Музыка на БАМе
К 50-летию БАМа Символом советской эпохи явилась знаменитая стройка, которую еще называют «стройкой века» — БАМ. Всем известно, что эта аббревиатура, введенная еще в 1930 году, расшифровывается как Байкало-Амурская магистраль. По большому счету, возникла она еще в XIX веке. Уже в конце XIX — начале XX века начали проводить изыскательские работы в районах Сибири и Дальнего Востока для будущего строительства новой железной дороги, так как Транссибирская железнодорожная магистраль не могла полностью удовлетворить потребности в перевозках с Дальнего Востока на запад страны. Не осуществлялась полностью связь этих районов. Как тут не вспомнить стихотворение нашего земляка поэта Петра Комарова, которое так и называется — «Изыскатели» и посвящено строителям железных дорог на Дальнем Востоке: Не о бессмертии мечтали мы, Когда с тобой тропинку пробивали Сквозь этот лес, заглохший в буревале, Сквозь лютые препятствия зимы. Не знали мы, что можно, как штыком, Таежными шипами исколоться И потонуть в сугробе, как в колодце, Не вскрикнув и не вспомнив ни о ком. В 1926 году началась топографическая разведка местности, выбранной под строительство. В 1933 году на строительство прислали заключенных ГУЛАГа. Была построена часть железной дороги в районе поселков Чегдомын и Ургал Хабаровского края. Но во время Великой Отечественной войны часть уложенных путей пришлось разобрать, так как в стране не хватало металла. В 1958 году был сдан участок Тайшет — Братск — Усть-Кут. Затем строительство было приостановлено более чем на десять лет. И вот на XVII съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев обратился к молодежи с призывом достроить дорогу. Это был 1974 год. Молодежь радостно откликнулась на призыв. БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Со всей страны стали съезжаться на БАМ комсомольцы. Это был небывалый энтузиазм огромных масс людей, хотя «путешественники» знали, что условия жизни на БАМе будут тяжелы, климатические условия там тоже не легче, тяжелый наши публикации Дальний Восток физический труд также будет присутствовать. Это не прогулка туда и обратно. Но ничего не останавливало наших энтузиастов и романтиков. Что же толкало людей на столь опасный для здоровья шаг? Не секрет, что люди старших поколений любят ругать молодежь. Это закон жизни. Некоторые говорят, что это признак старости. Когда началось строительство БАМа, мне на тот момент было девятнадцать лет. О нас тоже плохо говорили старшие. Это были родители, педагоги, соседи, знакомые. Нам говорили, что мы — потерянное поколение. Ведь мы не участвовали в революции, в Гражданской и Великой Отечественной войнах, мы не строили ДнепроГЭС и Магнитку, мы не были стахановцами. Мы маменькины сынки. Мы пришли на все готовое. Мальчиков ругали за длинные прически, за брюки «клеш». Девочек — за челки, яркий макияж, короткие платья. Однако именно это поколение и построило БАМ. Что же влекло их туда, на эту легендарную стройку? 1. Большую роль сыграло обращение Л. И. Брежнева на XVII съезде комсомола с призывом достроить, наконец, БАМ. Брежнев сделал много для страны, в частности это шло от того, что он был сторонником идей Маркса — Ленина — Сталина. После хрущевской оттепели вновь стали возвращаться идеи труда и дисциплины на рабочих местах. По телевидению стали показывать советские фильмы, в которых воспевалась романтика труда, трудовых подвигов и повседневной неустанной работы рядовых граждан. Это такие фильмы, как «Встречный», «Светлый путь», «Комсомольск», «Весна на Заречной улице», «Высота», «Большая семья», «Добровольцы», «Большая руда», «Коммунист» и другие. В театрах ставились драматические спектакли на производственные темы, такие как «Сталевары» Г. Бокарева. Эти произведения очень часто показывали по телевидению в те годы. Человек труда стал главным объектом отображения в искусстве. Проповедовали также коллективизм. Это стало генеральной линией в искусстве тех лет. 2. Однако, с другой стороны, многие молодые люди испытывали неудовлетворенность от окружающей жизни в те годы. Они чувствовали некоторые «застойные» явления в жизни и деятельности комсомола. Им казалось, что комсомол вовсе не нужен, что