Год губернатором Подводим первые итоги деятельности главы Хабаровского края Сергея Фургала

Год назад, 23 сентября 2018 года, Сергей Фургал одержал уверенную победу на губернаторских выборах: по утверждённым Хабаровским крайизбиркомом результатам голосования, он победил действующего тогда главу края Вячеслава Шпорта с разгромным счётом, набрав 69,57% голосов избирателей против 27,97% у соперника. С 28 сентября 2018 года  Сергей Фургал - губернатор.

И вот уже в этом году состоявшиеся новые выборы обновили законодательную (представительную) власть в крае на 99%. Власть стала принадлежать ЛДПР.

Большинство избирателей проголосовали, конечно же, за команду губернатора да и, фактически, можно сказать, за самого Сергея Фургала, выражая таким образом ему поддержку.

За год работы губернатор не только не растерял доверие своих избирателей, но и укрепил его, несмотря на критику ряда лиц. Давайте подведём итоги работы губернатора: что уже сделано и что ещё предстоит сделать?

Часть 1. Законодательная деятельность.

Не надо открывать Америки

Начать обзор дел губернатора хотелось бы с одного вопроса, который почему-то до сих пор так и повис в воздухе. А именно этот «неудобный вопрос» задавал на встрече с избирателями кандидат в депутаты Госдумы по Комсомольскому округу №70 от КПРФ дипломат и доцент (не профессор). Касался он именно депутатской деятельности Сергея Фургала, мол, что он сделал в депутатах, какие законы принял... И большинство как-то пожимало плечами. Действительно, какие?..

Здесь, конечно, не надо открывать Америки, а всего лишь зайти в «Систему обеспечения законодательной деятельности Государственной думы», где в архиве есть все законопроекты, принятые и непринятые, и все фамилии, кто принимал участие в их разработке и принятии.

Известно, что Сергей Фургал был депутатом Госдумы трёх созывов (2007-2018), входил в комитет по делам Федерации и региональной политике (зампред), а затем в комитет по охране здоровья (зампред) и год, с 2015 по 2016, был председателем этого комитета.

Всего им было предложено в соавторстве 18 законопроектов (9 из них стали законами). И это при том, что ЛДПР - оппозиционная партия и одна из малочисленных фракций в Госдуме.

Физкульт-привет

К примеру, в 2009 году с участием депутата Сергея Фургала принят законопроект (закон) «О внесении изменения в ст.21 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который предоставил полномочия высшим исполнительным органам субъектов РФ (губернаторам) право участвовать в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта. Отсюда по городам и весям пошли спортивные площадки во дворах и в парках!

При участии депутата Сергея Фургала принят законопроект (закон) «О внесении изменений в КоАП и Федеральный закон «О рекламе» ответственности за нарушение правил продажи и потребления табачных изделий, запрет на рекламу табака, а также усиление деятельности по профилактике курения, которые позволили существенно снизить потребление табака среди жителей нашей страны и нашего края.

Делу время

Сергей Фургал являлся участником законопроекта (закона) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» по установлению часовых зон с учётом максимального приближения к часовым поясам всемирного координированного времени (UTC).

И это после того, как с осени 2011 года более чем в 20 (!) регионах России (80% территории страны, 40% населения) административное время стало опережать поясное на два часа, а на значительных территориях (Москва, центральные регионы Европейской части России, Западная Сибирь, восток Красноярского края, Камчатка, - всего 54 субъекта РФ) использовалось время, опережающее поясное на один час.

Многочисленные обращения граждан в Государственную думу с требованиями «вернуть время назад»  услышали.

С учётом мнения народа

Или вот один из существенных законопроектов (закон), принятый при участии Сергея Фургала - «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ.

А условия эти прописаны в ст.10 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» №323-ФЗ, где одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи. И главное, на что указывал Сергей Фургал, в законе и этот принцип был закреплен: «Принятие решения о ликвидации единственной муниципальной медицинской организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения».

Ещё одним важным законопроектом (законом) в соавторстве Сергея Фургала изменений в тот же закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которые урегулировали правила пребывания родственников с пациентами, а также посещения родственниками пациентов в медицинских организациях.

Ранее медицинские учреждения устанавливали свои собственные правила допуска родственников к пациентам, находящимся у них на лечении, а в реанимационных отделениях, в отделениях интенсивной терапии  родственников пускали лишь в исключительных случаях. Теперь допуск родственников в медучреждения отлит в законе.

Ну и, конечно же, были отклонённые законопроекты у Сергея Фургала.

Запреты госслужащим

Так, к примеру, им предлагались изменения в части контроля и проверки кадровой службой соблюдения госслужащими запретов.

