Бронеавтомобиль З-СТС «Ахмат»: быстро и просто

Недавно российская оборонная промышленность разработала и довела до производства новый бронеавтомобиль под названием З-СТС. Первые партии такой техники уже изготовлены, переданы заказчикам и поступили в эксплуатацию. При этом работы по новому проекту заняли минимальное время. От получения заказа на разработку до отгрузки первых серийных машин прошло всего несколько месяцев.

Ускоренный проект

Разработкой нового броневика З-СТС («Защищенное специальное транспортное средство») занимался завод «Ремдизель» из г. Набережные Челны. Он имеет большой опыт в деле создания и производства современных бронеавтомобилей, который и использовали в новом проекте. Броневик создавался по заказу одной из силовых структур из Чечни. В связи с этим готовый образец получил неофициальное название «Ахмат».

Как сообщается, заказ на разработку будущего З-СТС поступил весной этого года, вскоре после начала Спецоперации на Украине. Чеченские силовики желали получить простой в производстве и эксплуатации броневик с возможностью перевозки личного состава и различных грузов, а также с вооружением для самозащиты и огневой поддержки.

Мероприятия по разработке проекта заняли всего 25 дней. Уже в начале мая «Ремдизель» изготовил и передал заказчику первые броневики нового типа. 9 мая их показали на параде в Грозном. Затем техника отправилась в зону проведения Спецоперации, где поступила в распоряжение спецподразделений. По сути, броневикам предстояло проходить испытания сразу в условиях реальных боевых действий.

22 июля глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что для нужд армии приобретена новая партия броневиков. Два десятка машин З-СТС были отгружены предприятием-изготовителем и уже находились в Грозном. В ближайшее время их планировалось отправить в зону проведения операции.

Бронеавтомобиль нового типа показали на недавнем форуме «Армия-2022». Вместе с другими образцами от «Ремдизеля» он присутствовал на открытой выставочной площадке. Посетители выставки могли осмотреть машину как снаружи, так и внутри. Кроме того, в ходе форума предприятие-разработчик раскрыло любопытные сведения о новом проекте, в т.ч. его краткую историю и основные данные технического характера.

Так, сообщается, что «Ремдизель» уже изготовил и передал в войска значительное количество броневиков. Кроме того, растут показатели производства. Его объемы за последнее время увеличились в пять раз. Это позволяет быстрее выполнять заказы и передавать армии и силовым структурам требуемую технику.

Курс на упрощение

На протяжении нескольких последних лет завод «Ремдизель» выпускает бронеавтомобили семейства «Тайфун». Эта техника обладает высокими тактико-техническими характеристиками и активно используется армией и силовыми структурами. Однако ценой высоких характеристик и потенциала является определенная сложность конструкции и соответствующая сложность производства. Все это сказывается и на стоимости готовых образцов.

Целью проекта З-СТС являлось достижение всех требуемых характеристик с использованием простых решений. За счет этого планировалось ускорить разработку и подготовку производства, а также упростить выпуск серийной техники и уменьшить ее итоговую стоимость. Как сообщается, все эти задачи были успешно решены.

Новый броневик выполнили на серийном грузовом шасси с подходящими характеристиками подвижности и грузоподъемности. Существенные изменения в его конструкцию не вносились. Броневой корпус выполнили в виде модуля, монтируемого прямо на раму шасси. От несущей схемы корпуса отказались из-за излишней трудоемкости. При этом удалось обеспечить необходимый состав приборов.

Получившийся броневик соответствует требованиям заказчика. По тактико-техническим и эксплуатационным параметрам он может уступать «Тафунам» или иным разработкам такого рода. Однако за счет разумных компромиссов удалось снизить стоимость машины, а также в 7-10 раз ускорить ее производство.

Технические особенности

З-СТС «Ахмат» выполнен на трехосном полноприводном шасси «КамАЗ-5350». Оно имеет высокие характеристики подвижности и проходимости, а кроме того, не отличается сложностью эксплуатации. Любопытно, что броневик, в отличие от базового грузовика, построен по капотной схеме. Это позволило сместить места экипажа назад и повысить их безопасность. Такая идея ранее использовалась при создании броневика «Патруль».

