ТЕАТР УМНОГО ДЕТСТВА

Хабаровский ТЮЗ отметил свое 80-летие

Давно подмечено: юный зритель – самый взыскательный. Перегнешь с назидательностью, попытаешься заставить поверить во что-то, во что сам не веришь, – и все, считай, аудитория потеряна. Это уже не говоря о том, что спектакль должен заинтересовать, . . .

да что там – захватить молодого человека, не искушенного в театральном искусстве. Отвлечется – не вернешь.                                                                       

В Хабаровском театре юного зрителя искусством удерживать внимание детей и юношества овладели в совершенстве. Достаточно заглянуть во время любого спектакля в зрительный зал и посмотреть на лица сидящих там ребят.                                                                          

Интересны постановки и для менее юной публики, к которой театр обращается в таких работах, как, например, «Вдовий пароход», идущий сейчас на Новой сцене. Тюзовские спектакли завоевали признание коллег и критиков, доказательством чему служит целый ряд номинаций на национальную премию «Золотая маска».                                                                            

А началось все в далеком 1944-м. Тогда усилиями группы энтузиастов в здании Дома пионеров зародился театр, сразу поставивший во главу угла разговор с подростком по душам – часто серьезный, иногда не очень.                                                                              

ПРЕМЬЕРА О ТИЛЕ                                                                       

Детские спектакли, в том числе кукольные, в Хабаровске ставились и в 1930-х годах. Но все попытки создать постоянно действующий театр для детей и юношества заканчивались пшиком. Не было ни кадров, ни административной воли поддержать начинание как морально, так и материально.                                                                        

Своего рода катализатором в этом деле стала Великая Отечественная война, во время которой в эвакуацию на восток поехали многие творческие коллективы из западных регионов страны. Ленинградский Новый театр под руководством Б. Сушкевича отправился с гастролями на Дальний Восток еще в 1940 году. В этой поездке труппу и застало начало войны. Возвращаться было некуда, и артисты продолжили выступать здесь.                                                                        

В 1942–1943-м театр обосновался в Хабаровске. Помимо основного репертуара, молодые артисты подготовили несколько спектаклей для детей и представили их в Доме пионеров. Успех превзошел все ожидания. В те трагические годы, когда все жили ожиданием сводок с передовой и, не жалея сил, работали на нужды фронта, поход в театр был отдушиной, необходимой и взрослым, и, особенно, детям.                                                                           

Когда была снята блокада Ленинграда, Новый театр вернулся домой, а его начинание решили продолжить уже местными силами. Вот что писала «Тихоокеанская звезда» 16 июня 1944 года:                                                                              

«Этот театр, по существу, создан заново. Вначале в его распоряжении не было ни материальной базы, ни постоянных актерских и технических кадров. Директор театра А. Лемперт, художественный руководитель С. Однопозов, первые актеры театра Д. Швец, П. Носков и др. с подлинным энтузиазмом работали над тем, чтобы создать творческий коллектив. Технические кадры подобрали из молодежи, которую предварительно отправили на учебу в цехи Харьковского русского драматического театра, работавшего в Хабаровске. Так за актерами появились и свои бутафоры, костюмеры, электрики и плотники…»                                                                              

11 июня 1944 года состоялось официальное открытие Хабаровского краевого театра юного зрителя – в том же Доме пионеров. Первым спектаклем, представленным публике, стала «Осада Лейдена» по пьесе Исидора Штока. Он написал ее в 1942-м по мотивам книги «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера.                                                                               

Патриотический сюжет о борьбе жителей Фламандии с испанским владычеством оказался созвучен времени. Хотя исход Великой Отечественной войны с каждым днем был все более очевиден, тем не менее до Победы оставался еще почти год. К тому же в непосредственной близости от Хабаровска находились захватившие Маньчжурию японские войска, которые в любой момент могли напасть на нашу страну.                                                                            

«Три с половиной века отделяют зрителя от событий, происходящих на сцене. Но кажется, что они происходят сегодня. Город Лейден окружен врагами. В осажденном городе – голод, люди терпят неслыханные страдания. Но они мужественно держатся – недели, месяцы. И эти люди побеждают», – писала «Тихоокеанская звезда».                                                                      

