«Стилет» побеждает дронов

Это не боевой корабль, скорее, концепт. Плавучий испытательный стенд, как его именуют в ВМС США. Платформа для испытания новых морских боевых приемов и технологий.

Вообще о том, как в США подходят к вопросу всяких футуристических проектов, мы вернемся чуть ниже, а пока по теме. А по теме отработки концепции противодействия беспилотным летательным аппаратам, американскими специалистами была разработана система кругового (360 градусов) обнаружения и поражения БПЛА. И она была испытана на «Стилете».

На протяжении шести недель М80 «Стилет» сражался как с одиночными БПЛА, так и с роями, которые несли «широкий спектр угроз».

Автоматизированная система обнаружения и борьбы с БПЛА отразила все атаки беспилотников.

В ВМС США считают, что это весьма значительный шаг в борьбе с все усиливающейся угрозой со стороны беспилотных аппаратов. БПЛА действительно с каждым этапом своего развития представляют все большую угрозу для кораблей небольшого тоннажа и могут в будущем запросто срывать даже определенные операции военно-морских сил любой страны.

Успешное испытание системы защиты на борту «Стилета» позволяют сделать прогнозы на тему того, что в дальнейшем такие комплексы могут получить постоянную прописку на бортах надводных кораблей небольшого водоизмещения.

Интересен тот факт, что система, которую испытывали на борту «Стилета», DroneSentry-X, не американская. Система изготовлена австралийским оборонным предприятием DroneShield.

В своем информационном бюллетене за июль 2021 года DroneShield утверждает, что система, протестированная на борту «Стилета», «продемонстрировала общую способность обнаружения, дальность обнаружения и поражения, работу на ходу в различных условиях и эффективность против роев дронов, включая широкий спектр беспилотных роботизированных угроз».

К сожалению, не раскрывается, что имелось в виду под «угрозой, создаваемой роями дронов», то есть, был ли это реально организованный рой беспилотных летательных аппаратов или просто велась работа против нескольких дронов одновременно.

«Стилет» был оснащен модулем DroneSentry-X, который разместили на крыше рубки. DroneShield пишет, что система использует «встроенные датчики для обнаружения и нарушения движения UASs на любой скорости» и «подходит для мобильных операций, наблюдения на месте и миссий в движении», а для управления системой достаточно планшета.

Компания-разработчик утверждает, что система использует искусственный интеллект для анализа окружающей радиочастотной среды и выявления потенциально враждебных беспилотных летательных аппаратов.

Как только система идентифицирует конкретные радиосигналы, используемые этими беспилотными летательными аппаратами, она автоматически задействует помехи в диапазонах, где были обнаружены сигналы.

DroneShield заявляет о том, что DroneSentry-X имеет дальность обнаружения более 2 км с дальностью поражения «более 300 м».

Олег Ворник, генеральный директор DroneShield, в официальном коммюнике сообщил, что DroneSentry-X успешно прошел все испытания на борту M80 «Stiletto», и добавил, что комплекс прошел испытания не только на эффективное противостояние дронам, но и испытание морской средой, которая является не самой дружелюбной по отношению к радиоэлектронике.

Можно признать творение DroneShield состоявшимся. Австралийцы внесли свой вклад в дело борьбы с дронами, которые продолжают эволюционировать и становиться все более грозным оружием. DroneShield завоевывает уважение своими разработками, которые несмотря на свою некоторую футуристичность, реально работают. Например, портативные глушители сигналов, которые были применены при встрече президента Байдена и короля Бельгии Филиппа.

Несколько слов о «Стилете».

Несмотря на то, что некоторые эксперты вдоволь поглумились в свое время над кораблем, поставив его в один ряд со «стелс-неудачниками» типа «Морской тени» IX-529 или «Замволта», но корабль реально полезен.

Да, «Стилет» придумали, как высокоскоростной корабль с низкой заметностью для сил специальных операций. Сегодня корабль принадлежит Центру надводных боевых действий ВМС Кардерока в Литтл-Крике в Вирджинии и имеет статус «морское демонстрационное судно».

Изначально, основываясь на результатах других разработок (той же «Си Шэдоу»), «Стилет» был создан в первую очередь для того, чтобы опробовать идею снижения заметности не только в радиолокационном диапазоне, но и в гидроакустическом и оптическом.

М-образный корпус «Стилета» был спроектирован таким образом, чтобы уменьшить заметность кильватерной струи, сопротивление и акустическую сигнатуру судна, не позволяя ему ударяться о волны и бурный прибой на высоких скоростях.

Конструкция предназначена для того, чтобы быть гораздо более стабильной на мелководье, чем традиционные однокорпусные конструкции.