он находится в кризисе, и было непонятно, какую роль выполняет эта организация в данное время. Разочарованность посещала многих. К этим политическим недомолвкам добавлялся и растущий острый дефицит товаров. Семидесятые годы — это было одно из самых противоречивых десятилетий в истории страны. Многие из современных людей вспоминают это время как «золотое». Но не те, которых коснулось, например, преследование инакомыслия. Академик А. Сахаров писал в те годы: «Возникло кастовое, глубоко циничное и, как я считаю, больное общество, в котором правят два принципа: «блат» и житейская квазимудрость, выражающаяся словами — «стену лбом не прошибешь». Но под этой застывшей поверхностью скрывается массовая жестокость, беззаконие». Нужна была новая идея, новая форма работы с населением, новая система. А точнее, людям нужен был глоток свежего воздуха. Отъезд на БАМ означал выход из затянувшегося кризиса. Это был вызов сложившейся в стране ситуации неопределенности и недоговоренности. Незадолго до описываемых событий отмечалось 55-летие ВЛКСМ. К этой дате был создан телевизионный шестисерийный фильм киностудии имени А. Довженко «Как закалялась сталь» по одноименному роману Николая Островского. Главную роль Павки Корчагина в нем сыграл молодой артист Владимир Конкин. Своим талантом, красотой, обаянием, мастерством перевоплощения он заставил учащенно биться сердца в унисон многомиллионной армии телезрителей. В этом чаще всего и заключается сила искусства. Слава, обрушившаяся на Конкина, была заслуженной и повсеместной. И не случайно он стал делегатом XVII съезда ВЛКСМ. 3. Каждый человек подсознательно ощущал, что он в числе других может и должен построить «узкоколейку», как это было в знаменитом фильме. И даже более комфортабельное сооружение. А что? Мы же тоже не лыком шиты. Тем более, что сейчас, в семидесятые годы, жизнь более комфортная, не такая, как в двадцатые. По крайней мере, голода нет. А почему бы не прогуляться? Вот и садились в поезда и ту-ту. 4. О БАМе много говорили, много писали, велась пропаганда этой стройки, этого события. Проводились митинги. Писались песни. Их писали многие, начиная от маститых композиторов до местных и самодеятельных. Наши хабаровские композиторы не были в стороне от волнующей всех темы. Песни о БАМе писали хабаровские композиторы Ю. Владимиров, Б. Напреев, В. Поздняков, Н. Менцер. Очень популярна была в те годы молодежная песня «Зеленые куртки». Ее написал хабаровский композитор Б. Напреев на слова хабаровского поэта В. Шульжика. Ее пела вся страна. Она была негласным гимном стройотрядовцев. Хабаровский композитор Н. Менцер во время Великой Отечественной войны был интернирован в район будущего БАМа — Верхнебуреинский район, на станцию Ургал. Там он много работал как композитор, увлекся фольклором малых народностей Приамурья, знал все или почти все о прежнем строительстве железной дороги, проходившей в тех местах, наблюдал это строительство и то, как потом «разбирали» дорогу, и, конечно, он посвятил стройке века немало музыкальных строк. А известный хабаровский композитор, бард Матвей Журавлев, автор популярной песни о Хабаровске «Вдоль Амура белым парусом», даже одно время жил на БАМе, в поселке Сулук, и работал там художественным руководителем Дома культуры. 5. В семидесятые годы было модно сочинять песни и петь их под гитару. В 1964 году была впервые исполнена песня «За туманом» автором-исполнителем Ю. Кукиным. Она стала неофициальным гимном геологов и туристов. За запахом тайги ехали и бамовцы в 1974 году. Тем более, что на БАМе пению под гитару было отведено почетное место. Многие ехали с гитарами. И даже проводились фестивали и конкурсы авторской песни среди бамовцев. А. Пахмутова и Н. Добронравов написали в 1976 году песню «Яростный стройотряд», передающую это настроение и атмосферу комсомольских строек. Особенно она производила впечатление в исполнении А. Градского, также как и песня в его же исполнении «Как молоды мы были». Радостный строй гитар. Яростный стройотряд. Словно степной пожар, Песен костры горят. Все это привело к признанию новой комсомольской стройки модной. Она приобрела образ некоего «идола» того времени и притягивала своей стихийной