Корпус машины выполнен из катаной брони и имеет бронестекла. Вероятно, некоторые элементы конструкции заимствованы у серийных броневиков. Уровень защиты корпуса заявлен как «очень высокий», без раскрытия конкретных показателей. Вид конструкции позволяет предполагать защиту от винтовочных пуль, возможно, бронебойных, и осколков с эквивалентной энергией. О наличии специализированной противоминной защиты не сообщается.

Экипаж и десант размещается в общем обитаемом объеме корпуса. Четыре места, в т.ч. сиденье водителя, установлены в два ряда «по-автомобильному». Еще шесть кресел помещаются в кормовой части отсека, вдоль бортов. Доступ внутрь броневика обеспечен двумя парами бортовых дверей и кормовой распашной дверью. Ввиду большой высоты шасси использованы подножки.

З-СТС может нести вооружение. Для его установки в крыше имеется люк с турелью для пулемета или иного оружия. Часть серийных броневиков получила броневые щитки турели. Вероятно, имеется принципиальная возможность установки других устройств, вплоть до полноценных боевых модулей.

Быстро и качественно

Бронеавтомобиль З-СТС уже сейчас можно признать одной из самых любопытных современных отечественных разработок в этой области. В первую очередь, вызывают интерес сроки создания проекта и способы ускорения проектирования. От заказа и технического задания до сдачи десятков машин прошло всего несколько месяцев.

Разработку удалось ускорить за счет максимального использования готовых компонентов и накопленного опыта. Так, вместо отдельных агрегатов применили готовое шасси, а корпус построили с использованием ранее освоенных решений. Получившаяся машина показывает требуемые характеристики, но при этом достаточно проста в производстве.

Любопытно, что в основе проекта лежит несколько компромиссов, но конструкторам удалось избавиться от их негативного влияния. Так, отказ от несущего корпуса и использование рамного шасси ухудшает весовые качества конструкции и снижает запас грузоподъемности. Однако правильный выбор базового автомобиля обеспечил сохранение характеристик на приемлемом уровне.

Рамное шасси увеличивает общую высоту машины, а также затрудняет доступ в корпус. Эти проблемы удалось решить за счет правильной конструкции корпуса и развитых подножек под всеми дверями. С точки зрения эргономики новый «Ахмат» практически не отличается от других броневиков такого рода.

Следует отметить, что проект З-СТС показал важнейшую способность нашей промышленности. Она способна не только проводить полный цикл разработки бронемашин со всеми необходимыми мероприятиями. При необходимости, предприятия могут использовать накопленный опыт и доступные агрегаты для быстрого создания нового «мобилизационного» образца.

Броневик такого рода способен стать хорошим дополнением к другой технике, прошедшей через все необходимые стадии. В то же время, З-СТС не сможет полноценно заменить «Тайфуны» или иные машины. Этому мешают отличия в конструкции и характеристиках, в т.ч. связанные с компромиссным характером проекта, а также ряд других факторов.

Тем не менее, от подобного броневика не требуется превосходство над другой техникой. Главное требование к нему заключается в возможности быстрого и массового производства, чтобы строевые части могли в минимальное время получить желаемую бронетехнику, а вместе с нею и соответствующие боевые и оперативные возможности.

Быстрая новинка

Таким образом, создатели проекта З-СТС с завода «Ремдизель» установили настоящий рекорд. Всего полгода назад они получили техническое задание, и за прошедшее время разработали броневик, довели его до производства, а затем поставили заказчику десятки единиц такой техники. Показаны уникальные для современности темпы выполнения работ.

Благодаря усилиям «Ремдизеля» несколько подразделений армии и силовых структур уже получили новые бронеавтомобили с высоким уровнем защиты и возможностью огневой поддержки. Производство будет продолжаться, и с помощью такой техники промышленность закроет часть потребностей армии в защищенных транспортных средствах. И этот процесс очевидным образом скажется на возможностях подразделений, а также поможет достижению целей текущей Спецоперации.

 

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Vitalykuzmin.net, Telegram / Kadyrov_95

 

На фото:

1-2. Партия броневиков З-СТС для подразделений из Чечни, 22 июля 2022 г.

3-4. Броневик З-СТС на форуме "Армия-2022"

5. Шасси "КамАЗ-5350" в конфигурации бортового грузовика

 

https://topwar.ru/armament/engineering/