ИЛЛЮЗИОНЫ СТАРОГО ХАБАРОВСКА

О кино на заре его становления – краевед Анатолий Жуков

Первое упоминание о появлении кинематографа в городе относится к 1897 году. Тогда в июле в здании Общественного собрания заезжий гастролер демонстрировал диковинную для публики новинку. В наглухо зашторенной комнате хабаровцы впервые наблюдали . . .

уличную жизнь Москвы на углу Кузнецкого моста и речки Неглинной, пейзажи Елисейских полей, виды Вены...                                                                    

ПЕРВЫМ БЫЛ ПАНТЕЛЕЙМОН КОБЦЕВ                                                                         

Пионером кинематографического дела на Дальнем Востоке был Пантелеймон Васильевич Кобцев. Родом из Ростова-на-Дону, свой первый кинематограф он открыл еще в 1902 году в Таганроге. А в 1905-м переехал в Китай, в тогда еще русский город Харбин, где тоже запустил иллюзион. Ездил по станциям Китайско-Восточной железной дороги с кинопередвижкой.                                                                                    

Пантелеймон Васильевич побывал практически во всех городах Дальнего Востока, в том числе и в Хабаровске. С 1907 года сам снимал хронику о местной жизни. Скончался Кобцев в июле 1935-го в Харбине, в возрасте 71 года.                                                                               

Если верить историческим документам, в октябре 1906 года кинематограф появился в Народном доме им. А.С. Пушкина на одноименной улице Хабаровска. А в апреле 1907-го на Николаевской площади (ныне им. Ленина), в здании цирка Н.К. Боровского (сейчас на этом месте расположен главный фонтан города), открылся иллюзион «Синьора Беллино». К осени того же года предприниматели Борис и Анна Подпах на арендованной у купца Пьянкова земле на углу улиц Муравьевской и Артиллерийской выстроили первое стационарное здание под иллюзион (потом здесь был вход в ресторан «Дальний Восток»).                                                                             

РОСКОШЬ! ШИК! ИЗЯЩЕСТВО!                                                                        

В августе 1908 года в Хабаровске появились предприниматели Герман и Трайстерн, вознамерившиеся открыть второй городской кинематограф. За весьма солидную сумму они арендовали у купца Н.Н. Щупака здание на углу улиц Муравьевской и Протодиаконовской (Фрунзе). А 29 августа в местной газете «Приамурье» появилось объявление: «Сегодня открытие театра-иллюзиона «Модерн». Театр роскошно отделан. Роскошь! Шик! Изящество! К открытию будет показана выдающаяся программа в 1 200 метров. Для удобства публики нет скамеек. Все места стулья. Особое внимание!!! (Цены местам – 1 р. 80 коп.) Дирекция Герман и Трайстерн». Но этот театр-иллюзион продержался в Хабаровске недолго. В конце 1908 года киноустановку из «Модерна» приобрел владивостокский купец К.С. Ягджоглу.                                                                            

ФИЛЬМЫ АЛЕКСЕЕВА                                                                     

И новая попытка. В марте 1910-го купец из Владивостока Соломон Моисеевич Купер вместе с кинопредпринимателем М.Я. Алексеевым открыл постоянно действующий иллюзион в каменном двухэтажном доме на Муравьевской улице (ныне в этом здании располагается кинотеатр «Совкино»). Представителем владельцев иллюзиона в Хабаровске стал хозяин гостиницы «Бельведер», которая находилась в том же доме, Петр Георгиевич Пенаки. Через два с небольшим года, в 1913-м, товарищество «Алексеев и Ко» за изготовление собственных фильмов о жизни нашего края на проходившей тогда в Хабаровске выставке в честь 300-летия дома Романовых получило награду – серебряную медаль Приморского общества сельского хозяйства. В тот же период М.Я. Алексеев заключил контракт с известным в Сибири кинопрокатчиком А.М. Дон-Отелло. В те годы имя этого человека не сходило с киноафиш и страниц периодики Сибири и Дальнего Востока. Оно даже было занесено в энциклопедию. Недавно в одной из харбинских газет мне посчастливилось найти его биографию.                                                                          