силой. Она притягивала также своим авторитетом, влиятельностью. Многих манила возможность познакомиться на БАМе и создать семью. Возникла МОДА на БАМ, которая стала всеобщей, безграничной, поголовной и повсеместной. А мода — мощная движущая сила прогресса. Как правило, люди узнавали о БАМе из газет, из передач по радио и телевидению, но, надо сказать, что многие узнавали о нем по песням. О БАМе сложено множество песен. Некоторые косвенно передавали атмосферу комсомольских строек по всей стране. Это вышеперечисленные песни и такие, как «Мой адрес Советский Союз». Она была написана незадолго до начала строительства БАМа Д. Тухмановым и поэтом В. Харитоновым к 50-летию СССР. Или песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «До отправленья поезда осталось пять минут». «Багульник» В. Шаинского и поэта И. Морозова. В этих песнях конкретно не говорится о БАМе, но это подразумевается, и эти песни пелись на БАМе. Надо отметить, что песни о БАМе были разнохарактерными, разножанровыми и разноплановыми. Исполнялись они и коллективами, и солистами. Некоторые песни о БАМе, как видно, были написаны на скорую руку, видно, что авторам надо было их скорее где-то представить. Но многие песни явились действительно прямым отражением жизни на БАМе и попадали в самую точку в этом отношении. «Бамовский вальс» С. Туликова и поэта М. Пляцковского — одна из самых знаменитых бамовских песен. Эта мелодичная красивая песня напрямую рассказывает о жизни и быте бамовцев: Не беда, что сапоги выглядят немодно, Но зато среди тайги танцевать в них можно. Особенную известность она получила после исполнения ее ансамблем «Самоцветы». Молодые голоса пленяют нас чарующей, едва заметной «хрипотцой» и придыханиями. Такое впечатление, что это поют те самые ребята с БАМа, которые провели ночь с гитарой у костра. Исполнение превосходное. Не случайно с этой песней ансамбль выступал на фестивале «Песня года» и имел большой успех. Песня «Строим БАМ», музыка З. Бинкина на слова В. Петрова, «Дорога железная» В. Шаинского и Л. Ошанина — также известнейшие песни о БАМе. Самой же известной, пожалуй, была песня «Слышишь, время гудит БАМ». Авторами этого шедевра были композитор О. Фельцман и поэт Р. Рождественский (даже такие маститые авторы были причастны к комсомольской стройке и, конечно, имели неподдельный успех). Она впервые была исполнена на фестивале «Песня года» в 1974 году. К исполнению были привлечены лучшие исполнительские силы страны. Вот и эту песню исполнял М. Магомаев. Это было сильно, убедительно и грандиозно. Особенно впечатляет она в исполнении хора с солистами. Слышишь, время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам. Слышишь, время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! Это колокол наших сердец молодых. Но эти песни не были официозом. Не было в них ни парадности, ни ложного пафоса, ни показного величия. Не отличались они и внешним лоском. Они были не просто по-настоящему красивы по мелодике и гармоничны, они были написаны от души. А это самое главное. Стоит отметить, что практически все песни о БАМе написаны в миноре. Ведь многие музыканты считают, что минор полнее передает душу, человеческие чувства и эмоции. Среди песен о БАМе есть песни-размышления, есть лирические песни, есть маршевые, есть такие, которые передают дорожное настроение под стук колес. Но все они заряжали энергией и ритмом стройки. Эти песни также сыграли определенную роль в притяжении молодежи на БАМ. Это была особая планета со своей музыкой. На БАМ стекались лучшие силы от музыки. Были певцы И. Кобзон, Л. Лещенко, В. Толкунова, Л. Сенчина, Н. Чепрага, В. Ободзинский, С. Захаров. Скрипачи В. Спиваков и И. Фролов. Певцы Б. Штоколов и Ю. Гуляев, артисты Большого театра СССР. Балалаечник-виртуоз М. Рожков. И, конечно, на БАМе побывали многие ВИА — вокально-инструментальные ансамбли. В первую очередь это «Самоцветы» и «Пламя». Побывал на БАМе и знаменитый в то время американский эстрадный певец Дин Рид. Он был очень популярен в СССР и часто приезжал в нашу страну. Участвовал в «Голубых огоньках» и многочисленных концертах, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1985 году. Пластинки с записями песен