ХАТЫНЬ
Гудят колокола. Гудят печально и сурово. Над светлыми березовыми рощами, над задумчивыми борами Логойщины, над Белоруссией, над всей землей плывет рожденная мемориальной бронзой мелодия. И в ней, в этой тревожной мелодии, звучит и реквием, и гимн. Реквием — в память миллионов расстрелянных, повешенных, замученных, живыми сожженных. Гимн — людям, которые не покорились, не встали перед врагом на колени, погибли с именем матери-Родины на устах. Мерно и вечно, как вечно само наше будущее, отбивают хатынские колокола наказ поколениям, написанный святою кровью страдальцев: «Люди добрые, помните: Любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!» Слова наказа, пепел сожженных стучат в сердца потомков и призывают к бдительности, к борьбе с мрачными силами, которым мало Хатыни, мало Лидице и Орадура, мало миллионов жертв, крови, слез и скорби, принесенных миру фашизмом и второй мировой войной. Хатынь... Жили здесь мирные люди, усердные труженики-белорусы, любившие свой крестьянский труд. Люди, лица которых были обожжены солнцем и морозами. Люди, влюбленные в свои поля и леса. Они растили хлеба и лен, были хорошими животноводами. Воспитывали детей, радовались удачам и строили новую жизнь, которую принес им Великий Октябрь. Война нарушила все мирные планы, изломала судьбы, зловещей тенью нависла над каждым домом. Стрекотаньем автоматов и тяжким стуком кованых сапог ворвалась она и в деревню Хатынь, что стояла на опушке, среди песчаных холмов Логойского района. 22 марта 1943 года отряд карателей мрачного фашистского палача Дирлевангера окружил деревню. Всех хатынцев — женщин, стариков и детей — согнали в хлев и подожгли. Под напором пылающих тел рухнули двери хлева. Но спасения все равно не было. Тех, кто вырывался из огненного кольца, встречали пулеметные и автоматные очереди. 149 человек, и среди них 76 детей, навечно легли в одну братскую могилу. Из взрослых жителей Хатыни удалось спастись только Иосифу Иосифовичу Каминскому. Израненный и обожженный, он долго лежал возле тела убитого сына. На второй день его подобрали, спрятали и вылечили наши советские люди. Посмотрите внимательно на скульптуру мужчины, что будто идет навстречу каждому, кто ступает на многострадальную землю Хатыни. Его откинутые ветром волосы напоминают серый клок дыма. А взгляд, устремленный вдаль, полон горя и скорби. На обессиленных руках — тело мертвого сына. Прообразом непокоренного советского человека для скульптора Сергея Селиханова, автора этой композиции, стал И. И. Каминский. И вечно пылает огненный пролом в черных мраморных плитах. Они уложены в виде двухскатной обрушившейся крыши как раз там, где живыми горели хатынцы. А на месте каждого из 26 домов сложены из бетонных балок нижние венцы срубов. Над ними возвышаются печные трубы-стелы, увенчанные бронзовыми колоколами. Это их печальный звон плывет и плывет над околицами, чтобы всегда помнили о погибших живые. Бетонная дорожка пролегла между былых хатынских подворий. От скульптурной композиции она ведет прямо к мемориальному ансамблю, увековечившему память о других белорусских деревнях, разделивших участь Хатыни. Судьба каждой из них — одна из страниц трагедии, развязанной фашистскими извергами на нашей земле. 136 белорусских деревень полностью уничтожены оккупантами. Их не восстановили даже после войны. Некому было восстанавливать. Деды и отцы, дети и внуки — все сгорели живыми и навечно легли в братских могилах. В мемориальных урнах, установленных в виде надмогильных памятников, хранится земля этих горестных пепелищ. И такую судьбу готовили фашисты всей Белоруссии, всему советскому народу. На нечеловеческом языке захватчиков это называлось просто и страшно —«мертвая зона». В штабах была детально распланирована расправа над мирным населением, осуществлялась она последовательно, с невиданным садизмом и жестокостью. Батальоны «черной смерти» вершили дикую расправу во многих уголках нашей республики. Только в Верхнедвинском районе они успели истребить полностью 34 деревни вместе с людьми. Погиб каждый второй житель района. К строгим квадратам памятников этим деревням примыкает прямая каменная стена. На ней — названия 296 сожженных вместе с жителями белорусских деревень. После войны они встали из пепла. Их отстроили земляки погибших. Величественно возвышается мемориальная стена, возведенная в память об узниках лагерей смерти. Это суровое железобетонное сооружение в общих чертах напоминает места массового уничтожения людей. По всей стене — ниши с чугунными решетками. А в этих нишах вмурованы мемориальные плиты с названием лагерей смерти, созданных фашистами на территории нашей республики во время войны. И цифры. Они говорят о сожженных в печах крематория, задушенных в газовых камерах, затравленных овчарками. Вглядитесь сквозь переплеты решетки на страшное слово — «Тростенец». В сорок первом эту землю опутывала колючая проволока и часовые с вышек нацеливали стволы пулеметов на толпы безоружных, разутых и раздетых людей. Тростенецкая фабрика смерти работала до сорок четвертого года. За это время в концлагере было расстреляно, замучено и сожжено 206 500 мирных советских граждан, партизан и военнопленных. Перед глазами встают чудовищные картины нечеловеческих мучений, горы пылающих тел, яры и танковые рвы, где вершились массовые расстрелы. Полоцкий лагерь смерти — более 150 тысяч жизней, Гомельский — около 100 тысяч... 2 миллиона 230 тысяч человек было уничтожено фашистскими палачами на территории Белоруссии — погиб каждый четвертый житель республики. 209 городов и городских поселков были превращены в руины, сожжены 9200 сел и деревень. По решению Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии и правительства республики на месте сожженной деревни Хатынь возведен мемориальный комплекс. Архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, скульптор Сергей Селиханов, главный инженер проекта Василий Макаревич суровым языком камня и бронзы увековечили несокрушимое мужество белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, память жертв гитлеровского нашествия. В дни празднования освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков на хатынскую землю был доставлен факел. Его зажгли от Вечного огня, что горит не сгорая у монумента Победы в Минске. Под тремя березами заполыхало священное пламя. В память о каждом четвертом погибшем. И теперь изо дня в день идут и идут сюда люди. Это их клятва, пламенная клятва потомков высечена на строгом камне мемориала: «Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»
Филонов Александр Михайлович,полковник в отставке, ученый секретарь Хабаровского регионального отделения Русского географического общества |