Размышления в юбилейный год великого русского святого

2014-й год в России ознаменован знаменательным юбилеем – 700-летием со дня рождения Игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Первое описание жизни святого Сергия было составлено в 1418 году его учеником Епифанием Премудрым. Впоследствии о преподобном писали Карамзин Н.М., Ключевский В.О. и священник Павел Флоренский. Святому были посвящены уникальные живописные полотна великих русских художников XIX и XX веков А.М.Васнецова, М.В.Нестерова, И.Н. Крамского и других.

Уже много столетий не зарастает народная тропа к раке мощей преподобного в Троице-Сергиевой Лавре: со всех концов земли идут к нему люди как к наставнику и духовному пастырю, у которого можно получить ответ на самые важные вопросы, испросить помощи в сложных жизненных обстоятельствах. Как свидетельствует житие святого, преподобный Сергий стяжал великую благодать Святого Духа, а ныне он продолжает делиться ей со всеми, кто прибегает к его помощи и заступничеству.

Преподобный Сергий Радонежский является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству. Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию — качества, присущие преподобному, — подобно магниту, притягивали в обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом. Светлый образ подвижника вдохновлял наших благочестивых предков на борьбу с внешним врагом и отстаивание идеалов Святой Руси во все времена: в Смутное время, в эпоху Петровских реформ, век дворцовых переворотов, в «просвещенное» XIX столетие, в годы гонений и репрессий. Таким этот образ остается и сегодня.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что сегодня, довольно остро стоит проблема отстаивания идеалов Святой Руси и приобщения к ним подрастающего поколения. За последнее время в российском обществе очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям. Многие отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачивается, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур: потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.
Возможно ли нам в эпоху нравственного релятивизма воспользоваться уникальным наследием преподобного Сергия Радонежского?

Святой жил в непростое для Руси время — эпоху монголо-татарского ига. Это был период тяжелейшего разорения русских земель. Татаро-монгольское нашествие оказало губительное влияние на всю жизнь нашего Отечества, в том числе на образование: на протяжении нескольких десятков лет церковные училища, городские публичные школы и монастыри — оплоты просветительской мысли домонгольской Руси — подвергались постоянным разорениям.

Такое положение дел не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты: современники отмечали не только нищету и разорение, но и нравственную немощь людей. «Ненавистная рознь», казалось, торжествовала в те времена.

Историк В.О. Ключевский так оценивал последствия вражеского нашествия: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение». С другой стороны, именно это тяжелое испытание позволило консолидировать внутреннюю силу народа, прекратить изнурительные, братоубийственные междоусобные войны князей и объединить русские земли. Монгольское иго стало жестокой школой эволюции русской государственности и национального самосознания.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. Со времени преподобного Сергия заметно оживилось стремление к иночеству. Если в разорительный первый век ига возникло около 30 новых монастырей, то с 1340 по 1440 годы из поколения людей, участвовавших в Куликовской битве, а также их ближайших потомков, вышли основатели около 150 новых обителей.

Древнерусское монашество было четким индикатором нравственного состояния общества. Отвергая все земные блага во имя служения Богу, монашество оказывало великое благотворное влияние на жизнь русского народа. Преподобные отцы служили не только Богу, но и людям: если мы обратим внимание на чудеса, творившиеся подвижниками, то обнаружим, что они были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок, стремясь к Отечеству Небесному, оставался верным сыном своего земного Отечества. Отрекаясь от суеты и соблазнов мира, он не отстранялся от проблем и бед людей, живущих в миру, которые приходили к нему за помощью. Возносясь душой к Богу, монах продолжал молиться за свой народ и Отечество.

При монастырях создавались библиотеки, книгописные и иконописные школы. Таким образом, монастыри играли важную роль в народном просвещении и духовном единении людей. Как сказал В.О. Ключевский, «ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир».

Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем в современном понимании этого слова, но его авторитет был велик в глазах власть имущих. Он осознавал, что судьба русского народа, его духовное предназначение всецело зависят от сохранения единства Руси, и неоднократно выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить междоусобные войны и обратиться к решению задач, направленных на укрепление государства. Миротворческие труды Игумена Земли Русской увенчивались успехом. Благодаря вмешательству подвижника в междоусобные конфликты многие жизни наших далеких предков были спасены.

В 1380 году хан Мамай двинул на Русь свои войска. В его планы входило не только обложить Русь еще более тяжелой данью (цели очередного набега на Русь не были исключительно экономическими), но и уничтожить христианскую веру как духовную опору народа.

