«Говорю не только о театре...»

Хабаровская актриса Людмила Блок рассказала, как отличить настоящее искусство.

В ноябре абсолютным большинством голосов на пост председателя Хабаровского регионального отделения Союза театральных деятелей России (СТД) была переизбрана выдающаяся хабаровская актриса Людмила Блок. О том, чем дышит сегодня театральная жизнь, народная артистка края рассказала в интервью нашему корреспонденту.

- Людмила Александровна, много ли в нашем театральном пространстве состоит людей в союзе? И что вообще дает такое объединение?

-  143 года назад Союз организовался как «общество взаимовспоможения русским артистам». Подразумевалась, прежде всего, материальная помощь актерам. Сейчас это самый большой именно творческий союз в нашей стране.

В хабаровском отделении состоит 199 человек. Контингент самый разный. В первую очередь актеры принимаются в Союз, режиссеры, административный состав. Артисты балета, артисты хора. То есть люди, напрямую связанные с театром. Также есть преподаватели творческих вузов, училищ и самозанятые актеры.

Подчеркну - это не профсоюз, хотя элементы объединения по профессиональному признаку имеются. Все же главное для нас – это творческие направления.

Проведение фестивалей, конкурсов, показы самостоятельных работ, приглашение с запада педагогов, которые проводят здесь мастер-классы. Это участие в различных краевых и городских мероприятиях.

Мы привлекаем к участию в них студентов института культуры и училища искусств. Например, существует  центр творчества «Бенефис». Там преподают профессиональные артисты, а занимаются люди, у которых есть своя профессия, но их влечет на сцену.

Здесь же делают первые шаги студенты театральных вузов и училищ. Мы привлекаем их к участию в наших мероприятиях. Региональное отделение СТД объединяет представителей всех театров – государственных и коммерческих, студий, творческих центров Хабаровского края и ЕАО.

- Существует стереотип, что профессиональные актеры – люди богемные, состоятельные, а уж их объединения вообще в деньгах купаются, как и в лучах славы…

- Это не совсем так. Я говорю не о тех, кто в шоу-бизнесе – они себя тоже актерами называют, а именно о театре. Вот наш СТД. Это общественная организация. Мы не имеем права заниматься ничем, что как-то связано с коммерцией. Мы не вправе показывать свои концерты и продавать на них билеты. Нам запрещено всё, имеющее отношение к финансам.

У меня в аппарате регионального СТД три с половиной ставки. Деньги присылает Москва. Бюджет самого отделения формируется за счет взносов – тысяча рублей в год с каждого члена. На всё про всё.

Мы были вынуждены даже сократить должность библиотекаря, а это тяжелый удар. Дело в том, что за десятилетия существования отделения скопились тысячи томов трудов по театральному искусству. Среди них были поистине уникальные, вплоть от времен образования русского театра.

Бесценный этот фонд хранился в Доме актера на улице Комсомольской до 1991 года. Грянуло сами знаете что, дом у нас просто отняли. И 27 лет отделение вместе с библиотекой бесприютно таскались по городу. Множество томов было утрачено, оставшиеся фолианты, 7,5 тысячи экземпляров, никто не хотел брать даже даром – бюрократические препоны мешали. И только три года назад мы пристроили эту сокровищницу в краевую научную библиотеку.

- И все же, что-то не слышно об умирающих с голоду артистах. Значит сцена все-таки кормит?

- Сейчас да. Не было бы счастья, да несчастье помогло – мы много пережили пасмурных дней и годов. Материальный кризис русского театра стал слишком явным.

Председатель всероссийского СТД, выдающийся актер Александр Калягин смог помочь всем членам российского союза, в том числе нам, хабаровчанам, с получением социальной поддержки деятелям культуры. Даже не членов СТД. Ветераны сцены, инвалиды, вдовы, мамы-одиночки, молодые семьи, пары, усыновившие ребенка, – в любой профессии хватает таких людей. Культура – не исключение.

Теперь у нас есть возможность оказывать им материальную помощь. Дело-то святое. Те же театральные пенсионеры – это вообще за гранью понимания, как они живут. Буквально с хлеба на воду. Та поддержка, которую оказывает наше отделение, лишней никогда не бывает.

То есть социальная роль Союза театральных деятелей нисколько не меньше роли консолидирующей творческих людей.  Однако, по сути, за 140 лет существования нашего объединения ничего не поменялось. Как театральные артисты не купались в золоте, так и не купаются. Повторюсь – говорю я только о театре.

- То есть СТД – это что-то вроде подушки безопасности для актеров?

