ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»

На основании афганского опыта

Война в Афганистане должна была оставить значимый след в отечественной технической истории. Но последующий развал страны поставил на большей части начинаний крест. В итоге военные увидели лишь эпизодические улучшения техники – к примеру, усиленное бронирование днища Т-62. Или основательно утяжеленную БМП-2Д с дополнительными бронелистами, которая потеряла способность к плаванию, но заметно прибавила в защищенности.

Парадоксально, но эту боевую машину мы не видим в зоне СВО, несмотря на то, что именно здесь она оказалась бы как нельзя кстати. С большей части «афганских» БМП-2Д допброню просто сняли, превратив машину обратно в 14-тонную плавающую машину.

Афганистан 80-х годов показал, что потенциала БТР-80, и тем более БТР-70, не хватает для современных боевых действий. Улучшения требовали все параметры – защищенность, огневая мощь и подвижность. Безусловно, советские классические бронетранспортеры могли бы выполнять свою основную функцию по доставке пехоты к линии фронта, если бы не постоянные боестолкновения. В условиях, когда «стреляют горы», противопульное бронирование советских БТР играло символическую роль. Трагизма ситуации добавляло широкое использование противотанковых мин, наносящих легкой бронетехнике фатальные повреждения. Именно отсюда пошло вынужденное размещение пехоты на броне, которое по понятным причинам не искоренено до сих пор.

Воплощением нового веяния в отечественной школе военного строительства должен был стать ГАЗ-5923 или более известный широкой публике БТР-90. Опытно-конструкторские работы по теме получили имя «Росток». Это эволюционное продолжение концепции колесных бронетранспортеров made in USSR. Точной даты рождения ГАЗ-5923 нет, известно лишь, что машина создана в начале 1990-х годов, то есть условно изделие можно назвать последним советским бронетранспортером.

На первый взгляд БТР-90 выглядит немного масштабированной копией предшественника 80-й серии. И действительно, компоновочные решения сходны – мотор в корме, в носовой части – отделение управления, по центру – боевое и десантное. Поэтому осталась неизменным высадка десанта через боковые люки и аппарели – прямо под огнем противника.

В конце 80-х – начале 90-х ГАБТУ, выдавшее заказ на новый бронетранспортер, не до конца осознавало, что хороший БТР – это колесный БМП. К чему, собственно, и пришли только в начале XXI века с российской платформой «Бумеранг». Здесь и мотор в правильном месте, и вооружение пушечное, и десант выходит через заднюю дверь. К слову, эта бронемашина создана по стандартам НАТО, как и украинский БТР-4Е, который харьковчане сработали на основе советского бронетранспортера.

Ирония судьбы в том, что ни советский БТР-90 (ГАЗ-5923), ни новейший российский «Бумеранг» в войсках так и не появились. Хотя первый был принят на вооружение еще в 2008 году.

Дорого и сложно

Несмотря на концептуальную схожесть с предшественником, «девяностый» бронетранспортер имеет совершенно уникальную конструкцию. Прежде всего, он заметнее крупнее – высота 3 метра, ширина 3,1 метра, длина 8,2 метра. Масса переваливала за 22 тонны, что делало БТР-90 почти на 8 тонн тяжелее БМП-2. Именно у этой гусеничной машины бронетранспортер позаимствовал башню и боевое отделение.

В итоге огневая мощь качественно выросла за счет 30-мм орудия 2А42, пулемета ПКТ, противотанкового комплекса «Конкурс-М» и, что отсутствовало у донора, автоматического гранатомета АГ-17. Достойным сделали и бронирование. Лоб должен был выдерживать огонь от малокалиберных пушек, а борта – 12,7-мм пулемет чуть ли не в упор, за исключением бронебойных пуль. На поздних прототипах предусматривалась навесная защита.

Интересно, что верхняя лобовая деталь лишилась характерного для отечественных бронетранспортеров излома и пары окон. Это лишило фронтальную проекцию ослабленных зон, отчего механик вынужден вести машину либо по триплексам, либо в специальном защитном колпаке для головы. О защите экипажа от стрельбы в лоб задумались, а о том, как десант будет под аналогичным огнем покидать машину через боковые аппарели и верхние люки, нет.