Московский князь Дмитрий Иванович, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, обратился с призывом о сборе русских военных сил в столице и Коломне, и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. На зов князя откликнулись дружины и народные ополчения из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Но князь Дмитрий понимал, что ему и его соратникам необходима также и духовная поддержка и, отправляясь на битву, он в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к преподобному Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя князя, Сергий предрек ему победу и послал вместе с ним на бой двух иноков, Пересвета и Ослябю, бывших в миру воинами, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества — святое дело, имеющее всенародную значимость.

Если попытаться охарактеризовать наследие преподобного Сергия одним словом, то наиболее подходящими будут синонимы «единение», «собирание»: он объединяет вокруг себя учеников, а затем соединяет всю разрозненную Русь. По словам историка Л.Н. Гумилева, «суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах».

Защитив на Куликовом поле свое Отечество и Православную веру, наши предки осознали себя единым народом, но путь к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу духовного становления русской нации и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.

Духовное влияние и наследие преподобного Сергия пережило его земное бытие. Имя угодника Божьего из исторического воспоминания сделалось образцом деятельного служения Богу и Отечеству, с ним связано нравственное возрождение нашего народа, благодаря которому стало возможным и укрепление государства.

В контексте современных секулярных тенденций, охвативших западный мир и оказывающих сильное влияние на настроение умов в России, память о наследии преподобного Сергия является крайне востребованной. В современном мире бытует устойчивое мнение о том, что многие нравственные нормы являются относительными и каждый человек может для себя установить ту или иную систему нравственных координат, в которой он живет и выстраивает свои отношения с окружающими. Христианство воспринимает нравственность как фундамент, свод писанных и неписанных правил человеческого общежития, источником которых является Сам Бог, а потому их характер является неизменным.

Апологеты нравственного релятивизма проповедуют свое понимание свободы — свободы от традиционных нравственных начал и ценностей, от ответственности за свои поступки. Сегодня мы являемся свидетелями деструктивных и агрессивных проявлений такой свободы. Вместо уважения к чувствам других людей она проповедует вседозволенность, игнорирующую убеждения и ценности большинства; утверждает принцип неудержимого удовлетворения человеческих страстей и пороков.

Еще несколько десятилетий назад сложно было себе представить, что подвергнется ревизии такой древнейший институт человечества, как семья. Казалось бы, что может быть очевиднее семейных ценностей? Продолжение и умножение рода было заложено в природе человека самим Творцом, а благословенный Им супружеский союз стал средством исполнения Его воли: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Дети, рожденные в семье, всегда были желанным даром свыше для людей как Ветхого, так и Нового Заветов. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает царь и пророк Давид (Пс. 126:3).

Сегодня мы с тревогой наблюдаем рост числа абортов и распада семей, видим агрессивную пропаганду «полового воспитания» детей, лоббирование интересов представителей «нетрадиционных» ориентаций, отмечаем рост преступлений, связанных с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией, педофилией, вовлечением детей в порноиндустрию. Все эти проявления греха являются звеньями одной цепи, результатом диктата нравственного релятивизма. Человеку, выстраивающему свою жизнь вокруг идеи «свободы ради свободы», чужды и непонятны разговоры об ответственности, самоограничении, нравственной дисциплине и самопожертвовании.


Для преподобного Сергия необходимой составляющей «высокого жития» являлась идея внутренней духовной свободы как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Примерами внутренней свободы преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего. Движимый только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих наделенных реальной мирской властью. Более того, в идее внутренней свободы святой Сергий Радонежский выразил одно из важнейших качеств русского национального самосознания.


История подтверждает ту истину, что религиозная система ценностей является существенно более прочным и целостным фундаментом для общественной жизни, нежели светская, секулярная идеология. Церковь Христова, пройдя через горнило испытаний первых и последующих веков, очень хорошо знает цену истинной свободы и дорожит ею, ибо она была куплена кровью многих мучеников. Обладать свободой для Церкви означает оставаться «солью земли», евангельской закваской, духовной силой и совестью для людей.

То, что Россия на протяжении многих веков осталась по духу русской и православной — это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского, имя которого мы сугубо воспоминаем в эти дни. Игумен Земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и остается тем примером, который вдохновляет и укрепляет нас в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества.
Преподобный Сергий Радонежский всегда считал, что жизнь государства должна основываться на трех факторах: внутреннем единстве, внешней независимости и православной вере — источнике нравственной силы народа. Только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества и подготавливается почва к национальному подъему.

Епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии,
первый проректор Хабаровской духовной семинарии