Сегодня в законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» есть целая ст.17 «Запреты, связанные с гражданской службой» (к примеру, приобретать ценные бумаги, выезжать в командировки за счёт спонсоров, разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей, допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей и пр.).

Но полномочия кадровой службы есть только на «организацию проверки сведений о доходах и имуществе, соблюдения гражданскими служащими ограничений» и пр. (см. ст.44. «Кадровая работа» 79-ФЗ). А запреты кто будет контролировать или они на совести чиновников? Не из-за этого ли у нас расцвела махровая коррупция? А закона с этими уточнениями до сих пор нет.

Не принят и законопроект Сергея Фургала об изъятии из ст.18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» 79-ФЗ части 7 «соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий...».

Тогда депутат Фургал писал в пояснительной записке, что «в связи с тем, что в Российской Федерации в деятельности всех органов государственной власти всё  большее участие принимают политические партии и другие общественные объединения, в части 7 статьи 18 надо сделать изъятие...». Ведь именно этим пунктом пользовались, когда во власть приходили оппозиционные партии, и закрывали глаза, когда партия власти пользовалась всеми возможностями своих членов-руководителей.

Думаю, из этого краткого анализа депутатской деятельности Сергея Фургала уже можно составить впечатление, каков был его размах в законотворчестве.

Часть 2. Исполнительная деятельность.

Региональный эгоизм

Что сделано за год губернаторства, узнать ещё проще. Ведь надо лишь вспомнить обещания Сергея Фургала и сопоставить с его делами.

Сам губернатор признался: «В управлении краем  политики в чистом виде присутствовать не должно, а должна присутствовать логика и правильная организация жизни».

Сергей Фургал считает, что «политикой должны заниматься политики».

- Я перехожу из политиков в управленцы, в хозяйственники, - говорит он. - Я сторонник «регионального эгоизма». Я хочу, чтобы Хабаровскому краю доставалось немножко больше, в том числе и из федерального бюджета, чем сегодня. В рамках закона... В этом ничего плохого нет, если ты приходишь в правительство и говоришь: многие вопросы у нас не решены и нам нужна помощь. Приезжать в Москву и говорить, что у нас всё хорошо, мы всё решили - это неправильно! Если у меня вдруг чего-то не получится, я не буду держаться за место и навязывать себя...

С чего начал губернатор? Вспоминайте!

Полное сокращение

Начал он с рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре уже в ноябре 2018 года (тогда и выяснилось, что «город президентского внимания» отстаёт от графика выполнения плана долгосрочного социально-экономического развития, а сроки строительства или реконструкции 15 из 18 объектов вообще сорваны) и с объезда сельскохозяйственных предприятий Хабаровского района.

А ещё подписал постановление о сокращении доплаты к пенсиям краевым депутатам (так, к примеру, депутат Законодательной думы Хабаровского края Татьяна Мовчан получала региональную доплату к пенсии примерно под 200 тыс. рублей, доплату эту назначил распоряжением экс-губернатор Вячеслав Шпорт в последний день своей работы).

Сократил зарплату и губернатору, т.е. самому себе, и более чем в два раза (если Вячеслав Шпорт получал за миллион рублей, то Сергей Фургал - около 400 тыс. рублей). Кто не верит, сравните декларации о доходах...

Нет ни «ишаевских», ни «шпортовских»

О новом правительстве Сергей Фургал говорил так: «Я считаю избыточным количество заместителей у губернатора. Я не могу точно назвать сейчас цифру, но думаю, от 8 до 12 заместителей по всем отраслевым направлениям будет достаточно. Это оптимальный состав в правительстве. 21 заместитель - это много! Это слишком раздутые штаты. Есть такая пословица (а народ просто так ничего не придумывает): у семи нянек дитя без глаза...»

Сейчас в правительстве три первых зампреда (Юрий Золочевский, Александр Кацуба и Владимир Хлапов) и всего 5 (!) заместителей председателя правительства (это против 21 зама при Вячеславе Шпорте).

И много ли осталось руководителей от прежнего «шпортовского» правительства?  Есть и такой упрёк в адрес губернатора.

Их всего пятеро: зампреды Виктор Калашников, Анатолий Литвинчук и Максим Пешин, министры Алла Кузнецова и Дарий Тюрин. Все профессионалы, думаю,  вряд ли у кого к ним есть большие претензии. Далее, министры Александр Федосов и Александр Витько стали работать в правительстве ещё при Викторе Ишаеве. Возможно, они подустали, но опять же: оценки им может ставить только губернатор - глава правительства. А министр финансов края (он же зампред) Александр Кацуба - его уж скорее можно назвать человеком Виктора Степановича Пастернака, первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС, ведь работает министр в правительстве с 1990 года.

