Величайший миссионер, ученый, душепопечитель
В конце мая с.г. в ДВГНБ состоялась презентация книги нашей землячки Т.И. Гладких «Иннокентий (Вениаминов). Ученый, педагог, просветитель». Это культурное событие органично вписалось в проведение в Хабаровске Дней славянской письменности. Вашему вниманию предлагается предисловие к этой книге. В следующем году герою этой книги исполняется 220 лет. В плеяде выдающихся российских деятелей середины XIX века святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797—1879) занимает особое место. Православный миссионер, известный географ, лингвист и этнограф, ставший митрополитом Московским и Коломенским, апостолом Дальнего Востока и Северной Америки, с личностью которого знакомит эта книга, многое успел на своем земном жизненном пути. «Аляска и Алеуты, Камчатка и Курилы, Восточная Сибирь от Лены до Берингова моря и российский Дальний Восток севернее Амура и восточнее Уссури до Японского моря — вот арена трудов без сомнения величайшего миссионера, которого когда-либо произвела Русская православная церковь. Юность в нищете и нужде, миссионерская жизнь, наполненная тяжелым трудом и препятствиями, старость в почете и наградах — таким был путь сибирского мальчика-служки, который умер митрополитом Московским. Ремесленник и художник, лингвист и естествоиспытатель, богослов и душепопечитель, монах и архиерей — всем этим в одном лице был Иннокентий Вениаминов», — писал об этом человеке немецкий историк миссионерства Й. Глацик. Настоящее имя Иннокентия Вениаминова — Иван Евсеевич Попов. Еще в юности он пристрастился к механике, умел работать топором и рубанком, владел многими ремеслами — от плотника до часовщика — и огромными знаниями в разных сферах. В 1823 году двадцатитрехлетний священник иркутской Благовещенской церкви Иван Вениаминов (фамилию эту он получил в 1814 году — в память об иркутском епископе Вениамине) выразил готовность поехать миссионером в Северную Америку. Здесь, во владениях Российско-американской компании, он пятнадцать лет проповедовал Евангелие коренным жителям Алеутских островов и Аляски и сыграл немалую роль в распространении среди них православной веры. В 1840 году Вениаминов становится епископом Камчатским, Курильским и Алеутским (приняв монашество с именем Иннокентия — в честь святого Иннокентия Иркутского). Теперь его паству составляли многочисленные северные племена и народы: алеуты, колоши, эскимосы, чукчи, камчадалы (ительмены), коряки, айны, тунгусы, якуты. Он застал алеутов еще в каменном веке: они пользовались каменными и костяными орудиями труда и оружием. Наблюдая многотрудную жизнь аборигенов, епископ восхищался их трудолюбием, творческими способностями, традиционными навыками промысла. Неся христианство этим людям, святитель Иннокентий большую часть времени проводил в разъездах по огромной епархии, проповедовал, строил часовни и храмы, учреждал миссии, приходы, открыл семинарию, школы и приют. Особое внимание Вениаминов уделял преодолению языковых барьеров в общении с прихожанами. В годы служения на Уналашке он изучил алеутский язык и открыл его для всего мира: составил грамматику и букварь, перевел на этот язык Евангелие, Катехизис, молитвы... Позже при личном участии Иннокентия основные богослужебные книги были переведены на якутский, тунгусский (эвенкийский) и другие языки. По своему значению миссионерская деятельность святителя Иннокентия среди коренных народов Севера сравнима с трудами Кирилла и Мефодия — святых равноапостольных просветителей славян. Святитель Иннокентий внес крупный вклад в общечеловеческую культуру и науку. Не только в России, но во всем мире он известен как выдающийся ученый, автор лингвистических, географических, этнографических трудов. Его фундаментальная книга «Записки об островах Уналашкинского отдела» — одно из лучших исследований по этнографии Северной Америки, с первыми точными сведениями о южной половине полуострова Аляска и его западном продолжении — 1740-километровой дуге Алеутских островов. Научную деятельность Иннокентия (Вениаминова) по достоинству оценили организаторы Русского географического общества адмиралы Ф.П. Литке и Ф.П. Врангель. Этнограф, лингвист, переводчик, святитель стал не только действительным членом авторитетного РГО, но и был удостоен его наград. Сначала в Русской Америке, а позже и на дальневосточной земле Иннокентий столкнулся с наступлением католических миссионеров на позиции православной веры, стремящихся к распространению на севере России католицизма как господствующей религии. С этим он смириться не мог. Для утверждения православной веры в отдаленных краях Иннокентий основал несколько миссий. В 1859 году в Камчатской епархии было открыто Якутское викариатство, впервые совершено богослужение на якутском языке. Среди славных дел святителя Иннокентия, ставшего в 1868 году митрополитом Московским и Коломенским, — учреждение Православного миссионерского общества. По его инициативе