуть не погиб, снимали в Ольгинском районе, на реке Аввакумовке. Золотую приморскую осень запечатлеть на пленку не удалось – она была на редкость краткой, и осеннюю тайгу позже создавали искусственно, нацепив тысячи листков на голые ветки.

По свидетельствам очевидцев, работать с Куросавой было непросто, но своей требовательностью он вызывал восхищение. Подготовка к съемкам каждого эпизода была по-японски скрупулезной. Юрий Соломин вспоминал, что режиссер лично собрал рюкзак для его героя, чтобы содержимое соответствовало тому, что перечислено в книге. Актер с трудом отрывал этот рюкзак от пола. Котомку для Дерсу Максим Мунзук по просьбе Куросавы сшил сам. Съемки на натуре по требованию режиссера велись очень осторожно: старались не приминать траву, не нарушать расположения сучьев и коряг при установке аппаратуры, осторожно тянули кабели...

Куросава пообещал жителям Арсеньева, во всем помогавшим съемочной группе, что именно они станут первыми зрителями картины. Так и вышло. Премьера фильма состоялась в Арсеньеве в кинотеатре «Космос» 24 октября 1975 года. Впоследствии «Дерсу Узала» собрал большое количество наград, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, и сейчас считается безусловной классикой мирового кино.


Дмитрий КОШЕВОЙ

 

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ, №36 (8323)-2022 ГОДА