в его исполнении выпускались миллионными тиражами, особенно популярны были «Иерихон», «Белла чао», «Элизабет». И вот Рид на БАМе. В программе «Время» по телевидению показали, как его стоя приветствуют слушатели. Когда его провожала огромная толпа народа, он сказал по-русски слова в эфир: «Я люблю мир и дружбу». Надо отметить, что выступления Дина Рида сопровождал белорусский ансамбль «Верасы», который в то время еще не был никому известен в СССР. Рид очень хвалил молодых музыкантов, и, благодаря пребыванию на БАМе и Риду, этот ансамбль приобрел большую популярность в дальнейшем. В те годы был организован фестиваль «Огни магистрали». Он проходил с 1976 по 1986 год. Десять лет. Самый первый фестиваль прошел в Благовещенске. Затем к этому движению присоединились города, расположенные вблизи БАМа. Это Хабаровск, Иркутск, Чегдомын, а также города и поселки самой трассы. Сюда стекались лучшие силы страны — поэты, писатели, музыканты, певцы. Приезжали и коллективы. Симфонические оркестры, камерные ансамбли. Надо сказать, что наш Дальневосточный симфонический оркестр под управлением В. Тица постоянно выезжал на БАМ, а также и камерный ансамбль «Серенада» дирижер также возил на Всесоюзную стройку. Другие наши хабаровские коллективы — Музыкальный театр и ансамбль «Дальний Восток», созданный в 1977 году в связи с началом строительства БАМа, также не оставались в стороне от общего дела. БАМ постепенно становился культурным центром страны. Музыка на БАМе и о БАМе завораживала всех людей, причастных к этой знаменитой стройке. Людям городов хотелось ходить на концерты этих фестивалей, хотелось также и поехать туда, в гущу событий, в пекло работы, посмотреть, что там, и вкусить звуки любой музыки, будь то удар молота о наковальню, образно говоря, или звуки скрипки. Но не всех брали на БАМ, не всех. Комсомольские вожаки сначала каждого претендента на рабочее место опрашивали и исследовали. Спрашивали о партийности, убеждениях, о семейном положении, о прежней работе и т.д. Одна женщина рассказывала, что она жила недалеко от тех мест, где начиналась стройка, в поселке Звездный Иркутской области. Ей на тот момент было двадцать лет. Узнав о том, что строится БАМ, она собрала сумку и пошла пешком к бамовцам. Шла двое суток. Ночевала в каком-то зимовье, а когда добралась до места, ей отказали. Сказали, нет комсомольской путевки. Три дня она ходила по инстанциям. Тогда ее все-таки взяли. Так и живет там уже пятьдесят лет. Всех притягивала стройка. Но не у всех была возможность туда поехать. И стать строителем. По разным причинам. Это могла быть учеба, отработка по распределению после учебы, семья, престарелые родители, отсутствие работы по специальности на БАМе. Но для таких была «лазейка» — быть хотя бы косвенно причастным к модной и престижной стройке. «Примазаться», так сказать. С легкой руки Брежнева в семидесятые годы были возрождены так называемые агитбригады. Был такой жанр в двадцатые годы. Это были бригады, состоящие из нескольких человек, которые, выступая на сцене, произносят лозунги, поют, танцуют, выполняют строевые движения, различные акробатические пирамиды, разыгрывают шутливые сценки. Это объединение агитбригад в те далекие годы называлось «Синяя блуза». Этот чисто самодеятельный жанр зародился в производственных коллективах и играл роль движущей силы. Так как, высмеивая недостатки, вызывая улыбку и смех, агитбригада поднимала дух и настроение трудового человека и заставляла его по-новому, со стороны, взглянуть на себя и на свою работу. В семидесятые годы возродился этот забытый жанр, и стали проводиться смотры агитбригад по всей стране. Говорили даже, что агитбригады возродили специально для бамовцев. Так как этот жанр был доступен любому человеку. Для того чтобы вступить в агитбригаду, не надо было обладать никакими особыми данными. Не обязательны были и профессиональные артистические навыки. Здесь не было ограничений ни по возрасту, ни по статусу. Чаще всего темой и содержанием выступлений агитбригад было освещение жизни, быта и трудовых будней строителей БАМа. И, конечно, звучали песни в исполнении самих артистов агитбригад. Выступления чаще всего проходили под аккомпанемент