К 20-летию принятия Основного Закона – Конституции Российской Федерации (1993)

Прошли годы, а именно 20 лет со дня принятия действующей Конституции РФ, к разработке основных положений которой имел непосредственное отношение Валентин Георгиевич Степанков, находившийся в период разработки проекта Основного Закона страны на посту Генерального прокурора РФ.  Первого Генерального прокурора изменившейся после распада СССР страны – России. 

Для нас, прокуроров Хабаровского края, прокуроров Дальнего Востока, важно осознавать, что перед назначением на такой высокий пост Степанков В.Г. несколько лет  возглавлял прокуратуру  Хабаровского края.  Многие действующие работники прокуратуры, ещё больше – ветераны из числа пенсионеров  прокуратуры, непосредственно  работали под руководством Валентина Георгиевича и хорошо помнят и стиль его руководства, и основные требования, которые он предъявлял к подчинённым, его уникальные лидерские и профессиональные качества.

Официальная справка: Степанков Валентин Георгиевич – прокурор Хабаровского края с марта 1988 года по май 1991 года. Родился 17 сентября 1951 года в г.Перми, окончил юридический факультет   Пермского университета в 1976 году, Почётный работник прокуратуры  РФ, Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, государственный советник юстиции. Работал следователем Свердловской районной прокуратуры г.Перми,  прокурором отдела общего надзора прокуратуры Пермской области, инструктором отдела административных органов  Пермского обкома КПСС, прокурором г.Перми, заместителем начальника Главного следственного управления Генеральной прокуратуры СССР, прокурором Хабаровского края, первым заместителем прокурора РСФСР, Генеральным прокурором РФ. В 1990-1993 годах – народный депутат Верховного Совета РФ. Являлся  членом Комитета Верховного Совета по правам человека, членом Конституционной комиссии. В декабре 1995 года избран депутатом в Государственную Думу  Федерального  Собрания РФ второго созыва (1995-1999). С 2000 года – заместитель полномочного представителя Президента РФ  в Приволжском федеральном округе. С апреля 2003 по май 2004 года – заместитель секретаря Совета безопасности РФ. Работал заместителем министра природных ресурсов РФ.

 По прошествии  лет,  переосмысливая случившиеся в 1993 году события,  понимаешь, как важно было в тот период подготовить и принять Основной Закон страны, которым в корне менялся  привычный общественный и государственный уклад. Теперь ясно, что это была Конституция иной общественно-экономической формации. Она разительно отличалась от Конституции СССР, и не было никакой уверенности, что Всенародным голосованием – Референдумом, этот Основной Закон будет принят в 1993 году после  октябрьского противостояния Президента и Верховного Совета РФ.  Противостояние закончилось полной победой Президента. И страна запомнила, как танковое орудие с моста осуществило несколько направленных выстрелов в окна Парламентского Белого дома.

Работа над проектом Конституции начала  проводиться  с 1991 года после того, как некоторые союзные республики  некогда сильного Союзного государства  осуществили самоопределение и вышли  из Состава Советского Союза. Основу проекта Конституционного Закона  составили нормы о возрождении частной собственности на средства производств и землю – главные богатства страны.  Немало споров было  и об устройстве государственного аппарата и политической структуры общества. В частности, обсуждался вопрос о необходимости включения в Конституцию РФ статей, регулирующих вопросы деятельности  органов прокуратуры –  необходимости прокурорского надзора в новом государстве. В какой- то момент раздавались голоса о ликвидации органов прокуратуры – кто-то вообще полагал прокуратуру советским анахронизмом.

К тому времени органы прокуратуры,  благодаря ее первому руководителю – В.Г.  Степанкову, уже претерпели серьёзное реформирование. Самое главное, этот государственный надзорный орган был выведен из подчинения каким-либо партийным органам. Был  введён запрет быть членом партии, осуществлять партийную деятельность одновременно с профессиональной деятельностью прокурора.  Благодаря такому решению, органы прокуратуры становились независимым от общественного мнения, от влияния общественных политических объединений органом. Работников прокуратуры вывели из политической борьбы. В тот период исторического развития такое решение было очень важным для сохранения государственного значения прокурорского надзора.

