Кинезиология для развития детей дошкольного возраста

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными.Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, ребенку необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности.  Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

 Дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Впрочем, и взрослые новые знания получают через органы восприятия.  Мыслеформы, тело и чувства тесно связаны между собой.  Всё движется эмоциями – работа мозга,  внимание, фокусировка, память, восприятие, усердие, собранность и прочее.  Поэтому и  процесс обучения подвластен эмоциям и движется по спирали.  Существует наука, которая помогает регулировать взаимосвязи интеллектуальной и физической деятельности.  

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эта  наука, помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое).  Человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности,   но и во взаимосвязи.

  Известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария.  Считается, что у людей доминирует какое-то одно,  то есть получается некий «перекос» - либо человек творческий (если правое), либо логический  - (если левое). Упражнения  способствуют «выравниванию» такой ситуации.

В настоящее время правополушарных детей, т.е. левшей, становится все больше. Современное образование ориентировано, прежде всего, на праворуких.  Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. Как результат: перевозбуждение, перегрузки левого полушария, появляется утомляемость, отвлекаемость, забывчивость. При недостаточной активности правого полушария – раздражительность, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение  нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному  стрессу, появлению невротических расстройств. Родители и педагоги расценивают это как отсутствие волевой регуляции и  усиливают требования. В ответ ребенок перестает усваивать не только требования, но и   знаковую информацию: «не слышит, не видит, копается, постоянно испытывает чувство усталости» (по Сиротюк А.Л.)

 В условиях дисбаланса (стресса) приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к  непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате ребенку тяжело думать и действовать одновременно.  Для восстановления равновесия «мозг – тело» нужно разблокировать доступ к двум полушариям, высвободить застоявшуюся энергию, чтобы привести к восстановлению каналов взаимосвязи.

Кинезиология – призвана гармонизировать работу мозга, активизируя оба полушария.Суть кинезиологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.

Основной принцип  – одновременная синхронная работа или перекрестные движения обеих рук или ног.   Именно такие упражнения развивают согласованную работу двух полушарий. Если задействовать еще разные типы восприятия одновременно (зрение, слух, движение, речь), то это позволяет наращивать максимальное количество нервных связей и усилить эффективность.  Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения можно выполнять как отдельный комплекс, или включать во фронтальную непосредственную деятельность  в виде динамических пауз, физкультминуток.  

Упражнения на координацию сначала выполняются в медленном темпе, потом темп можно ускорить, тем самым усложняя. Усложнениями могут быть не только увеличение скорости, но и выполнение с исключением речевого и зрительного контакта.

  Кинезиологические  двигательные и игровые упражнения  решают следующие задачи:

·        Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

·        Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).

·        Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

·        Развивается слуховое и зрительное внимание.

·        Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

  Исследования ученых показали, что применение кинезилогических упражнений и комплексов  позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. Кинезиологические  упражнения позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.  Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

 Такой подход позволяет наполнить ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение. Являясь педагогом-организатором, хотелось бы отметить важность применения данной методики. На собственном примере работы с детьми,  хотелось бы отметить,  во-первых: интерес детей к кинезиологическим играм, а во-вторых: результативность используемых  инструментов для развития умственных способностей дошкольников.

 С уверенностью  порекомендую познакомиться с кинезиологией всем, кто работает в сфере образования и организации досуговой деятельности детей.

 

Лукьяница Н.А.,  педагог-организатор «МАУ ЦРН ЕДИНСТВО»

г. Хабаровск