баяна. При хорошей постановке дела, талантливых руководителях, заинтересованности самих участников агитбригады можно было добиться почти профессионального уровня этих выступлений. Мне довелось поучаствовать в сельской агитбригаде, побывать по этой линии во многих городах и видеть теплый прием слушателей. Именно в этих коллективах рождалась настоящая дружба и коллективное творчество. В конце семидесятых мне довелось несколько раз побывать на БАМе в составе концертной бригады Хабаровской краевой филармонии в качестве пианистки. БАМ только начинал строиться, и по Хабаровскому краю проходил его Восточный участок. Из Хабаровска мы обычно ехали поездом или летели на самолете до поселка Чегдомын. Это районный центр Верхнебуреинского района. Это была база, где мы отдыхали, ночевали, иногда выступали, но чаще сразу по приезду нас везли по трудным дорогам прямо на стройплощадки. Однажды был такой случай. Нас вез шофер через непроходимую тайгу. Это был невысокого роста молдаванин с гривой черных волос. Он оказался на редкость разговорчивым открытым парнем и, как я заметила, интеллектуально развитым с ярким богатым лексиконом. Одним словом, балагур и весельчак. Я тогда еще подумала: «Вот что значит с Запада». Он рассказывал анекдоты, забавные истории и подчеркивал, что без юмора и без музыки на БАМе невозможно выжить, и хорошо, что вы приехали. Кроме этого он раскрыл нам всю «подноготную» о БАМе. Он, например, сказал, что многие бамовцы считают, что здесь нет никакого героизма в работе на стройке. Это обыкновенная работа, как они считали. Та планка, которую они себе устанавливали, была не выше той, которая была у них на прежней работе. По поводу романтики они говорили, что это только «мираж». Вдали от этих мест, там, где растут пальмы, все видится по-другому. Люди, выросшие в теплых краях, не знают таких условий — они не знают жизни в суровом климате на необжитых местах, когда летом комары, а зимой стужа. Им кажется, что поехать на БАМ — это романтично и интересно. На самом же деле жизнь на вечной мерзлоте без элементарных удобств не романтична, здесь никакой романтики не ощущается. Наоборот, ощущаются серые однообразные будни и постоянная работа. А еще он рассказал, что многие едут сюда только за длинным рублем, а не за романтикой, не «за туманом», как пелось в песне. Ведь не секрет, что средняя зарплата на БАМе составляла семьсот-семьсот пятьдесят рублей в отличие от городов средней полосы страны, где зарабатывали в среднем сто-сто двадцать. Многие хотели здесь заработать на автомобиль, получить сертификат на него и подкопить денег на кооперативную квартиру. Здесь было особое снабжение, бамовское, как говорили. Не случайно судачили и о том, что знаменитости ехали, якобы, за дубленками. Кроме этого, «подбрасывалось» кое-что в бамовских магазинах в пору тотального дефицита. И действительно, зайдя в магазин, мы увидели, что на прилавках свободно лежат куры, гуси, утки, мясные и овощные консервы, болгарский кетчуп и вожделенная сгущенка! А еще молодой человек не без юмора рассказал, что на БАМе существовал сухой закон. Но недопустимость продажи спиртного в магазинах зоны БАМа, подчеркивал он, — не метод ликвидации пьянства. Бамовцы всегда могут поехать в любой городок или райцентр, находящийся рядом, и там купить все, что им надо. Людей тоже можно понять, может у них свадьба или день рождения. А еще мы узнали, что на БАМе трудились не только комсомольцы. На самые тяжелые участки, такие как Восточный участок, были брошены железнодорожные войска. Возникали новые поселки, а значит, и строились детские сады, ясли, школы, в том числе и музыкальные. Положительным моментом в том, что БАМ строили военнослужащие, было то, что у большинства из них жены были с музыкальным образованием. Это были пианистки, окончившие лучшие консерватории страны: Московскую, Ленинградскую, Одесскую. Они внесли дух творчества и подняли базу музыкальных школ и школ искусств на высоту. Если вспомнить фразу «музыка нас связала», можно с уверенностью сказать: люди на БАМе объединялись, влюблялись, создавали семьи. Возникали театральные студии, Дома и Дворцы культуры, новые музыкальные школы и школы искусств. БАМ был не только объектом