В гостях у БОЛЬШОГО ТАЛАНТА
По-разному люди относятся к тому городу или селу, которое является их постоянным местом жительства, будь оно большим или не очень. Одни, живя в нём всю жизнь, всё время мечтают куда-то переехать, другие смиряются, поскольку просто привыкают к оседлости, а третьи очень любят то место, где родился и вырос, и, ни за какие коврижки его не променяют на самые-самые столичные предложения. Вот с таким влюблённым в свой город, его окрестности, вообще в Дальний Восток, истинным хабаровчанином нам повезло встретиться в один из весенних апрельских дней. Говорят, что «весна – это растворитель зимы» и это, на мой взгляд, – точно. Зимой в нашем климате – не до встреч и визитов, согреться бы! А вот весна – это другое дело, оттаивает природа, каждая веточка и каждый ручеёк, и человеку тоже хочется оттаять и обновить свою душу, получить хоть малую толику наслаждения от встречи с прекрасным. Наш друг Сулейманов Салават Шейхович, как будто подслушав наши желания, пригласил в гости к Виталию Петровичу Дроздову, народному художнику России, члену-корреспонденту Российской академии художеств, удивительному человеку. Эта встреча была, словно, подарок судьбы – так накоротке пообщаться с Большим Талантом – дорогого стоит. Виталий Петрович – настоящий дальневосточник. Родившийся в посёлке Переяславка Хабаровского края, как сам вспоминает, начал рисовать лет с пяти. В голодное военное и послевоенное детство не до красок и альбомов было. Потому и рисовал он трофейным карандашом на обрывках газет. Просто так рисовал. Художником потянуло стать уже позже. Считалось, что увлечение - увлечением, но сначала надо бы получить профессию. Поэтому он окончил Благовещенский геологоразведочный техникум и по направлению после окончания работал маркшейдером на Таймыре, одновременно учился в студии Дворца пионеров Норильска, уже конкретно мечтая стать художником. Его душа постоянно тянулась к творчеству и привела Виталия вначале на художественный факультет Московского технологического института, а затем в Московский художественный институт имени Сурикова, где он учился в мастерской академика А.М.Грицая. Обучаясь в Москве, на жизнь, краски и холсты он зарабатывал трудом дворника в Третьяковской галерее, что к тому же давало возможность – приобщаться к тайнам живописи, любоваться творениями великих мастеров прошлого, подпитывать свои творческие фантазии. Часто говорят в народе: «Где родился, там и пригодился» - это о счастливых людях так говорят. Виталий Петрович нигде не хотел жить кроме Хабаровска. Так что после получения художественного образования живёт и творит народный художник Виталий Петрович Дроздов именно в Хабаровске, который любит всей душой. В том числе, благодаря этой любви, он создал много разных художественных произведений, за что трижды удостоен «Золотой медали» в «Союзе художников России». Пишет он монументальные полотна, работает в разных жанрах : пейзаж, портрет, натурная работа, но главным жанром его станковой живописи стала тематическая картина. Большой талант всегда поднимает в своём творчестве вечные темы добра и зла, войны и мира, отражая в картинах свои убеждения и нравственные позиции. Он следует русским традициям реализма, но по-своему. Как говорится, все талантливые люди пишут разно; все бездари пишут одинаково и даже одним почерком. У Дроздова почерк свой. Творческая мастерская художника В.П.Дроздова и мастерские других его коллег размещены на самом верху одного из многоэтажных домов в центральной части Хабаровска. Она является рабочим местом художника. Там, где человек творит, он не особенно следит за тем, как это смотрится. Там, как правило, не бывает идеального порядка, он и не нужен, поскольку главный принцип в работе, чтобы было всё под рукой и чтобы поиск необходимой кисти или краски не прерывал творческую мысль. Виталий Петрович как гостеприимный хозяин перед нашим приходом всё-таки навёл порядок в мастерской, да так, что, составив картины в шеренгу одну за другой, по росту и ранжиру, потом не сразу находил ту, что понадобилась в беседе. «Вот, если бы не были составлены в стопки, быстрее нашёл бы»,- подумала я, - по себе знаю. Мне всегда нравились монументальные полотна Виталия Петровича, которые видела на его персональных и разных выставках. Их узнаёшь сразу. Например, картина «Мама, я убит». Меня