СТАНЦИЯ ПАРОХОДНОЙ ПРИСТАНИ НА АМУРЕ

Из истории рождения Кировского района, речного порта и Тихоокеанской улицы краевого центра

Началом зарождения Кировского района Хабаровска можно считать 1894 год. В то время рядом с лагерями 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона началось строительство пароходной пристани с железнодорожным вокзалом для перевалки грузов с судов на поезда.

НОВАЯ ВЕТКА К АМУРУ

Работы велись военным ведомством. Для сравнивания прибрежной площади подвозился земляной и скальный грунт с расположенного рядом с уже закрытым Иннокентьевским кладбищем каменного карьера. Делалось это по временной дековильной (узкоколейной) железной дороге небольшими поездами, а также вручную – тачками, с использованием труда каторжан.

В 1899–1900 годах было возведено типовое здание вокзала и семь цинковых пакгаузов (закрытых складских помещений). К тому времени уже заканчивалось строительство железнодорожной ветки протяженностью в 4,43 версты (4,73 км) от главного вокзала Хабаровска.

В 1913 году в приказах по Приамурскому военному округу пристань значилась как «отдельный самостоятельный поселок на 931-й версте правого берега Амура с пристанью Уссурийской железной дороги и водомерным постом».

В ПОДЧИНЕНИИ КВЖД

Первыми комендантами пристани были штабс-капитан 3-го линейного батальона Л.В. Дзярский и штабс-ротмистр Дьяконов.

С июня 1899 года в помещении вокзала открылся прием внутренних телеграмм на время навигации. Первым начальном станции и телеграфа при ней стал Ренальд Лукьянович Стрижевский.

В 1906-м Уссурийская железная дорога вошла в подчинение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). И одной из важных станций стала станция Хабаровск с пристанью на Амуре (ныне – Ветка Пристань).

КАМЕННОЕ ОСИПОВСКОЕ ШОССЕ

8 декабря 1909 года Хабаровская городская дума договорилась с комиссией по устройству базы Амурской речной военной флотилии об отводе земли под строительство каменного Осиповского шоссе для соединения базы с городом. Военное ведомство в то время обустраивало шоссе от Осиповского затона для соединения с городом базы флотилии – с возведением 14 мостов и переездов. Имея в виду, что улица Поповская (ныне Калинина) в проекте замощения стоит на первой очереди, дума поручила управлению водными путями Амурского бассейна просить служивых довести дорогу вплоть до каменного моста у мельницы Тифонтая, чтобы получился сплошной путь.

Это было важно для обеих сторон. 2 апреля 1914 года состоялся прием в ведение министерства путей сообщения уже готового шоссе длиной 12,5 версты (13,3 км), с передачей в перспективе в ведение управления водными путями Амурского бассейна.

О МЕЛЬНИЦЕ ТИФОНТАЯ

Еще с лета 1913 года Торговый дом Пьянковых приступил к оборудованию новой вальцовой мельницы на ветке Хабаровск-Пристань, в каменном многоэтажном здании бывшего Уссурийского товарищества.

Забегая вперед, расскажу о судьбе этого здания. После его конфискации у Пьянкова, там предлагалось сделать скотобойню. В итоге в нем разместили 3-е отделение Дальлага. Уже в 1954 году на четвертом этаже здания открылась торговая школа, на нижних этажах – медицинское училище, готовящее медработников среднего звена. Так все просуществовало вплоть до середины 1980-х годов. Помню даже, что и автобусная остановка называлась «Школа медсестер»…

ПОСЕЛОК ПРИСТАНЬ-ВЕТКА

С самого начала эксплуатации железнодорожная ветка обслуживала и близлежащие артиллерийские мастерские, впоследствии – завод «Арсенал» («Дальдизель»).

На декабрь 1926 года численность населения поселка Пристань-Ветка насчитывала 247 человек. Школьники оттуда вплоть до конца 1930-х годов ходили в 5-ю начальную школу, бывшее 5-е городское приходское училище им. генерала Р.И. Кондратенко. Хотя это было для детей весьма неудобно, поскольку учебное заведение находилось на углу улиц Серышева и Калинина.

В конце 1920 года, вследствие окончания речных перевозок из Китая, учрежденное на пристани управлением КВЖД таможенное агентство закрылось и при новой власти уже не открывалось. С января 1926-го здесь начинает функционировать военно-голубиная станция (сейчас в этом здании на улице Орджоникидзе располагается районное отделение и учебный пункт пожарной охраны).

В 1936 году этот район получил наименование Кировского. Одна из каменных казарм бывшей первоочередной сотни Уссурийского казачьего войска в октябре 1939-го была надстроена вторым этажом. Там разместился Кировский райисполком.

26 декабря 1938 года Базовское (бывшее Осиповское) шоссе от 10-й мельницы (бывшая Тифонтая) на улице Советской до завода им. Молотова («Дальдизель») сменило название на Ветка Пристань. Участок этой магистрали до улицы Мира (ныне им. адмирала Руднева) в марте 1951-го переименовали в Тихоокеанское шоссе.

Спустя шесть лет на участке «Ветка» Хабаровского речного порта начала сооружаться новая инфраструктура, а автобусная остановка «Школа медсестер» стала называться «Речной порт». Проезжая здесь в начале марта 2011 года, обнаружил, что старого дореволюционного здания вокзала уже нет.

 

Анатолий ЖУКОВ, краевед.

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 40 (8378) - 2023 года

г. Хабаровск