в 1870 году были открыты Алеутская и Аляскинская епархии Русской православной церкви с кафедрой в Сан-Франциско. В 1850-е годы святитель Иннокентий стал одним из ближайших сподвижников генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. С первой личной встречи в 1849 году в Петропавловске-Камчатском они пришлись друг другу по душе, вели долгие беседы о «нашем заветном Амуре» и навсегда сохранили добрые отношения. По рекомендации Иннокентия генерал-губернатор ходатайствовал перед императором о назначении энергичного B.C. Завойко военным губернатором на Камчатку. Отважное руководство будущего адмирала отражением атак англо-французской эскадры на Петропавловскую крепость в августе 1854 года подтвердило верность этого назначения. Позднее святитель Иннокентий составил для генерал-губернатора проект развития на Камчатке торговли и скотоводства. Летом 1850 года в новый портопункт Аян вместе с Г.И. Невельским, деятельным соратником Н.Н. Муравьева-Амурского по освоению русскими людьми Приамурья, Приморья и Сахалина, прибыли на корабле два гиляка с низовьев Амура — Позвейн и Паткен. Они заявили Камчатскому архиепископу о желании своих сородичей принять православную веру. Поскольку официального решения по этому вопросу не было, Иннокентий для духовно-просветительского общения с коренным населением отправил своего сына Гавриила священником в Амурскую экспедицию, рядом с которой пребывали гиляки. В мае 1858 года святитель Иннокентий, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, стал деятельным участником заключения Айгунского договора. К середине XIX века проблема Амурского вопроса напоминала лабиринт с множеством тупиков. Неразграниченность бассейна Амура между Россией и цинским Китаем, утвердившееся мнение влиятельных столичных чиновников о бесперспективности Амурского дела связывали руки Н.Н. Муравьеву и его единомышленникам, стремившимся «прорубить» по великой дальневосточной реке магистральный путь из Сибири к Тихому океану и навсегда упрочить за Российской империей огромную территорию на северо-востоке Азии. Обладая аналитическим умом, отличным знанием дальневосточных земель и населяющих их народов, святитель Иннокентий не только предлагал, но и принималпрактические меры по решению важнейших проблем Охотско-Камчатского края и Приамурья. Его заслуги в изучении, исследовании и освоении русскими людьми восточных окраин материка стали основой духовного обеспечения важного межгосударственного акта — возвращения Приамурья в состав России. Практически святитель Иннокентий во второй половине XIX века участвовал в формировании тихоокеанского фасада государства, утверждении здесь современного региона — Дальнего Востока России. После присоединения Амура к России святитель Иннокентий сказал Н.Н. Муравьеву знаменательные слова: «...Если бы, паче чаяния, когда-нибудь и забыло тебя потомство и даже те самые, которые будут наслаждаться плодами твоих подвигов, то никогда не забудет тебя наша Православная церковь...» На алтарь православной веры и великого Отечества святитель Иннокентий положил искреннюю любовь к Богу и к людям, свои научные и общественные труды, милосердие и великодушие, верность своему апостольскому призванию. При жизни этот православный подвижник был удостоен высоких наград — царских и церковных. В 1977 году святитель Иннокентий канонизирован Русской православной церковью. Но главной наградой для него стала народная память. Историк И.Г. Стрюченко справедливо писал о святителе: «Его жизнь, его образ — своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления». Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетивший в 2014 году Хабаровскую, Биробиджанскую и Амурскую епархии, на встречах с общественностью поднял вопрос о приоритетности темы миссии в повестке дня Русской православной церкви. В первосвятительском слове к верующим Хабаровска предстоятель сказал: «Нам предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы Дальний Восток укрепился духовно и материально, стал подлинным форпостом Отечества нашего. А форпост предполагает силу, но одной только физической силой победы никогда не одерживаются. Если нет силы духа, то никакая иная сила не способна принести победу. И потому жизнь Дальнего Востока должна укрепляться верой и прирастать теми богатствами, которые пребывают в недрах этой земли и которые нужно раскрыть для того, чтобы они служили людям». Духовному возрождению Дальнего Востока поможет и обращение памяти каждого из его жителей к таким светлым личностям, как великий православный подвижник святитель Иннокентий (Вениаминов). Наш современник, протоирей Глеб Калита так писал о святителе Иннокентии «перед его жизнью бледнеют биографии Ф.П. Литке, Н.М. Пржевальского, П.К. Пахтусова, Г.И. Потанина, П.К. Козлова, Г.Я. Седова, В.К. Арсеньева и многих других отечественных и зарубежных географов-путешественников…».
A.M. ФИЛОНОВ, ученый секретарь Приамурского географического общества |