- Не только. Мы проводим фестивали. Фестиваль – это как бы стартовая площадка для многих. Взяли гран-при - обеспечена поездка в Москву. А там забитая плотно программа – встречи с ведущими актерами, режиссерами, администраторами, мастерами своего дела. Идет постоянная передача опыта, навыков, заводятся профессиональные знакомства.

В центральном аппарате СТД есть такое полезное мероприятие – международная летняя театральная школа. Туда приезжают актеры, режиссеры, педагоги со всего мира. Я стараюсь туда отправить наших артистов каждый год. Возвращаются окрыленные, фонтанирующие идеями. Неудивительно.

Александр Калягин и его команда подбирают самых топовых мировых театральных режиссеров. Они ставят с артистами спектакли. 30 дней, а запал остается на весь год.

Тусовки, вроде летней школы, необходимы, чтобы цементировать внутреннюю театральную действительность. Она не видна зрителям. Зритель смотрит на верхушку айсберга – сцену и игру актеров. За кулисами идет каждодневный напряженный труд – творческий и физический. Зритель оценивает его результаты.

- Людмила Александровна, все же зритель  обычно достаточно привередлив. Как сейчас разные театры ведут борьбу за него?

- Не люблю я это слово – борьба… Здесь, скорее, вовлечение зрителя в мир искусства, постановка неких духовных ориентиров. Это сложный вопрос, и он же – главный.

Конкуренция между театрами была всегда. Есть она и сейчас. Однако в нашем регионе имеется одна особенность. Хабаровск – город не вполне театральный, что бы там кто не говорил. Не потому, что здесь мало населения. Просто каждый театр имеет свой вполне определенный контингент зрителя. Вот этот гражданин ходит, например, в ТЮЗ. И никакая сила не заставит его посетить музыкальный театр или театр драмы. Он заточен на это. Здесь мы подходим к почти философской теме: а зачем человек вообще ходит в театр? Ему что – мало телевизора, компьютера, гаджетов этих вездесущих? Отвечаю – в театр приходят получить эмоции, которых нет в жизни. Экран такого не даст. Сцена даёт. Потому что здесь все по-настоящему. У актеров блестят или тухнут глаза, текут соленые слезы, дрожат руки и вибрирует голос. На сцене нет дублей, она вовлекает в себя полностью. На мой – сугубо личный взгляд – максимальное вовлечение в спектакль может дать классика или просто хорошо и честно сделанная постановка.

- То есть, вы не приветствуете различные андерграундные течения в современном театре?

- Отчего же? Всё имеет право на жизнь. Но я убеждена: искусство должно переворачивать сознание. А не показывать, какой я, режиссер, новатор.

Скажем, приходит некий молодой режиссер. Он говорит: к черту классическое понимание этой трагедии с ее антуражем, внутренним смыслом и глубиной переживаний! Ставим с ног на голову. Подобные сценические опыты напоминают «Мишку на севере». Позволю себе такую аналогию.

Сравним чеховскую «Чайку» с лучшими в СССР конфетами «Мишка на севере». Это лакомство ела вся страна – от Караганды до Певека. Точно так же и в тех же широтах несколько поколений людей переживали, страдали и любили вместе с чеховскими героями на сотнях сцен сотен театров. И вдруг эту великую конфету в театральном исполнении наполняют чем-то горьковатым, пахучим, заворачивают в клеёнку и подают к завтраку. Есть или не есть? Вопрос вкуса.

- Вас могут обвинить в ретроградном взгляде на театр.

- Не мной сказано: золото не тускнеет. Хорошее всегда хорошо. И, слава Богу, что человек, несмотря ни на что, имеет возможность сегодня выбирать – что ему смотреть, кому сопереживать. Театр разнороден, как сама жизнь. Он и есть квинтэссенция этой жизни.

Как говорили мудрецы – пусть цветут все цветы. А в нашем преломлении: пусть будут разные сцены – классические, авангардные, с сумасшедшинкой, даже с китчем. Это и есть свобода: возможность выбрать из сотни светил свое солнце, под которым именно тебе будет тепло.

В век, когда свобода становится внутренним качеством любого человека, театр, какой бы он ни был, остается островом этой самой свободы. А для кого-то даже материком.

Заметьте, региональный Союз театральных деятелей как раз и объединяет сотрудников разных театров, порой противоположных друг другу в творческом подходе, интерпретациях одного и того же произведения, контингенте зрителей и многом другом. Это прекрасно, когда есть некое объединяющее начало, а СТД такое и есть. В этом смысле Хабаровск можно, безусловно,  считать дальневосточной театральной точкой притяжения. Нам есть чем гордиться.

Макс МОЛОТОВ.

"Приамурские ведомости", №47-2020

Фотографии из архива Блок Людмилы Александровны