«Кадет», «Юнкер» и другие. Новые парашюты для ВДВ и ССО
Воздушно-десантные войска и Силы спецопераций активно используют различные парашютные системы, предназначенные для десантирования людей и грузов. Прямо сейчас разрабатываются новые системы такого рода с разными нововведениями и отличиями. Некоторые из них уже прошли все стадии проверки и теперь поступают в войска, а поставки других начнутся в ближайшем будущем. Серия «Юнкер»Одной из главных новинок последних лет является серия парашютных систем «Юнкер». Эти изделия разрабатываются ивановским парашютным заводом «Полет», входящим в состав холдинга «Технодинамика» корпорации «Ростех». Часть парашютов этой серии уже используется в войсках, а самые новые образцы пока остаются на уровне испытаний. В прошлом году «Полет» начал поставки серийных парашютных систем «Стайер», созданных в рамках опытно-конструкторской работы «Юнкер-О». Ранее такие системы прошли необходимые испытания и показали высокие характеристики. В частности, в прошлом году состоялись тестовые прыжки с нижней границы стратосферы в условиях Арктики. Система «Стайер» / «Юнкер-О» выполнена на основе парашюта типа «крыло» с грузоподъемностью до 225 кг. Предусмотрена возможность несения бойца с полным комплектом снаряжения и контейнера с 50 кг груза. Парашют позволяет выполнять прыжки при скорости воздушного судна до 350 км/ч с высот от 700 м до 10 км. Для прыжков с большой высоты «Юнкер-О» комплектуется кислородным оборудованием. На базе парашюта «Юнкер» разрабатываются системы с особыми возможностями. Так, до конца года планируют завершить государственные испытания изделия «Юнкер-ППСС» («Подвесная парашютная система собаки»). Этот проект предлагает дополнение подвесной системы «Юнкера» дополнительным средством для транспортировки животного массой до 45 кг. Кинолог и собака десантируются вместе с высоты до 4 км. С применением готового парашюта создана беспилотная грузовая система «Юнкер-ДГ-250». Помимо «крыла» она включает контейнер для грузов массой до 250 кг и средства управления. Система может работать автономно, используя спутниковую навигацию или следуя за маяком. Также предусмотрен режим управления с земли. Точность автоматической посадки – до 100 м. Система «Юнкер-ППСС» до конца года пройдет государственные испытания. Автоматический «Юнкер-ДГ-250» завершит аналогичные проверки в начале следующего года. В течение нескольких месяцев после этого начнется серийное производство, а затем первые образцы поступят в войска. Параллельно будет продолжаться развитие существующих идей и конструкций. Так, разрабатывается новая автономная система с грузоподъемностью 500 кг. «Шелест» в небеС 2018 г. московский НИИ парашютостроения работает над новой системой Д-14 «Шелест», призванной в будущем заменить актуальный парашют Д-10. «Шелест» разрабатывался для использования в составе боевой экипировки «Ратник», что определило некоторые его особенности. В частности, перепроектированы отдельные элементы и изменена общая компоновка системы. Кроме того, повышены основные характеристики. Система Д-14 может использоваться со штатными бронежилетами и другими элементами «Ратника», и они не мешают друг другу. Оба парашюта размещены в едином ранце, что улучшает эргономику, а также позволяет использовать передний грузовой контейнер. «Шелест» способен безопасно спускать на землю бойца с грузом общей массой 190 кг. Прыжки допускаются с высот до 8 км при скоростях до 350 км/ч. Парашют может осуществлять планирующий горизонтальный полет: дальность при прыжке с максимальной высоты достигает 30 км. В настоящее время парашютная система Д-14 проходит государственные испытания. Они завершатся в этом или следующем году, что позволит запустить производство. «Шелест» разработан для ВДВ и должен дополнить имеющиеся и поступающие комплекты «Ратник». Вместе новые изделия заметно улучшат десантные и боевые возможности подразделений. Перспективные «Кадеты»Еще один парашют для будущей замены старого Д-10 разрабатывается в холдинге «Технодинамика». Это изделие «Кадет-100Д» – базовый образец целого перспективного семейства. Он уже проходит необходимые испытания, которые планируют завершить в следующем году. На 2023 г. намечен старт серийного производства и поставок систем в войска. «Кадет-100Д» представляет собой систему с «традиционным» круглым куполом. Подвесная система для парашютиста может оснащаться дополнительным грузовым контейнером. Парашют способен нести до 160 кг груза, в т.ч. 50 кг в контейнере, и выполнять спуск со скоростью не более 5 м/с. Предусматривается возможность управления и полета назад. Полный оборот вокруг вертикальной оси требует 12 сек; скорость назад – до 4 м/с. За счет этого упрощается уход от столкновения при массовом десантировании. Также на базе «Кадета-100Д» разрабатываются две новые учебно-тренировочные системы. «Кадет-75» и «Кадет-100» пока находятся на стадии предварительных испытаний, которую собираются завершить до конца года. Затем начнутся новые этапы, и через несколько лет два учебных парашюта смогут попасть в армию. С прицелом на отдаленную перспективу создается модификация «Кадета» с грузоподъемностью до 200 кг. Такой парашют будет соответствовать требованиям будущей экипировки «Сотник». Десант будущегоВ последние годы в нашей стране силами нескольких ведущих предприятий разработан целый ряд перспективных парашютных систем и вспомогательных устройств. При этом разрабатываются не только средства десантирования личного состава, но и системы для спуска грузов и техники. В рамках новых проектов решается несколько основных задач. В первую очередь, это создание современных систем на основе актуальных материалов. Во вспомогательной аппаратуре полноценно внедряется современная элементная база. Более того, новые технологии позволяют даже создавать автономные беспилотные парашютные системы с высокими характеристиками. Новые парашютные системы также адаптируются к использованию в составе новых и проектируемых боевых экипировок. Уделяется большое внимание эргономике и совместимости изделий разного назначения. Кроме того, почти все актуальные проекты парашютов предусматривают применение дополнительного грузового контейнера. Решая все эти задачи, предприятия отрасли показывают серьезные успехи. Первые системы, созданные в последние годы, уже доведены до эксплуатации и используются в учебных мероприятиях особой сложности. Другие образцы проходят испытания и не позднее 2022-23 гг. получат рекомендацию к принятию на снабжение. По всей видимости, рассмотренные парашютные системы имеют все шансы попасть в войска. Таким образом, прямо сейчас можно наблюдать, как активизация работ в парашютной отрасли приводит к переоснащению войск и улучшению их потенциала. При помощи современных образцов планируется заменить Д-10 и другие старые изделия с сохранением основных функций, а параллельно будут поступать иные системы с особыми возможностями. Положительные последствия всех этих процессов для ВДВ и ССО очевидны.
Автор: Рябов Кирилл
На фото: 1.Массовое десантирование с применением парашютов Д-10. Фото Минобороны РФ 2. Современные разработки завода "Полет" на одной из недавних выставок. Фото АО "Полет" 3. Вспомогательное оснащение. Фото АО "Полет" 4. Система "Стайер" с передним контейнером. Фото АО "Полет" 5. Десантник со "Стайером" после посадки. Фото "Ростех" 6. Парашютная система для спуска кинолога и собаки. Фото АО "Полет" 7. Автоматическая парашютная система, вид со стороны грузового контейнера. Фото "Технодинамика" 8. Перспективный парашют "Кадет-10". Фото Bastion-karpenko.ru
|