Противоречат ли наука и вера?

В нынешнем году мы вспоминаем знаменательное событие — 1025-летие Крещения Руси. В далеком десятом веке трудами святого равноапостольного князя Владимира Русь восприняла христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор исторического развития наших народов. За прошедшие 1025 лет имели место как славные, так и трагические события.

Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Многие пытались отвратить народы Руси от Православия. К этому стремились поработители, приходившие с Запада или Востока, этого хотели люди, желавшие построить на земле «идеальное» общество без Бога, вопреки Его вечному закону. Именно поэтому в ХХ-м столетии стали возникать утверждения о том, что вера и знание, наука и религия противоречат друг другу.


Вспомним, что до конца 80-х годов между миром науки и миром Церкви существовала стена, воздвигнутая сознательно, с целью развести людей Церкви и людей науки в противоположные стороны. Многие печатные издания занимались опровержением основ религиозного мировоззрения. Государственная политика была направлена на искоренение веры, внушение людям мысли об антинаучности веры. «Наука «доказала», что религия – предрассудок и пережиток прошлого, следовательно, человек, занимающийся наукой, не может быть верующим, так как к вере приходят от незнания», – вот что пытались внушить людям. И когда стена между Церковью и обществом упала, настала очередь разрушить стену между наукой и Церковью. Для многих было очевидно, что противопоставление науки и религии носит искусственный и пропагандистский характер. Среди людей науки всегда были верующие люди, а среди людей веры были люди, имеющие прямое отношение к науке.


Люди, пытавшиеся, несмотря ни на что, передавать религиозные знания широким массам, были и в советское время. Многие наши искусствоведы были глубоко верующими людьми, которые, говоря о древнерусской живописи, об иконах, косвенным образом передавали людям знания о религии. Алексей Федорович Лосев и Сергей Сергеевич Аверинцев передавали эти знания через философские рассуждения, литературоведение, исследования о писателях, поэтах и философах прошлого.


Когда искусственные препоны между миром веры и науки были разрушены, люди, скрывавшие раньше свои религиозные взгляды или говорившие о них завуалировано, смогли заговорить в полный голос. Но потребовалось немало времени, прежде чем люди веры и люди науки полностью привыкли друг к другу. Преодолеть психологический барьер, существовавший между ними, было непросто. Нет такого человека, который был бы абсолютно чужд религии, – у каждого в душе есть религиозное начало. Надо помнить, что тот, кто занимается наукой, — не только профессионал, но и человеческая личность, в душе которой происходит некий религиозный поиск. Есть удивительные примеры того, как наука соприкасается с верой в тех областях, которые относятся к области таинственного.


В Кембридже есть ученый Стивен Хокинг, известный благодаря своим популярным трудам. Он написал «Краткую историю времени» и ряд других интересных работ. Хокинг в течение многих лет прикован к инвалидному креслу и пишет свои труды при помощи специальных устройств, так как не может двигаться и говорить. Он популярным языком рассказывает о сложных вещах: астрофизике, черных дырах, происхождении Вселенной. Всякий раз, приближаясь к некоему рубежу, за которым наука молчит, он, по сути дела, ставит вопрос о существовании Бога и показывает, что научным способом на этот вопрос ответить невозможно. Недавно он опубликовал труд, в котором, как может показаться, пришел к выводу, что Бога нет. Но не исключено, что позже он еще придет к выводу о том, что Бог есть, так как существуют сферы, в которых наука бессильна, ведь ее границы исчерпываются физическим миром. Хокинг как раз работает на стыке науки с областью таинственного, и эта область начинается там, где кончаются достоверные сведения.


Сегодня существует много научных гипотез о происхождении Вселенной, но никто не может сказать, что было до ее возникновения. Это рубеж, который не может преодолеть научное знание, но может преодолеть вера. Вера оперирует фактами, которые относятся к области духовной жизни, к области таинственного. Ключевой мировоззренческий вопрос, который должны ставить пред собой все люди: готовы ли мы принять на веру то, что называется Божественным Откровением, и читать Библию не просто как человеческую книгу или собрание древних историй и мифов? От ответа на этот вопрос зависит все остальное. Сегодня ученые спорят о существовании внеземных цивилизаций, этой идеей увлечены многие современные люди. Для человека верующего, чьи познания о мире основываются на Божественном Откровении, ответ ясен: разумного существования на других планетах нет. Мы можем это утверждать, опираясь на Библию, в которой картина мира представлена так, что в центре Вселенной – Земля, а в центре земного существования – человек. Мы знаем: если бы существовали иные миры, Господь бы этого не скрыл, не представил бы перед нами некую ложную, однобокую картину мира. В этом смысле истины веры могут помочь ученому не тратить время на изучение каких-либо фантомов человеческого сознания.


Следует отметить, наука не нейтральна в духовно-нравственном отношении, так как ее достижения могут использоваться в самых разных целях. Многие научные открытия могут принести человечеству пользу, но, с другой стороны, оказаться вредоносными и смертельными. Наука, не регулируемая нравственными нормами, может разрушить человеческое бытие, следовательно, нравственная составляющая необходима. Тот абсолют нравственных норм, на который человек может ориентироваться в своей жизни, в своем научном поиске, дает только религия. Например, атомная энергия используется в мирных целях и приносит человеку благо. Но ее использование сопряжено с огромными рисками и открывает человечеству широчайшие возможности для саморазрушения. Удержать человечество от этого способно только прочное нравственное основание, и оно невозможно без религиозного знания.


Некоторые считают, что нравственность может быть автономной, а общечеловеческой нравственности не существует. Но если это так, значит, не существует и общечеловеческих норм общежития, значит, что нравственно для одного, может быть безнравственно для другого. В истории много примеров, которые доказывают недопустимость подобного плюрализма: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев и ряда других народов, уничтожение в большевистской России целых классов населения, верующих людей. Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, потенциал нравственного плюрализма может обернуться для человечества трагедией.


Именно поэтому невозможно регулировать научный поиск только человеческими соображениями. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях. В диалоге между верой и наукой до сих пор много чистых страниц, заполнить которые предстоит молодому поколению. Такой диалог может происходить внутри одного человека, так как один и тот же человек может быть человеком науки и человеком веры одновременно и на своем собственном опыте может преодолеть тот барьер, который существовал между верой и наукой до недавнего времени.


Интересно, что параллельно с развитием веры и науки растет интерес человека к иррациональному. Сегодня много неверующих, но суеверных людей, и это еще одна область, где интересы веры и науки смыкаются. Известно, что наука призвана бороться с суевериями, что и истинная вера противостоит суеверию, шарлатанству и мракобесию. Современные люди, как в древние времена, ходят к колдунам и гадалкам, так как не имеют в своей жизни твердого духовного основания и пытаются решать свои жизненные проблемы не внутри себя, а с помощью внешнего воздействия. В этой области религия – естественная союзница науки.


Между верой и знанием нет противоречия, но есть серьезные различия. Вера не стремится к доказуемости своих постулатов, она содержит положения, которые принимаются как аксиомы, так как они пришли из Божественного Откровения. Наука, напротив, стремится все доказать, но есть области, в которых она бессильна это сделать. Каждый человек в своей жизни несет ответственность за самого себя, за окружающих людей, за мир. Ответственность за Землю как за наш общий дом лежит на каждом из нас. И эта ответственность означает общее поле, на котором мы все должны трудиться.

Епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии,
первый проректор Хабаровской духовной семинарии