Что касается влияния прежнего губернатора Виктора Ишаева, то и на этот вопрос Сергей Фургал отвечал: «На самом деле вы все переоцениваете влияние Виктора Ивановича на меня. Ни одного человека Виктор Иванович мне не рекомендовал. Те, кто знают меня, знают, что мне невозможно навязывать: я человек принципиальный, и все решения в принятии и непринятии на работу я принимал и принимаю сам. Нет ни «ишаевских», ни «шпортовских», ни тем более «фургаловских». Есть члены правительства, которые на данном этапе выполняют поставленные задачи. Те, кто эти задачи выполняет - они работают, а кто не выполняет - мы с ними расстаёмся».

Льготы и тарифы

Жителям края при Сергее Фургале компенсировали услуги ЖКХ на 2,4 млрд. рублей. Это кто вспоминает его обещания разобраться с тарифами на ЖКХ.

Дома бывшего «Дальспецстроя» начали сдавать в Хабаровске. Остался пока проблемный долгострой на ул. Алексеевской в Хабаровске. Ранее губернатор усомнился в том, что все средства дольщиков были направлены на строительство домов. В компании МУП «УКС», которая выступила застройщиком и принимала деньги от дольщиков, началась процедура банкротства.

Несмотря на смену губернатора, введён льготный проезд в общественном транспорте для   всех пенсионеров по возрасту. И люди получают компенсацию за проезд. На данный момент для региональных льготников она составляет от 720 рублей в месяц до 1020 рублей. К примеру, моя мама, пенсионерка, каждый месяц получает по 700 рублей.

«Когда в 2015 году встал вопрос об отмене этих льгот, я и мои единомышленники от партии ЛДПР  выступали категорически против! - вспоминает Сергей Фургал. - Мы понимали, к чему это может всё привести. Но к нам не прислушались, льготы отменили. А ведь эти льготы помогают не только людям, они помогают и автотранспортным предприятиям, ведь им шла компенсация за перевозку льготников, а это стабильные перечисления».

 Сейчас право на бесплатный проезд в Хабаровском крае имеют 360 тыс. человек. До 1 ноября 2015 года единым проездным пользовались только 109 тыс. человек.

С 16 июля с.г. вступило в силу постановление правительства Хабаровского края «О реализации пилотного проекта по предоставлению льготного проезда гражданам, проживающим в Охотском районе». Согласно утверждённому порядку, правом на льготный пролёт по маршруту Охотск - Хабаровск, Хабаровск - Охотск могут пользоваться жители Охотского района, не менее 12 месяцев подряд на дату оформления льготного проезда. Льготный билет стоит всего 4,5 тыс. рублей для пассажиров в возрасте 12 лет и старше и 3 тыс. рублей для детей от 2 лет до 12 лет.

С 1 сентября с.г. во всех муниципальных районах школьники обеспечиваются горячими завтраками и обедами. При этом дети из малообеспеченных и многодетных семей стали питаться по единому со всеми меню.

Ранее в школах было некое разделение в столовой на «бедных» и «богатых». Именно это возмутило больше всего губернатора Фургала, когда он узнал о таком неравенстве: «А что, если родители не могут заплатить? Дети идут кушать, а он сидит за партой? Ему не положено кушать? А если родители не доплатили, то дети едят чай и булочку. 11 миллиардов тратим на себя, а ребёнку - чай с булочкой».

По данным министерства образования и науки края, в этом году в льготной категории находятся более 32 тысяч детей. Их будут кормить бесплатно. Компенсировать расходы будут за счёт средств краевого и местных бюджетов. В 2019 году в региональной казне на эти цели дополнительно предусмотрено более 86 млн. рублей. На следующий год эта сумма возрастёт почти до 220 млн.  рублей.

Кстати, 20 сентября в Госдуму внесён законопроект об обязательном горячем питании для школьников младших классов. Это для всей России, когда в Хабаровском крае уже эта система внедрена! Авторами инициативы стали председатель Государственной думы Вячеслав Володин, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также лидеры всех парламентских фракций.

На траектории роста

А что происходит сейчас в крае? Какие изменения видит губернатор?

Вот что ответил на этот вопрос Сергей Фургал.

- Полностью меняется политическая система! - его слова. - Раз меняется система, естественно, старая отходит, а новая  нарождается. Это всегда  больно. Это всегда  страшно. Старая система, конечно же, уходить не хочет, она создала себе зону великолепного комфорта: было всё ясно и понятно, все знали, кто где «питается», кто на что живёт и кто, извините за выражение, ворует и пьёт... И когда пришёл я - новый губернатор, первое, что сказал: «Так дальше не будет! Всё! Теперь будем жить по-новому! По закону... Схемы убираем, с коррупцией боремся. Воровать больше нельзя! Бесплатная «кормушка» закончилась!..» Я это уже начал делать...

