Бронеавтомобиль «Напарник». Для особых задач

Недавно стало известно, что на снабжение российской армии принят новый бронеавтомобиль вспомогательного назначения. Это машина сопровождения и управления МСИУ-4386 «Напарник», выполненная на основе одного из существующих бронеавтомобилей. Она не предназначается для работы на переднем крае, но должна решать важные задачи в тылу.

Новинка в семействе

Новый бронеавтомобиль МСИУ-4386 разрабатывался заводом «Ремдизель» (г. Набережные Челны) и фактически входит в семейство машин «Тайфун». Как сообщает предприятие-разработчик, работы по броневику стартовали в 2017 г. в инициативном порядке, но с одобрения министерства обороны. Опытно-конструкторская работа получила шифр «Напарник».

В течение нескольких следующих лет были проведены проектные работы, построены и испытаны опытные броневики. Основные мероприятия такого рода завершились в начале 2021 г., и в марте (2021г.) «Напарник» допустили к серийному производству.

В середине июня «Ремдизель» посетила делегация министерства обороны. В ходе этого визита представители ведомства и руководство завода обсудили выполнение гособоронзаказа, а также раскрыли некоторые планы. Так, до конца года планировалось собрать и передать в войска 11 новых броневиков «Напарник». Также на вторую половину года была запланирована передача крупных партий других броневиков.

В начале октября пресс-служба «Ремдизеля» сообщила, что в сентябре машина МСИУ-4386 была принята на снабжение вооруженных сил. Таким образом, проект «Напарник» завершился успехом, и теперь начато переоснащение частей армии. Также продолжается серийное производство, однако его результаты и успехи пока не уточняются.

Как сообщается, МСИУ-4386 будет решать незаметную, но важную задачу. Этот броневик способен перевозить личный состав и небольшие грузы, а также должен сопровождать автоколонны, перевозящие специальную технику. При необходимости, он может стать пунктом управления в местах проведения работ с другой техникой.

Доработанная конструкция

В рамках темы «Тайфун» завод «Ремдизель» параллельно использует и развивает несколько колесных платформ. Одна из основных – К-4386 или «Тайфун-ВДВ». Это двухосный полноприводный бронеавтомобиль с возможностью установки различного вооружения и оснащения. Машина имеет высокие ходовые характеристики и пригодна к парашютному десантированию. На ее основе уже создано несколько специализированных броневиков, в т.ч. машина сопровождения и управления.

В целом новый «Напарник» похож на базовый «Тайфун-ВДВ», однако в его конструкции присутствуют существенные изменения и нововведения, за счет которых обеспечивается рост некоторых характеристик. В первую очередь, удалось сократить стоимость эксплуатации без ущерба другим параметрам. Кроме того, бронирование было доработано в сторону повышения защищенности.

Главные нововведения проекта связаны с ходовой частью и, вероятно, обусловлены спецификой возлагаемых задач. На «Напарнике» используется упрощенная независимая пружинная подвеска на всех колесах. В июне сообщалось, что в этом году все «Тайфуны» начнут получать новые шины со вставками безопасности. Вероятно, это касается и МСИУ-4386.

В отечественных СМИ сообщается, что «Напарник» может получать различное вооружение, в т.ч. в виде дистанционно управляемых боевых модулей. В частности, у К-4386 в комплектации для ВДВ может быть заимствован модуль БМ-30-Д с автоматической пушкой и пулеметом.

Точные тактико-технические характеристики машины МСИУ-4386 пока не публиковались, но известны параметры базового К-4386. Серийный «Тайфун-ВДВ» весит 13,5 т, оснащается двигателем мощностью 350 л.с. и имеет полный привод. Броневик перевозит 7 человек, развивает скорость до 130 км/ч и показывает запас хода 1200 км. В исходной конфигурации он оснащается пушечно-пулеметным боевым модулем.

Особая задача

Новейший «Напарник» предназначается для решения специфической важной задачи, что сказалось на его конструкции, оснащении и возможностях. Этот бронеавтомобиль должен сопровождать и защищать автоколонны с различным грузом. Также он может стать неким подобием командно-штабной машины и обеспечить организацию тех или иных работ. Именно эти особенности проекта МСИУ-4386 представляют наибольший интерес.

Логистика всегда была критически важным вопросом для любых армий. Нарушение коммуникаций способно ударить по общей боеспособности и изменить ход конфликта. В связи с этим любые элементы логистической системы нуждаются в защите, и автоколонны с грузами или военной техникой не являются исключением. Более того, в некоторых ситуациях именно они оказываются приоритетной целью для противника и потому требуют особого внимания с точки зрения защиты.

На случай возможных засад колонну должна сопровождать бронетехника. Опыт конфликтов последних лет показывает, что это должны быть боевые машины с хорошей баллистической и противоминной защитой. Для ответного огня им требуются пулеметы нормального или крупного калибра. Также нужны средства связи для координации колонны на марше или при отражении атаки.

По инициативе «Ремдизеля» был разработан специализированный «Напарник» с рядом характерных особенностей. По всей видимости, подвеска была не только упрощена, но и оптимизирована для постоянной эксплуатации на автодорогах при сохранении приемлемых внедорожных качеств. Состав аппаратуры и вооружений тоже полностью соответствует специфике ставящихся задач.

Следует отметить, что сопровождать колонны фактически может любой современный броневик, например «Тайфун-ВДВ». Однако МСИУ-4386, в отличие от другой техники, изначально оптимизирован для таких задач, благодаря чему должен показывать более высокие технические, эксплуатационные и экономические характеристики. В свете возможных объемов работы это даст заметный выигрыш экономического и иного характера.

При всех этих преимуществах, новый «Напарник» сохраняет высокую степень унификации с К-4386 и другими представителями своего семейства. Благодаря этому появляется возможность одновременного строительства техники нескольких типов разного назначения без усложнения производственных процессов и без удорожания продукции.

Таким образом, «Ремдюзелю» в очередной раз удалось создать новую модификацию «Тайфуна», способную эффективно решать свои задачи. При этом желаемые результаты, характеристики и возможности были получены при ограниченной доработке исходной конструкции.

Незаметный и важный

Бронеавтомобиль К-4386 «Тайфун-ВДВ» является не только защищенным транспортным средством, но и удачной платформой для строительства специализированных образцов техники. На его базе созданы боевая машина подразделений ПВО, броневик для спецназа, минный заградитель и т.д., причем часть этих образцов принята на снабжение. Теперь список серийных модификаций пополнила машина сопровождения МСИУ-4386.

«Напарнику» предстоит решать не самую заметную, но важную задачу по обеспечению безопасности перевозок. По мере продолжения производства и поставок, такая техника будет оказывать все большее влияние на армейскую логистику и, соответственно, на боеспособность вооруженных сил. Таким образом, речь идет не просто об очередной модификации известного броневика, но о важном проекте, все значение которого проявится в будущем.

 

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: "Ремдизель", АП РФ

 

На фото:

1. Броневики семейства "Тайфун"

2. К-4386 "Тайфун-ВДВ"

3. Новый «Напарник»

4. Для сопровождения автоколонн

5. «Напарники» на параде

 

https://topwar.ru/armament/armour/