лично потрясает, как смог скупыми художественными приёмами художник так полно выразить самую больную тему нашего мирного времени - гибель молодых ребят на войне. Всмотритесь в фотографию этого полотна. В центре – воющая собака, чувствуется её щемящая собачья боль от невыносимого горя, она потеряла друга, его больше нет. Осталась лежать с ней рядом только его форменная фуражка. Если так тяжело собаке, каково же матери узнать о том, что её кровиночки больше нет – он убит?! Зачем? За что? Почему? У каждой матери эти и другие вопросы несомненно возникают, когда смотрит она на это художественное, высоко нравственное полотно, пронизанное страшным горем. На заднем плане – горы, суровые, чужие. Где это могло случиться? Понятно, что на войне. Чечня ли, Дагестан ли или ещё где-нибудь. Фуражка несёт главную информацию – « убит, мама». Мы не видим тела, но оно предполагается. И правда, справа от собаки в первом варианте картины была размещена отрезанная голова человека. Но, прислушавшись к себе и другим, художник решил общий сюжет сделать более лаконичным, - он убрал так называемые вещественные доказательства, оставил воющую собачью душу, от чего у людей волосы шевелятся. С годами у Виталия Петровича накопился большой жизненный и профессиональный опыт, что способствует глубокому проникновению в область духовных переживаний своих героев, будь это человек или собака. Самый строгий критик своего творчества – он сам. Он готов много раз переделывать свои работы, доводить их до совершенства, чтобы задуманное и сделанное им художественное произведение било в цель. Ведь главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет. Острое ощущение времени требует огромных душевных усилий, большой внутренней работы и напряжения. Художник глубоко переживает боль других людей как собственную и чувствует ответственность за происходящее в обществе. Произведения художественного искусства, созданные не в угоду кому-то, наполненные гражданским звучанием, становятся великими.Диалог со временем, раскрытие личности в своей эпохе стали основными чертами, ведущими тенденциями в творчестве художника Виталия Петровича Дроздова. Ему интересен его современник в любом возрасте. Так одной из центральных художественных идей стала тема «Безотцовщина». У него много картин, посвящённых пацанам, начиная с первого крика в роддоме, прослеживает путь их взросления в конкретной ситуации, например, как пацаны восприняли победу. Это он и о себе писал, именно столько ему было лет, когда, сидя на заборе, праздновал Великую Победу. Хотя отца он не дождался с войны, тот погиб в битве под Сталинградом, но радость Победы была настолько сильна, что захватывала всех. После войны безотцовщина была понятна. А вот, безотцовщина сегодня – это большое горе нашего народа и великий грех, когда при живых родителях дети попадают в приюты и детские дома. Страшнее вины перед маленькими ребятишками, оказавшимися в доме ребёнка, чем родительский отказ от них, быть не может. Эта беда – звенящий реализм нашего времени. Посмотрите в глаза малыша, сколько в них недоумения, надежды и вопросов : «За что?» Что происходит с людьми, куда подевались человеческие чувства сострадания и ответственности, почему родители, бросившие собственных детей, не боятся кары Господней? Картина «В детском приюте» - это попытка художника стать связующим звеном между Богом и человеком. В ней заложен глубокий философский смысл. И эта, и все другие тематические картины художника стали мощным гимном гуманизму, любви к человеку, пристальному вниманию к духовному миру людей. 13 июня 2019 года Виталию Петровичу исполнилось 80 лет. Приятно, что он полон новых идей в своём художественном творчестве, полон решимости продолжать начатое. Хочется пожелать, чтобы одному из крупнейших современных художников, к которым, несомненно, относится Дроздов Виталий Петрович, Бог дал сил продолжить ещё много лет жить в настоящем, мыслями и чувствами, устремляясь в будущее, создавать художественные произведения, украшающие многие музеи, организации и частные коллекции. Воейкова Валентина Ивановна, главный редактор журнала «Аргументы времени», лауреат литературной премии имени К.Симонова, член СВГБ по Дальневосточному региону
На фотографиях: 1-13. В художественной мастерской Виталия Петровича Дроздова 14-22. На выставке картин В.П. Дроздова |