Второй  не менее важный момент:   был не только разработан, но уже и принят первый Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», в котором отражены цели, задачи прокуратуры, основные формы осуществления прокурорского надзора, в целом организация деятельности этого государственного органа. Эта огромная работа,  конечно же,  была проведена под активным руководством В.Г.Степанкова. Поэтому, когда встал вопрос об исключении старого порядка - конституционного  комплекса статей об устройстве и деятельности  органов прокуратуры, разработчики конституции согласились отобразить в проекте Основного Закона  лишь одну конституционную норму, касающуюся деятельности прокуратуры, которая, сохранив конституционные основы в деятельности прокурорского надзора,  носит бланкетный характер, ибо отсылает нас к конкретному Федеральному Закону  «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.129 Конституции РФ). 

В.Г. Степанков был одним из самых активных разработчиков проекта Конституции РФ, что не могло остаться незамеченным с годами. В 2008 году Президент РФ издал распоряжение «О награждении Почётной грамотой  Президента Российской Федерации», в котором указано: «За активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации и большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации наградить Почётной грамотой Президента Российской Федерации»  68 граждан России. Среди награжденных  - В.Г. Степанков, а также В.И. Ишаев (в тот период – губернатор Хабаровского края).

Что касается ветеранов прокуратуры, то с приобретением Федерального Закона  «О прокуратуре РФ» в 1993 году,  их общественный статус изменился в лучшую сторону: выход на пенсию осуществлялся при наличии определённого стажа работы независимо от достижения крайнего возраста, пенсия исчислялась по правилам начисления пенсии военнослужащим, была введена оплата за классные чины, материальное обеспечение работников прокуратуры улучшилось, а ветераны прокуратуры на местах стали объединяться в общественные организации ветеранов.

Не осталась в стороне и прокуратура Хабаровского края – именно с 1993г существует в прокуратуре края  организация ветеранов, первым председателем которой был заслуженный и уважаемый  работник, ветеран и участник войны Ф.И. Шленчак. В своё время он также работал под руководством В.Г. Степанкова.   

Со своей стороны ветераны прокуратуры края положительно оценивают роль первого Генерального прокурора РФ, прокурора Хабаровского края В.Г.Степанкова как в подготовке и принятии Федерального Закона  «О прокуратуре РФ», так и в подготовке проекта Конституции Российской Федерации, которая 12 декабря 1993 года была Всенародным голосованием принята и действует в настоящее время.

Памятуя об этом событии,  об активной роли прокурора края прошлых  лет В.Г. Степанкова в важном государственной деле, ветераны прокуратуры Хабаровского края 12 июня 2013 года, в юбилейный год 20-летия со дня принятии Конституции РФ,  благодаря организующей роли Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора А.Егорова,  осуществили совместно с коллективом природоохранной прокуратуры  в память об этом событии  высадку рябин   в центральной зоне отдыха дальневосточной столицы – города Хабаровска. Аллея ветеранских рябин выстояла  даже паводок, несмотря на то, что оказалась в эпицентре водной стихии.  Растут наши рябины  и есть юная  аллея ветеранов в честь 20-летия Конституции РФ в г. Хабаровске.

Действующая Конституция РФ играла большую роль в обществе  в первые годы принятия, так как федеральные законы менялись медленно. Часто именно Основной Закон выполнял  ежедневную техническую миссию  защиты прав граждан. Именно это направление в деятельности современной  прокуратуры стало самым важным, главным.

Достаточно вспомнить историю реализации ст.51 Конституции РФ (право не свидетельствовать против себя, право свидетельского иммунитета иных лиц) – яркий пример прямого действия конституционной нормы, реальный рычаг борьбы с пережитками сталинизма и вышинским лозунгом: «Признание – царица доказательств». 

И сейчас,  спустя 20 лет с момента принятия, некоторые нормы Конституции  Российской Федерации  применяются напрямую из-за несовершенства или отставания  отраслевых норм права (например, ст.24), подтверждая  юридическую грамотность, выверенность  норм, позволяющую как правоохранительным органам, так и правозащитникам оперативно реагировать на любые нарушения прав и охраняемых конституционным законом  интересов гражданина.

Г.А. Пысина, председатель Совета ветеранов

прокуратуры  Хабаровского края,   член СВГБ