Десятилетие Православия в Таиланде

20 декабря в г. Паттайя (Таиланд) произойдут торжества, посвященные историческому событию: открытию Православного храма во имя Всех святых. Потребовалось долгих 9 лет упорных трудов и молитв, пока тайские власти признали Православие. Представителем Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд является игумен Ярославской Епархии Олег (Черепанин). На открытии храма Всех святых ожидается присутствие высоких таиландских и иностранных гостей, послов России и других православных стран, аккредитованных в Королевстве Таиланд.

Строительство храма встречено православным населением с огромной радостью. Слава Господу нашему, есть, наконец, опора православная в Азии.

Россия и Таиланд

В конце 20-го века Россия оказалась на пути выбора: что нужно взять из старого в будущее, что отбросить, что взять со стороны. Дельцы от политики и спекулятивного бизнеса, названного – «переход к капиталистической модели», попытались выстроить Россию по линейке, всегда чуждого нам Запада. Вот здесь и стала очевидной бездуховность Запада и чего греха таить, стал народ русский искать душевного успокоения, отдыха, более приятного общественного настроя за азиатским рубежом, к тому же это оказалось дешевле, чем поездка в любой санаторий России.

Вот так и мне удалось побывать в Таиланде, где я, человек истинно православный, вдруг обнаружил, что буддийское общество мне не чуждо. Приветливость и доброжелательность просто поражали. К тому же, наблюдая за жителями Таиланда я понял, что они свою культуру и духовность не стали измерять линейкой доллара. И это очень близко по своей сущности нам, православным.

Исторически тайцы прослеживаются на территории южной провинции Юннань. В первом тысячелетии военной дружинной скифов там было создано скифско-тайское государство, где скифы стали руководителями и первой аристократией. Сиам (Таиланд - английское название) в переводе означает: «золотой» - так кхмеры называли скифских военачальников из-за светлого цвета волос. Золотой - светлый. Примечательно, что при правлении скифов (одной из ветвей казачьего народа) существовал обычай, позволяющий любому человеку обратиться к правителю. На площадке перед дворцом (шатром) устанавливался столб, на котором висел колокол. Любой человек мог подойти к колоколу и ударить в него. Правитель или военачальник был обязан выйти и выслушать сообщение или жалобу.

Не могу удержаться, чтобы не воскликнуть: «Это какой же колокол нужен, чтобы дозвониться до правителей в нашей земле, не желающих слушать свой народ». Обращение по пустякам, например:
- «Владимир Владимирович, а как поживает ваша собачка?» - несло за собой смертную казнь.
Это же касалось клеветников и предателей.

В конце 13 века государство называется Королевство Сукотай (один из вариантов перевода: «Заря счастья»). В 1782 году столицей Сиама стал Бангкок. Королевством правит династия Чакри. Близость монархических династий Чакри и Романовых установилась не сразу, хотя еще в правление государя Александра III король Чулалонгкорн прислал письмо с просьбой прислать приглашение Сиамской делегации на коронацию в Петербурге. Запрос остался без ответа, так как у России не было колоний, а следовательно и интересов в Юго-Восточной Азии.

Король Чулалонгкорн был мудр, обладал живым умом и имел редкий дар - задумав какие то новшества и изменения, он не торопился и не делал ничего поспешно, а осторожно и планомерно подводил своё королевство к новшествам и переменам. В основе своего правления он ставил сохранение обычаев и культуры народа Сиама, он считал, что сохранение прошлого обогащает страну и с первых дней своего правления, начал проведение реформ, не губя многовековые традиции. Количество его достижений велико - это реорганизация армии, флота и гражданских служб, это строительство университетов, школ и больниц. Всё сделанное королём Чулалонгкорном говорило о величайшем милосердии, сочетании ума и сердца и именно поэтому он вошёл в историю, как один из величайших королей мира.

Перелом в отношениях наступил в 1892 году, когда великий князь и наследник Николай Александрович на борту крейсера «Память Азова» совершил большое путешествие по Востоку. Побывал он и в Королевстве Сиам. Король Чулалонгкорн принял цесаревича очень приветливо и они подружились. Цесаревич провёл некоторое время в Королевстве Сиам. Эта дружба принесла свои плоды и, когда в 1893 году Франция предъявила Сиаму ультиматум о сдаче, король Сиама обратился к России за помощью. Телеграмма о поддержке России была предъявлена французам и те решили не портить отношения с Россией и отозвали ультиматум.

