«Руслан» – самый большой в мире серийный транспортник
Самолет АН-124 «Руслан» (по стандартам НАТО – «Кондор»), который начали производить еще в СССР, является самым большим в мире военно-транспортным серийным воздушным судном. Его основное предназначение – перевозка войск ВДВ и боевой техники. Также существуют гражданские версии, используемые для транспортировки крупногабаритных нестандартных грузов. Ввод в эксплуатациюВпервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП. КонструкцияОна состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях. Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров. Интересно, что «водило» – тягач для перестановки самолета в аэропортах «Руслан» возит с собой. Машину достают на каждом аэродроме прибытия, чтобы отбуксировать лайнер в нужное место. Модификации Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности. Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером. Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет. Что интересного перевозил «Руслан» Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом. Главный конкурент – Lockheed C-5A GalaxyТот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч. Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
В 2004 году лайнер был модернизирован: на него установили более совершенные двигатели, современную авионику и в 2014-м самолет приняли на вооружение в армию США. Что касается гражданских версий, Lockheed производит модель L-500. Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле. ПерспективыРоссийские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика. Автор: Сергей М. Использованы фотографии: https://youtube.com На фото: 1. Самолет АН-124 «Руслан» 2. Самолет готов к погрузке 3. Место командира корабля 4. Кабина экипажа воздушного судна 5. «Волга-Днепр» – самая крупная транспортная российская авиакомпания 6. C-5A Galaxy на боевом вылете 7. В C-5A Galaxy загружают военный вертолет
|