В свое время заместитель министра обороны В. А. Поповкин критиковал БТР-90 именно за подобное размещение люков, что и стало одной из причин отказа от закупок. Дескать, он «не представляет, как солдат будет на ходу выбегать из бронетранспортёра через боковой люк». Что ж, осталось только похвалить Поповкина за дальновидность – бойцы Российской армии до сих пор покидают БТР сбоку и сверху. Только из гораздо менее защищенного БТР-82А.

Единственное, чем отличается схема покидания 90-й машины от предшественника БТР-80, это большими размерами проемов. Отличается и размещение десантников в бронетранспортерах – в БТР-80 семь человек сидят лицом к бортам, а в БТР-90 – к продольной оси машины. Естественно, ни о каких взрывоустойчивых креслах и креплениях в конец 80-х годов не знали, но некоторые нюансы все-таки предусмотрели. К примеру, афганским наследием можно считать и V-образное днище бронетранспортера, что вкупе с возросшей массой и большими колесными нишами заметно увеличивает устойчивость БТР-90 к подрыву на противотанковых минах и СВУ. Колесные редукторы увеличили клиренс БТР до 510 мм, что также положительно сказалось на взрывоустойчивости.

Важной новинкой БТР-90 стала силовая установка от боевой машины десанта – шестицилиндровый оппозитный 510-сильный турбодизель 2В-06-2 Челябинского тракторного завода. Удельная мощность бронетранспортера с этим мотором составляет 23,2 л. с./т (для сравнения: у БТР-80 этот параметр равен 19 л. с./т). Изначально выбор был между дизелем УТД-29 от БМП-3 и челябинским оппозитником от линейки БМД-3. Но для горьковского бронетранспортера просто не было свободных дизелей УТД от «Барнаултрансмаша» – весь тираж уходил на комплектование боевых машин пехоты. Поэтому комплектование БТР-90 силовой установкой осуществлялось по остаточному принципу.

Установка мотора от гусеничной техники несет ряд рисков. Прежде всего, это малый ресурс – норма наработки гусеничных машин до капитального ремонта гораздо ниже, чем у колесной техники. Напомним, что у БТР-80/82 стоит грузовой дизель КамАЗ-740 с ресурсом в 150–200 тыс. километров пробега до капитального ремонта. Мало того, БТР-90 гораздо тяжелее БМД-3 и БМД-4, что еще больше увеличивает нагрузку на относительно малоресурсный дизель. Поэтому моторы 2В-06-2 непрерывно дорабатывались под нужды горьковского бронетранспортера, но так и не достигли совершенства.

В итоге на последний вариант БТР-90 установили барнаульский УТД-32ТР мощностью 660 л. с., который также не отличался необходимой для колесной техники надежностью. В отличие от оппозитного челябинского мотора, дизель УТД имел V-образное расположение цилиндров, что на 30 см увеличивало высоту агрегата. Это, в свою очередь, потребовало перестройки моторного отделения машины. Настоящей изюминкой бронетранспортера стала двухпоточная гидромеханическая трансмиссия.

В отличие от предшественников, у БТР-90 отсутствуют мосты в привычном понимании – крутящий момент подается отдельно к колесам каждого борта. Гидрообъемная передача позволяет машине разворачиваться на месте «по-танковому», а реверсивная КПП – двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, которая, к слову, достигает 100 км/ч. Размещение столь сложной и дорогостоящей трансмиссии на рядовом, в общем, бронетранспортере также стало веянием афганского опыта боевых действий. БТР-90 имеет в два раза меньший радиус разворота, чем у машины 80-й серии, что заметно повышает выживаемость в стесненных условиях боя. К примеру, в городе и в горах.

