«Крайняя» роль актрисы Федоткиной
Не так давно в кругу своих друзей и коллег по работе отметила свой юбилей заслуженная артистка Российской Федерации актриса Драматического театра ВВО Галина Васильевна Федоткина. На протяжении 36 лет с неугасимым блеском в глазах выходит она на сцену, всякий раз покоряя обаянием вечной актерской молодости своего благодарного зрителя. Она выходит и всем своим видом будто говорит: «Я счастлива – мы снова вместе!». «А её приняли» За плечами у Галины Васильевны около 300 сыгранных ролей, каждая из которых отличается тонким темпераментом, лиричностью, заразительной женской удалью, искренностью и обаянием. …Её неслучайно с самого детства интересовал только театр, необыкновенным образом манило его таинство, непостижимое лицедейство. Этому увлечению невольно способствовала и мама. Заядлая театралка, поклонница настоящего искусства, она собирала и бережно хранила пластинки с записью советских и зарубежных артистов того поколения. Особо любила популярных в то время актёров театра и кино Анатолия Кторова, Веру Пашерную, Аллу Тарасову. В коллекции в качестве раритета были и творческие работы Игоря Ильинского, оперетты Имре Кальмана… Нынешняя молодёжь о них теперь мало что помнит. Судьба военнослужащих известна. Постоянные переходы, переезды… Но здесь, видимо, это и был тот счастливый случай, когда главу семейства военного летчика перевели по службе в город Ташкент. Именно тогда киностудия «Узбекфильм» объявила первый набор в молодежную школу-студию. Отец сомневался, мама – за. А дочь приняли. – Было очень много желающих, поскольку все девочки «города хлебного», а также его окрестностей, мечтали стать актрисами, – вспоминает Галина Васильевна. – Разница была лишь в том, что одни хотели блистать на сцене и «светиться» на страницах популярных журналов, а такие как я, бередили душу преданным служением театральному искусству. Даже ради фразы «кушать подано». Здесь же в Ташкенте будущая актриса посмотрела первый в своей жизни спектакль – оперу «Евгений Онегин» на узбекском языке. «Скорая помощь» приходит вовремя Преподаватели института говорили не зря – если в душе не заложены природные данные, диплом таланта не прибавит. Потому каждый день следует совершенствоваться, оттачивать своё мастерство. У начинающей актрисы все данные были в наличии, но она на свидания не ходила, компании подругам в кино составляла нечасто. Трудилась, осваивала нелёгкое актёрское мастерство. Первые шаги в творчестве она начала делать в Уссурийском драматическом театре в 1982 году. Шефство над молодым дарованием сразу взяли опытные актёры Вера Николаевна Кондрина, Александр Дмитриевич Домашенко, заслуженные артисты РФ Евгения Григорьевна Долгова, Виктор Иванович Колобов… – «В тебе есть порода, у тебя всё получится», - частенько говаривала добрейшая Евгения Григорьевна. А строгая, но справедливая Вера Николаевна то и дело подавала добрый совет: «Ты слушай, что тебе говорят. Впитывай всё в себя, как губка. А домой придёшь, прокрути всё накопленное в голове и лишнее отожми». По таким меркам создавала Галина свою первую роль на профессиональной сцене. То была Сашенька Арбузова в спектакле «Этот милый старый дом». Постановка уж потому ей памятна, что в те годы она мало - помалу сживалась с дальневосточной сценой, которая и на самом деле постепенно становилась «её милым старым домом». – Нам разрешали присутствовать на репетициях, смотреть, как работают артисты, режиссеры, – вспоминает Галина Васильевна. – Я сидела в полутёмном зале, затаившись как мышка, запоминала мизансцены, текст, реагировала на замечания режиссера, которые были у меня на слуху. Когда та или иная актриса по каким-то обстоятельствам выходила из строя, я была своего рода «скорой помощью». Утром – прогон спектакля, в обед под меня подшивали костюм, а вечером – премьера. «От дурочки до королев» В жизни подающей надежды актрисы случались и серьёзные перемены. Её однажды пригласил в столицу Приморского края народный артист Советского Союза Андрей Присяжнюк. На тот момент Андрей Александрович создал при Приморской краевой филармонии «Театр миниатюр» с исключительно мужским составом. Но ему нужна была единственная актриса, которая бы смогла играть разноплановые роли – «от дурочек до королев». Андрей Александрович такую долго искал. В конце концов, остановил свой выбор на Галине Федоткиной. – Это была настоящая школа искусства, – не скрывает актриса театра.