строительства, но и подарил стране высокую культуру. В ходе строительства на БАМ съезжались люди из всех республик СССР. Новый Ургал строила Украина, Алонку — молдаване. Таджикистан строил станцию Солони, новосибирцы — Постышево (поселок Березовый), а хабаровчане строили станцию Сулук, поэтому мы так долго на ней и задержались. В нашей концертной бригаде работали известные в Хабаровском крае артисты: мастер художественного слова Ирина Никифорова, скрипач Александр Фарбер, виолончелист Михаил Володин, вокалисты Валерий Иванов, Алла Ленских, Раиса Бондаренко. Программы наших концертов отличались разнообразием. В основном это были музыкально-литературные композиции: «Память сердца», «Комсомол, я твой поэт», «О музыке серьезной и легкой». Мы исполняли классическую музыку, иногда песни советских композиторов, в частности А. Пахмутовой. А, как известно, классическая музыка полезна для здоровья. Она нормализует давление и пульс. Научно доказано. Тем более живая музыка, а не та, которая несется из магнитофонов — консервированная. Живая музыка воздействует на мозг напрямую, как укол прямо в кровь без посредничества таблетки. Такая музыка передается от сердца к сердцу. Звучали такие элитные произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусоргского, трио Д. Шостаковича, романсы П. Чайковского и С. Рахманинова, Ф. Шуберта и Р. Шумана. Также звучали стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, Ф. Тютчева А. Фета в исполнении мастеров художественного слова. В глубинке нам было приятно видеть радостные лица людей, не избалованных артистами классического жанра. Мы выступали в столовых, общежитиях, красных уголках, ленинских комнатах. Но, к сожалению, настрой фортепиано в этих учреждениях оставлял желать лучшего, были и сюрпризы. Нередко западали клавиши, была испорчена педаль. И было не так просто донести до слушателей всю глубину и красоту гениальной классической музыки. Мне рассказывали, что артисты филармоний других городов ездят на машинах по хорошим дорогам и возят с собой пианино «Петров». Но у нас же Хабаровский край! В самолет же пианино не завезти! Меня тогда часто посещала шальная мысль: а нельзя ли приспособить другой инструмент для поездок и выступлений, например синтезатор, которого тогда еще в помине не было, но который, согласно моей фантазии, должен был повиснуть на моей шее подобно лотку с пирожками. Если бы это было сейчас, мы Музыка на БАМе 215 бы, конечно, были во всеоружии. Но тогда… Однако время переделать невозможно и вспять его не повернуть. Как поется в песне: Мне не думать об этом нельзя, И не помнить об этом не вправе я, — Это наша с тобою земля, Это наша с тобой биография. Кроме того, трудности заключались еще в том, что нам приходилось кочевать с места на место по зимнему морозу. Строились поселки, нам приходилось ночевать в недостроенных зданиях, порой без крыш, света и отопления. После концертов мы обычно возвращались в свои бараки и устраивали танцы при свечах до утра, чтобы согреться, так как заснуть в таком холоде было невозможно, но нас выручала молодость и желание быть востребованным артистом. Трудности только закалили нас. Судя по тому, как нас принимали, как горели глаза у слушателей, как они приходили на наши концерты несмотря на мороз, сидели в шубах и шапках, а изо рта у них шел пар, мы поняли: мы нужны БАМу, как и БАМ нужен нам. И вот наступает новый 1979 год. Мы снова летим на БАМ. Самолет Ан-24 взмывает в воздух. Наступает утро. Светает. Я открываю тоненькую книжечку, которую успела ухватить из дома, когда спешила на самолет. Солнечные лучи пробиваются в иллюминатор, видны книжные строчки. Передо мной повесть Аркадия Гайдара, к сожалению, ныне незаслуженно забытого писателя, «Чук и Гек». Читаю. Это повесть о людях тридцатых годов, живущих в тайге у Синих гор, о людях первооткрывателях, подвижниках, прокладывающих путь к счастью, способных рассмеяться в лицо любым трудностям, неприятностям и невзгодам.
Марина ДУБИНИНА
Фото: https://www.google.com/webhp?hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjPg8KUx_uIAxUQKhAIHVUoLtgQPAgI
«Дальний Восток», № 5 сентябрь-октябрь 2024г. Российский литературный журнал г. Хабаровск |