Рассказ о БТР-90 нельзя не дополнить результатами исследования способности четырехосной машины преодолевать пороговый уступ, которое провели в Нижегородском государственном техническом университете. В ходе работы инженеры сделали интересный вывод – умение машины забираться на препятствие зависит от весовой нагрузки на колеса. Следовательно, изменяемая развесовка становится действенным методом повышения проходимости. Отвлечемся от схемы 8х8 и взглянем на классический УАЗ-3151, который с семью снаряженными бойцами в кузове имеет развесовку 41 % на переднюю ось и 59 % на заднюю.

Авторы исследования предлагают следующий тактический маневр преодоления уступа – груженый бойцами «уазик» забирается на препятствие до момента, пока задние колеса не упираются. Затем боевой экипаж выходит из машины, тем самым изменяя развесовку на соотношение 55/45 %, и машина легко вбирается на уступ. Груженый УАЗ способен подняться на 0,2-метровое препятствие, пустой – на 0,26 метра. А если на капот «уазика» посадить двух бойцов (развесовка станет 60/40 %), то машина поднимается уже на 0,3 метра. Такой вот лайфхак от нижегородских инженеров.

Проблему проходимости БТР-90 исследовали на примере преодоления эскарпа высотой 1 метр, при этом диаметр колеса бронетранспортера не превышает 1,2 метра. Восьмиколесная машина лучше всех приспособлена к преодолению именно таких препятствий – по расчетам, высота эскарпа может достигать 1,4–1,6 радиуса колеса. Для сравнения: техника 4х4 способна подниматься на 0,7–0,8 радиуса колеса. БТР-90 на испытаниях уверенно взял вертикальный метровый эскарп на скорости 7–8 км/ч. Во многом это было следствием большого угла наклона нижней лобовой детали. Которую, к слову, на некоторых прототипах БТР-90 обезобразили дополнительным блоком фар.

Несмотря на принятие на вооружение Российской армией в 2008 году (под сложным индексом К-1-7), БТР-90 построен не более чем в 12 экземплярах. Каждый последующий вариант бронетранспортера заметно отличается от предшественника. Так, в 2001 году представили фактически колесную БМП с башенной установкой «Бахча-У» от Тульского КБ приборостроения. Здесь и 100-мм орудие, и 30-мм автоматическая пушка, и ПТУР «Аркан», и тепловизор, и стабилизированный в двух плоскостях прицел с лазерным дальномером. Масса этого варианта переваливала за 23,5 тонны. На экземпляре образца 2002 года, получившем имя БТР-90 «Бережок», башня вооружалась 30-мм пушкой, ПТРК «Корнет-Э», ПКТМ и автоматическим гранатометом АГ-30М.

Как утверждают разработчики, система управления огнем «Бережка» увеличивала его боевую эффективность в 3,2 раза, чем у исходного «Ростка». В зависимости от года выпуска прототипа изменялся и тип водоходного движителя. На ранних были водометы с гидроприводами внутри корпуса, которые позднее заменили на вынесенные поворотные винты, что увеличило скорость на воде до 12 км/ч.

Но все ухищрения конструкторов не помогли – БТР-90 так и не пошел в войска. Министр обороны Сердюков затеял с оборонкой широко известные игры со всем знакомыми результатами. А в 2014 году главком Сухопутных войск Олег Салюков прокомментировал отказ от перспективной машины так:

«В данный момент мы закупаем БТР-82А, в котором максимально учтены наработки по комплексу вооружения, системе управления огнем, защищенности, подвижности и командной управляемости».

Последний раз БТР-90 экспонировался четыре года назад на форуме «Армия-2018».

 

Автор: Евгений Федоров

 

На фото:

1. Один из 12 собранных БТР-90 в Кубинке. Источник: wikipedia.org

2. БТР-90, он же ГАЗ-5923, он же изделие К-1-7. Источник: wikipedia.org

3. Фото позволяет сравнить габариты бронетранспортеров. Источник: bastion-karpenko.ru

4-7. Последняя модификация БТР-90 с боевым модулем «Бережок». Источник: wikipedia.org

8. Наиболее тяжелый БТР-90 с боевым модулем «Бахча-У». Источник: arsenal-info.ru

 

https://topwar.ru/armament/armour/