Родился Антонио Михайлович Дон-Отелло в 1874 году в Италии, в городе Неаполе. Восьми лет отроду вместе с родителями переехал в Россию. В 32 года в Иркутске открыл свой собственный кинематограф.                                                                        

Увидев, что это новое дело весьма прибыльно, он запустил иллюзионы в Верхне-Удинске (Улан-Удэ) и Чите. Начал осваивать Дальний Восток. Вместе с хабаровским предпринимателем М. Алексеевым они организовали товарищество, и под их именем сразу же начали работать кинотеатры в Харбине, Благовещенске, Владивостоке и на станции Зима.                                                                  

Вот одна заслуживающая внимания киноафиша: «Внимание! Спешите! Сегодня в иллюзионе Алексеева и Дон-Отелло монопольная картина «История греха» – по роману Стефана Жаромского. Картина имела всюду шумный успех и в более значительных городах не снималась с экранов по неделям, а в главном театре Варшавы шла подряд семь недель с громадным успехом. Картина имеет длину 1 800 метров и идет в 4-х отделениях. Дети и учащиеся на эту программу не допускаются».                                                                   

УСТАНОВИТЬ СТРОГИЙ НАДЗОР                                                                   

Уже в начале прошлого столетия городские власти заботились о подрастающем поколении. В апреле 1912 года в местной газете появилась заметка: «Нас просят обратить внимание владельцев местных иллюзионов, чтобы они тщательней производили выбор картин. За последнее время программы изобилуют «новинками» по сюжетам, весьма близким к порнографии, и многие родители перестают пускать на сеанс своих детей». Тогда же губернатор Н.Л. Гондатти предложил «установить строгий надзор о недопущении этого с точки зрения общественной нравственности».                                                                       

Революция 1917 года разорила Дон-Отелло. Новая власть отобрала все его театры. Хабаровский иллюзион полностью прекратил свое существование в октябре 1922-го. Сам Антонио Михайлович несколько месяцев п р о с и д е л в советской тюрьме, а затем тайно перебрался в Харбин, где вместе с М. Алексеевым продолжил начатое дело. Последний в 1933-м скончался от рака в Шанхае. А примерно через год в Харбине умер Дон-Отелло.                                                                                

НАУКА ЖИЗНИ                                                                         

Но вернемся к дореволюционным событиям. В 1911 году в Хабаровске некая Е.Т. Ананьева перекупила иллюзион у купца К.С. Ягджоглу. Название «Наука жизни» полностью отвечало содержанию кинопоказов. Здесь демонстрировалась в основном кинохроника. Сохранилось объявление, опубликованное в феврале 1912-го: «На днях в иллюзионе «Наука жизни» будет показана во всем величии гражданская историческая картина «Оборона Севастополя». Длина картины 3 750 аршин. С высочайшего соизволения воспроизведена фабрикантом кинокартин Ханжонковым* на исторических местах Крымского полуострова с участием войск и флота. 13 января 1911 года показана в Ливадии в присутствии Его Императорского Высочества Государя Императора и особ императорской фамилии и придворных чинов».                                                                           

ДРУГОЕ КИНО                                                                            

Снимались в Хабаровске и собственные фильмы. Владельцы частной фотографии в доме Альперовича (бывшая фотография Далингера, на этом месте сейчас офис министерства культуры края) на улице Протодиаконовской Б. Подольский и М. Зуев в 1913 году организовали кинофирму. В то время газеты писали: «...ими изготовлены и воспроизведены кинематографические снимки с видами строящейся юбилейной выставки для демонстрации в Харбине. С 4 августа в иллюзионе на выставке показано свыше 6 тысяч метров пленки из жизни края». Позднее М.И. Зуев был известен и как советский кинохроникер. Но это уже другая история.

 

Анатолий ЖУКОВ, краевед

Фото из архива автора

 

* А.А. Ханжонков (1877–1945) – русский кинопредприниматель. В 1907 году открыл на юге крымского побережья киноателье, которое стало базой Ялтинской киностудии. В 1930-е годы он немало сделал для становления советской киноиндустрии.

 

Газета «Приамурские ведомости», № 46 (8435) 2024 года

г. Хабаровск