– Андрей Александрович был редким трудоголиком, который наотмашь, на измор, до обмороков с утра до вечера гонял нас, актёров. Я переиграла массу миниатюр, скетчей, памфлетов, реприз… У мудрого наставника случился очередной сердечный приступ, когда Галина Васильевна работала актрисой разговорного жанра на эстраде в составе ансамбля рыбаков Дальнего Востока «Волна». Врачи окончательно запретили работать метру искусства, и «Театр миниатюр» распался. Этот период творчества запомнился Галине Васильевне ещё и тем, что она два раза побывала в Южно-Карельской и один раз в Охотоморской экспедициях. А потолка ведь нет Она вернулась в Уссурийск в военный театр и до сих пор здесь работает вот уже на протяжении 36 лет. – Этот театр дал мне всё, – считает наша героиня. – У меня было много ролей: главные, заглавные, эпизодические, на сегодняшний день около трех сотен. Каждой отдавала душу и сердце, поскольку я – синтетическая актриса. Интересное дело наблюдать за собой, когда ты ломаешь себя, когда ты выходишь из образа комедийной актрисы играешь роль трагическую. Ту же Жанну. Или характерную Кручинину в спектакле "Без вины виноватые" по пьесе Александра Николаевича Островского. Я влюбляюсь во все роли, неважно главная она или «кушать подано». Потому что, если ты не любишь свою роль, она у тебя никогда не получится, зритель не поймет, что автор хотел сказать твоим персонажем. По сцене будет ходить лишь нарядный костюм. … Премьеры, гастроли, выезды в поля к главному зрителю армейского театра – рядовому… И однажды в одно прекрасное раннее утро в её квартире раздался звонок. Начальник театра Николай Столбоушкин радостным голосом сообщил: «Галка, поздравляю тебя! Ты – заслуженная артистка России». – Скрывать не стану, было приятно, – делится Галина Васильевна. – И в то же время невольно подумалось о том, что в театральном искусстве, в актерском мастерстве практически нельзя достичь потолка. Однажды прочитала, что если артист, играющий главную роль, два часа не выходит со сцены, его психологическая нагрузка равна физическому труду землекопа, выкопавшему яму в 9 кубометров. Вот такая у нас нагрузка! Конечно, потом наступает особое удовлетворение. Ради этого, наверное, стоит работать. И не только «за ради» наград. Я не стесняюсь учиться у нашей молодёжи, молодёжь учится у меня, и это бесконечный процесс… - Галина Васильевна, почему вы считаете роль Жанны по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович своей самой любимой? – Это апогей, своего рода моя лебединая песня. В этой роли я могу основательно раскрепоститься, хулиганить, делать то, что хочу. К Жанне можно идти всю жизнь, поскольку она очень многогранна, во всех её монологах идёт постоянная внутренняя борьба. Очень хорошая роль, жаль, что годы берут своё… И ещё меня здорово увлекла моя последняя роль судьи Эстер Соломон в спектакле «Эквус». .. – Галина Васильевна, а давайте немного погрешим орфографией и скажем, что роль судьи Эстер всего лишь крайняя. Не возражаете? - Ну, разумеется. Я очень надеюсь, что моя творческая дорога еще достаточно длинная, а финиш далеко-далеко… - Тогда остаётся пожелать вам счастливого долголетия, в творчестве и жизни.
Гребенюк Ольга Григорьевна – постоянный корреспондент газеты «Суворовский натиск»
Фото из архива театра.
Автор выражает благодарность за помощь в создании материала помощнику режиссера по литературной части драматического театра ВВО Татьяне Прохаско. |