И продолжил:

- Те, кто реально стоял и стоит у «кормушки», они это почувствовали. Поэтому поднялся вселенский визг! Крик! Визг! Проклятия! Когда происходят изменения в политической системе, всегда происходит очищение. Мы должны очиститься от старого. Но это не значит, что всё, что было до нас, полностью уничтожить! Этого делать нельзя. Это уже революция, это уже хаос... Подчеркну, если подымается визг, если подымается вой, если на это начинают тратить огромное число материальных ресурсов, если к этому делу начинают привлекать московские СМИ, если начинается «наезд», - значит, я всё делаю правильно. А уж делать из меня «короля мафии» можно, конечно, но нецелесообразно. В Хабаровске знают своих героев!..

По его словам, «нет святых, нет абсолютно умных, у любого есть ошибки».

- У меня есть тоже ошибки, - признался губернатор. - Главное, разглядеть, признать и исправить ошибки. И  другое дело, если их не признавать... Сегодня необходимо создать условия для развития Хабаровского края, чтобы максимальное количество людей могли воспользоваться благами. Я вижу, что Хабаровский край потихонечку начинает выздоравливать, выходить на траекторию роста...

Ну а об этих результатах поговорим через год.

 

Пронякин Константин Анатольевич, главный редактор газеты «Приамурские ведомости», член Союза журналистов России

 

«Приамурские ведомости», №38

Комментарии

Про льготы на проезд и тарифы ЖКХ

Если верить цифрам, изложенным в заметке "Проезд по социальным картам пока недоступен"(АН Дальний Восток от 2.10.19), то бесплатный проезд в регионе имеют право 368 тыс. чел., из них 282 тысячи - граждане пожилого возраста и краевые льготники. Получается, что 86 тыс. из них - это федеральные льготники, для которых придумали так называемую социальную проездную карту. Что это такое? Это пластиковая карта, причем, персональная. На одной стороне карты указаны ФИО пользователя и его дата рождения. Ежемесячно на карту из бюджета края перечисляется 300 руб. Карта к телефону не привязывается. Перечислять деньги начали с 1 июня, но реализовать поездку стало возможным только где-то в августе, когда ООО "Васильев" согласилось возить пассажиров по этим картам. Но на практике получилось: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". В одних автобусах маршрута №107 валидатор работает, у других - нет, третьи - вообще требуют пассажира с такой картой покинуть транспорт, либо платить наличкой. Обычно пожилые, бабушки и дедушки, не знающие правил перевозки пассажиров, соглашаются с требованиями наглецов, кто же знаком и может постоять за свои права - с такими пассажирами этот номер не прокатывает. По сообщению заметки к реализации проекта пока подключены два крупных перевозчика краевой столицы - "Васильев" и "Вираж". Обещают, что в ближайшее время "пластик" начнет действовать на нескольких городских маршрутах. В чем причина отказа перевозчиков от этой карты. Из разговоров с водителями автобусов - валидаторы под социальную карту стоят порядка 40 тысяч рублей. Обычные - 15 тысяч. Это значит, что у кондуктора первого маршрута, к примеру, должно быть 2 вида валидаторов. Причем, валидатор под социальную карту состоит из двух блоков: один - обычный, второй выдает билет, по которому можно увидеть: сколько взяли за проезд и сколько осталось денег на карте. Говорят, что эту систему разрабатывали "москивичи" (как будто в крае нет своих специалистов, которые бы привязали социальную карту к действующим валидаторам). А не дешевле бы было - перечислять эти несчастные 300 руб. на счет федерального льготника, как перечисляют региональным льготникам. Но в правительстве края, видимо, сидят более грамотные специалисты, мыслящие по государственному.
Теперь, что касается тарифов ЖКХ. Еще год назад на сайте "АВ" в статье "С миру по нитке - чиновнику яхта" освещалось, сколько имеют управляющие компании на плате за содержание общего имущества в МКД. Норматив ХВС и ГВС на мытье 1 кв. метра подъезда, утвержденный в мае 2017 года еще Шпортом, не изменился и при увеличении тарифов на холодную и горячую воду с 1 июля 2019 года размеры этих платежей за не существующие услуги еще больше возросли и для крупных компаний ( к примеру "Сервис-Центр") они будут составлять порядка 12 млн рублей в год.
А пока остается жить надеждой, что что-то начнет действительно меняться в лучшую сторону и народ не будет массово покидать Хабаровский край, что будут создаваться все условия для развития производства, что "будет перекрыт кислород" для бизнеса, зарегистрированного на Сейшельских островах (Москва и область),и т.д. и т.п., и что люди из других регионов страны вновь поедут сюда "за деньгами, за туманов и за запахом тайги".

Рамусь В.Ф., п/п-к в отставке, федеральный льготник