В 1896-97 годах король Сиама совершил первый в тайской истории официальный визит в Европу. В Петербурге Николай II, ставший к тому времени царем Российской империи, встречал сиамского короля, как самого почётного гостя. Во время пребывания в Петербурге в Сиаме произошел военно-политический конфликт с Францией. Боевые корабли вошли в реку Чаопрайя. Последовал ультиматум о сдаче. Независимость Сиама повисла на волоске.

Телеграмма отчаяния пришла в Петербург из Бангкока. Король Рама IV тут же обратился за помощью к Николаю II. В этом конфликте Россия оказалась в сложном положении, усиливались противоречия с Германией, союзнические отношения с Францией были нужны России. Но и бросать дружественную страну в беде тоже нельзя. Надо отдать должное политическому чутью и точности расчета русского царя. Он распорядился сделать фотоснимки и отдать их для публикации в европейские иллюстрированные журналы. Фотографии с изображением Чулалонгкорна и Николая произвели сильное впечатление. Франция сняла свой ультиматум и больше никто и никогда не покушался на Сиам. Так Сиам остался почти единственной страной Азии, которая никогда не была завоёвана иностранцами.

Король Рама V отправил пятерых своих сыновей учиться в разные страны Европы, чтобы иметь непосредственные связи в каждой из стран. Своему любимому второму сыну, принцу Чакрапонгу, он предписал получить образование в России.

В России Чакрапонгу предстояло пройти последние два года средней школы в императорском пажеском корпусе. На выпускных экзаменах в сентябре 1901 года принц набрал едва ли не самый высокий балл за всю историю корпуса, 11,75 из 12 возможных.

Дальнейшее образование Чакрапонг получил в академии генерального штаба. Разгульная гусарская жизнь не помешала ему стать превосходным офицером.

В салоне Елизаветы Храповицкой принц познакомился с русской девушкой Катей Десницкой. Они решили пожениться. И в начале 1906 года Катя тайно ступила на борт королевской яхты, которая увозила полковника Чакропонга домой. Молодые обвенчались в Константинополе. Известие о женитьбе наследного принца на иностранке вызвала скандал. Но принц отстоял свою русскую жену и 28 марта 1908 года у них родился сын, который получил имя Чула, в честь своего деда короля Чулалонгкорна. Незадолго до своей смерти в 1910 году король, до того не желавший знать ни Катю, ни внука, случайно увидел его и так полюбил, что дал ему титул принца крови, то есть право наследовать престол наравне со своими сыновьями.

Вся система государственного управления была обновлена по образцу России. По примеру России были созданы министерства здравоохранения, образования и юстиции.

В 1919 году Катя и Чакрапонг разошлись. Не прошло и года, как принц Чакрапонг умер от испанки (форма гриппа) в возрасте всего 37 лет.
Катя умерла в 1960 году 72-х лет от роду.

Принц Чула покинул сей мир в 1964-м году от сердечного приступа.

Повествование об отношения России и Таиланда не хочется заканчивать на грустной ноте. Для этих отношений большое будущее. Нам есть чему учиться и что перенять в стране улыбок и солнца, как в своё время они переняли образцы хорошего в России. Открытие православного храма в Паттайе прекрасный пример добрых отношений двух стран.

Становление Православия в Таиланде происходило совсем не просто, законодательство страны не предусматривает Православие как отдельную христианскую конфессию и не отделяло его от католической и коптской церквей. В 2001 году состоялся первый архипастырский визит в Таиланд и Свято-Николаевский приход в Бангкоке был преобразован в Представительство Русской Православной Церкви в королевстве Таиланд, а игумен Олег (Черепанин) получил благословение на окормление православной паствы.

После долгих рассмотрений, только 20 июня 2008 года, Министерство Внутренних дел страны разрешило зарегистрировать Православную церковь в Таиланде в качестве общественной организации.

P.S. И как говорится: сказка-ложь, да в ней намёк. На каком-то этапе скифы правители пошли по пути раздора, по пути смены религий и переродились: стали лао-тайцами. Китаизировались. Как бы и нам не угодить прямиком в то же место.

Хочу напомнить слова П.А. Столыпина:
«Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, господа; они превращаются в назём, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы… Народ сильный и могущественный не может быть народом бездеятельным… Я отдаю себе отчет, насколько трудную минуту мы переживаем. Но если в настоящее время не сделать над собой усилия, не забыть о личном благосостоянии и встать малодушно на путь государственных утрат, то, конечно, мы лишим себя права называть русский народ, народом великим и сильным».


Крюков Владимир Викторович, казачий полковник, почетный атаман Амурского казачьего войска, генеральный директор ООО ППП «Сугдак», член СВГБ по ДВ региону