«Стилет» - самый крупный корабль, построенный для ВМС США из композитных материалов. Это говорит о том, что кораблик легкий, прочный и малозаметный в радиолокационном диапазоне. Плюс особое покрытие корпуса и профиль, выполненный по технологии «стелс».

Четыре двигателя Horsepower мощностью 1650 л.с. каждый разгоняют корабль до скорости около 100 км/ч. Запас хода «Стилета» около 700 миль, полезная нагрузка до 37 тонн. Экипаж – три человека. Для корабля длиной 25 метров и водоизмещением 60 тонн – вполне.

Но главная изюминка не в малозаметности для радаров. Этим как раз сегодня особо никого не удивить. Суть в том, что летящий на скорости 90 км/ч «Стилет» почти не оставляет за собой кильватерного следа. Точнее – след должен быть необычайно слаб для водоизмещающего корабля такого размера, идущего на такой огромной скорости. Американцы давно работали над этой проблемой, и, судя по всему, у них получилось. Хотя бы в плане эксперимента.

Напрашивается вопрос: зачем такое нужно вообще? Все просто. Стоит вспомнить, что кораблик задумывался, как средство доставки спецподразделений в прибрежные районы. А как известно, спецназ любой страны не любит повышенного внимания к себе.

Малозаметные корабли сегодня реальность. Но если от современных форм и покрытий лучи радаров «отскакивают» от кораблей, то вот кильватерные следы никуда не деваются. И самый малозаметный с точки зрения радара корабль просто прекрасно можно обнаружить в оптическом диапазоне. Глазами с того же самолета. А уж если говорить о «глазах» спутников, висящих на орбите…

У «Стилета» реализован принцип «двойной M-hull». Причем, гасящие друг друга потоки воды создают еще и дополнительную подъемную силу, выталкивая корпус из воды наверх. В итоге – очень небольшое сопротивление плюс минимальный кильватерный след.

Никто не говорит о том, что следа вообще не будет. Но он весьма и весьма невелик, обычный прогулочный катер создает больше пены и возмущений.

Так что имея такие плюсы, как современные технологии малозаметности, быстрый ход и насыщение современной радиоэлектроникой, если не сам «Стилет» (думаю, что не он сам), то нечто разработанное на его базе, сможет занять достойное место в рядах кораблей специального назначения.

Вообще то, сколько денег, времени и иных ресурсов в США тратится на различные новации, не может не вызывать уважения. Да, некоторые проекты, о которых речь шла выше, «не сыграли» и отправились в утиль. Но разработки-то остались…

Сегодня в США уделяют очень много внимания БПЛА. И, одновременно, борьбе с ними. Идеал, наверное – БПЛА, которые доставлены в точку старта беспилотными надводными или подводными кораблями, несущие средства поражения.

С одной стороны, да, несколько фантастично, не так ли? Ну какую угрозу может нести беспилотник с бомбочкой весом несколько десятков килограммов? Не скажите. Бомба даже небольшого калибра, взорвавшаяся рядом с корпусом стратегического подводного ракетоносца – это неприятно. Это невозможность выхода в море и ремонт.

А беспилотнику сделать это и легче, и дешевле, чем управляемому человеком самолету.

А Корпус морской пехоты США вообще желает свои беспилотные надводные летательные аппараты дальнего действия беспилотными же боеприпасами. Понимают выгоду применения таких средств борьбы с противником.

И, естественно, США – далеко не единственная страна, работающая не покладая рук в этом направлении.

Да, сегодня БПЛА с небольшим боеприпасом не может причинить фатального вредя большому кораблю. Но запросто сможет сорвать какую-то миссию, причинив определенный небольшой ущерб. А рой БПЛА, управляемый объединенным искусственным интеллектом имеет значительно большие возможности.

А толковых способов борьбы с БПЛА в достаточном количестве еще не разработано. Потому фирмы типа DroneShield в будущем будут весьма и весьма загружены заказами на разработки противодействия дронам, поскольку это не менее перспективное направление, чем создание боевых БПЛА.

Ведь полезность БПЛА не только в том, что он может принести в определенную точку некоторое количество взрывчатки (с этим крылатая ракета лучше справится), а в том, что при минимальной стоимости, БПЛА, оснащенный минимальным набором для отслеживания противника, сможет принести огромную пользу исключительно поставляя ценную и своевременную информацию.

Так что испытания системы, способной вести постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, обнаруживать и подавлять небольшие летающие объекты – это приличный шаг вперед.

Даже если сбросить то, что американцы обычно все несколько преувеличивают.

 

Автор: Роман Скоморохов

 

https://topwar.ru/armament/technology/