Корреспондент издания отмечал, что «при ограниченных сценических возможностях, при скромной технике постановщику С. Однопозову, коллективу театра удалось создать красочный героико-романтический спектакль. Романтизм усиливает жизненную п р а в д у. В этом бесс п о р н а я удача молодого театра… Конечно, многие актеры еще молоды, иным не хватает мастерства. Но постановка получилась взволнованной, праздничной, патриотичной».                                                                             

НА НЕПОНЯТНОМ, НО КРАСИВОМ ЯЗЫКЕ                                                                          

Вскоре репертуар ТЮЗа пополнила еще одна современная пьеса – «Хрустальный башмачок» Тамары Габбе. Обратился театр и к классике. Были поставлены «Женитьба» Николая Гоголя, «Не все коту масленица» Александра Островского, «Забавный случай» Карло Гольдони и другие спектакли.                                                                          

От спектакля к спектаклю оттачивалось сценическое мастерство актеров. Рос профессионализм режиссеров, технических сотрудников, работа которых скрыта за кулисами, но очень важна.                                                                            

Театр юного зрителя, расположенный в историческом здании рядом с Комсомольской площадью, стал местом притяжения детей и молодежи со всего города. Специально на спектакли приезжали школьники из других городов, сел и поселков. В свою очередь, ТЮЗ активно гастролировал по Хабаровскому краю и другим регионам Дальнего Востока и Сибири.                                                                         

В 1990-х, после того, как упал железный занавес, театр осуществил амбициозный международный проект, поставив пьесу «Бунна» японского писателя Цутому Мидзуками. С этим спектаклем в 1995 году ТЮЗ побывал на гастролях в Стране восходящего солнца. Выступления прошли в Токио, Киото, Ниигате и других городах.                                                                         

«В Киото на спектакль приехал автор пьесы Цутому Мидзуками, известный в Японии писатель, – сообщали «Приамурские ведомости» в 1995 году. – Когда в финале спектакля под аплодисменты зрителей он поднялся на сцену, его глаза блестели от слез. Автор пожимал руки артистам, улыбался, говорил, что ТЮЗ из Xa6apoвска сделал самый главный подарок в его жизни – сыграл пьесу на непонятном, но красивом языке, так, как он ее представлял».                                                                              

ОСОБАЯ АУДИТОРИЯ                                                                     

Сегодня ТЮЗ строит свою художественную программу, исходя из убеждения, что детский театр должен воспитывать юное поколение, прививать ему вкус, а не заигрывать с ним.                                                           

«Театр умного детства» – так можно кратко определить наши устремления, – написано на сайте Хабаровского ТЮЗа. – Каждый зритель – неповторимая личность, и этим мы руководствуемся при выборе репертуара, который позволяет вести серьезный разговор и с малышом, и с подростком.                                                                  

Молодежь – особая аудитория. В современном мире наш театр успешно налаживает диалог с молодым зрителем, и тон этого разговора не поучающий, не назидательный, а честный».                                                                 

Что важно: театр живет со своим зрителем в одном времени. А оно стремительно меняется. Чтобы увлечь нынешнюю молодежь, в ТЮЗе разрабатывают новые форматы коммуникации с публикой. Так, место действия спектаклей-бродилок «Вафельное сердце» Марии Парр и «Джордж и тайны Вселенной» Стивена и Люси Хокингов – все здание. По ходу пьесы зрители перемещаются по шести-восьми различным локациям. А «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании» Анне-Катрины Вестли проходит в репетиционном зале, где юные зрители находятся в непосредственной близости к актерам. Для постановок, адресованных более взрослой аудитории, 15 лет назад здесь открыли камерную Новую сцену.                                                                                   

В итоге у театра уже многие годы репутация модного места в молодежной среде. И с учетом специфики целевой аудитории – тех самых юных зрителей – это большой комплимент.

 

Дмитрий КОШЕВОЙ

Фото: tuz-xa.ru

 

Газета «Приамурские ведомости», № 24 (8413)  2024 года

г. Хабаровск