Гидропорт Ривадина

Стала известна биография первого начальника управления Дальневосточных воздушных линий

В редакцию пришло письмо от Дмитрия Чуракова из Санкт-Петербурга. Он спрашивал, известно ли нам что об Александре Семеновиче Ривадине – первом начальнике управления Дальневосточных воздушных линий Всероссийского акционерного общества «Добролёт» в Хабаровске.

К сожалению, ни мы, ни большинство авиаторов-дальневосточников, кроме каких-то скупых дат из биографии, ничего не знали о зачинателе авиации на Дальнем Востоке. Да что там биография, даже его единственная фотография из ведомственной газеты «Тихоокеанский авиаработник» была блеклой и нечеткой. Вот и вся память.

Неравнодушный читатель Дмитрий Чураков поведал нам, что в Санкт-Петербурге живет дочь Ривадина – Лорена Александровна Закутина (Ривадина) 1933 года рождения. Она помнит отца и знает много интересного из его биографии. У нее сохранился и семейный альбом, в котором на одной из фотографии отец сидит за столом в летной форме, работает с документами...

Как все начиналось

В 1929 году в Осиповский затон вблизи Хабаровска прибыл аэроплан «Юнкерс F.13», купленный в Германии на деньги, добровольно собранные дальневосточниками, и принадлежавший образованному в этом же году управлению Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) «Трансавиация» в составе акционерной компании «Добролёт», филиал (с 1934 года Дальневосточное управление Гражданской авиации СССР) которой в Хабаровске возглавил Александр Ривадин.

С 1929 года в Хабаровске, в районе начала нынешней улицы Запарина, появился гидропорт, который обеспечивал вылеты самолетов из Хабаровска прямо с воды. Здесь же, на берегу, производилось техническое обслуживание гидросамолетов.

Исторический отсчет становления гражданской авиации в Хабаровске ведется от 9 (10) января 1930 года, когда была открыта первая регулярная почтово-пассажирская воздушная линия Хабаровск – Николаевск – Оха (бухта Уркт на Сахалине) – Александровск протяженностью 1 130 километров. Первый полет на аэроплане «Юнкерс F.13» выполнил летчик Михаил Водопьянов.

16 января 1930 года из Хабаровского краевого исполнительного комитета последовал запрос соответствующим управлениям с просьбой дать предложения для включения в пятилетний план развития гражданской авиации на Дальнем Востоке.

Первое предложение поступило из Крайплана, в нем сообщалось: «Основной базой стоянки воздушного флота очевидно должен стать краевой центр – г. Хабаровск. Хабаровск должен быть обеспечен ангаром и центральными мастерскими для ремонта летных аппаратов. Проектирование воздушной линии должно производиться в двух направлениях – в восточной и западной частях. Причем густота намечаемых линий должна определяться исключительно из расчета движения на восток по причине того, что восточная часть имеет исключительно слабые средства связи и небезопасна в политическом отношении».

Уже к 1931 году сооружений существующего гидропорта явно не хватало, необходимо было подыскивать место для нового аэродрома.

Так, в протоколе заседания Дальневосточного крайисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов отмечалось: «Намеченное Дальневосточным управлением ГВФ новое место для аэродрома, расположенное в пределах городской черты, к востоку как от полосы отчуждения Уссурийской железной дороги, так и от южной части участка, занимаемого Хабаровским гарнизонным стрельбищем, на стрелке слияния ручья Дементьевского с Большой Черной речкой на участке совхоза «Улон», в связи со строительством промышленного городка в Хабаровске и рельефом местности признать единственным отвечающим требованиям развивающейся авиации».

В 1932 году в Хабаровске перешли на сухопутные аэродромы. Первым был построен и сдан в эксплуатацию большой аэродром Центральный для размещения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 (ныне это военный аэродром 11-й армии ВВС и ПВО).

В 1932 году на базе управления Дальневосточными воздушными линиями «Трансавиация» акционерной компании «Добролёт» был создан 12-й авиатранспортный отряд (а в 1937 году – 13-й авиатранспортный отряд).

Местом базирования авиатранспортных отрядов был все тот же гидропорт в районе Затона (начало нынешней ул. Запарина в Хабаровске).

В 1938 году появился первый гражданский аэродром – Хабаровск (Матвеевка). Сейчас это аэропорт малых воздушных линий. А аэропорт Хабаровск (Новый) открылся только в 1953 году и назывался он Тополево.

С 1929 по 1930 год у истоков становления гражданской авиации в Хабаровске стоял Александр Семенович Ривадин. Что о нем нам известно?

Из забытой биографии

По данным Лорены Закутиной – дочери Александра Ривадина, ее отец родился в 1896 году (по документам – в 1984 году) в Кишиневе. Там он окончил коммерческое училище, затем учился в Харьковском политехническом институте, в 1917-м вступил в партию, служил в кавалерийской бригаде Котовского, в 1930–1931 годах продолжил учебу в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ).

В октябре 1929 года его отправили в Хабаровск, он возглавил управление Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация». Ему предстояло организовать пассажирские авиасообщения на Дальнем Востоке. Здесь он проработал всего год. Дальше его биография терялась.

По словам дочери, Александр Ривадин в 1931–1933 годах возглавлял 2-ю (Тамбовскую) объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ, в 1933–1934-м был начальником Научно-исследовательского института (НИИ ГВФ) в Москве, в 1934–1937-м – начальником 1-й (Батайской) объединенной школы пилотов и авиатехников ГВФ. С 1935 года – в звании полкового комиссара. Член Совета при начальнике ГУ ГВФ.

В феврале 1937 года Александр Ривадин был арестован, а в ноябре 1937-го и его жена – Таисия Михайловна Ривадина (в отношении нее дело будет прекращено в 1939 году за отсутствием состава преступления).

Осужден по статье 58 (участник контрреволюционной право-троцкистской организации) на восемь лет лагерей и пять лет поражения в правах. Был заключенным Печорлага НКВД – наказание отбывал в Коми АССР (ст. Джинтуй).

С 1954 года, после перенесенных инсультов, был парализован, помещен в дом инвалидов в Ухте. В 1956 году реабилитирован – жена забрала его в Москву. Скончался в 1958 году...

Так, благодаря дочери Александра Ривадина мы открыли еще одну страницу освоения Дальнего Востока людьми, которые были бесконечно влюблены в небо и самолеты.

 

Пронякин Константин Анатольевич, главный редактор газеты «Приамурские ведомости», член Союза журналистов России

 

«Приамурские ведомости», №11-2021

 

На фото:

1. Первая воздушная линия в крае

2. Ривадин А.С.

3. Ривадин с женой

4. 1932 год

5. Ростов-на-Дону. 1936 год

6. На даче под Москвой

7. Кабина пилотов

8. Пассажирский салон