НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА
Названы победители регионального конкурса театрального искусства Ведущие театры Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре представили спектакли, премьеры которых состоялись в ушедшем году. По словам начальника отдела искусств министерства . . . культуры края Ирины Куксовой, конкурс проводится с 1994 года. Чтобы работа профессиональных театральных коллективов оценивалась без скидки на провинциальность, в жюри по традиции приглашаются московские эксперты. На этот раз его возглавлял член комиссии Союза театральных деятелей России по критике и театроведению Глеб Ситковский. Автор рецензий, публикуемых ведущими изданиями страны, неоднократно имел отношение к определению лауреатов Национальной премии «Золотая маска» и международного фестиваля им. А.П. Чехова. В состав жюри вошли также представители альма-матер хабаровской сцены – государственного института культуры. В частности, доцент кафедры режиссуры, актерского мастерства и сценической речи Наталья Москвина и старший преподаватель кафедры театрализованных представлений и праздников Евгения Давыденко. Девять дней продолжался просмотр спектаклей, после чего были названы победители в девяти номинациях. Уместно напомнить о значении числа «девять». Нумерология связывает с ним доброжелательность и понимание. В числе отрицательных аспектов упоминается повышенная эмоциональность, однако для сценического действа она имеет скорее положительное значение. ЩУКИНСКАЯ ШКОЛА Спектаклем года признана «Пиковая дама» [12+] краевого театра драмы. В ее основе повесть А.С. Пушкина, которую отличает присутствие в сюжете мистических элементов. Хабаровчане увидели постановку в год 225-летия писателя. На афише можно прочитать уточнение в стилистике наступившего века: «Фантастический анекдот о трех картах, рассказанный очевидцами». Режиссером-постановщиком выступил приглашенный из областного драмтеатра Астрахани Алексей Матвеев. Нашим зрителям он известен по спектаклю «Ах, Платонов!» [16+] и другим спектаклям из репертуара хабаровского драматического. – Чувствуется щукинская школа – глубокая работа с материалом и актерами, – высказался о «Пиковой даме» в интерпретации астраханского режиссера Глеб Ситковский. – Немало было придумано. Но это не помешало восприятию пушкинского текста, написанного без малого два века назад. Напротив, приблизило его к нашему времени… Алексей Матвеев – выпускник театрального института им. Б.В. Щукина. Участвовал в работе творческой лаборатории Л.Е. Хейфеца, мэтра советской и российской сцены. Лучшей мужской ролью жюри назвало работу Дениса Гелязендинова, сыгравшего Германна, центрального персонажа «Пиковой дамы». Это была непростая актерская задача, ведь молодой дворянин, с одной стороны, умный и волевой, а с другой – азартный и безнравственный. Будучи студентом Хабаровского института культуры, Денис Гелязендинов участвовал в классических и современных постановках, которые демонстрировались на малой сцене театра драмы. После зачисления в его штат играл в спектаклях «Джейн Эйр. На краю бездны» [12+], «Калина красная» [16+] и «Женщины Сергея Есенина, или любовь хулигана» [16+]. «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЛЮДИ И КУКЛЫ Лучшей экспериментальной работой года стал спектакль «Горе от ума?» [12+] драматического театра Комсомольска-на-Амуре. Правда, с постановками этого коллектива жюри знакомилось с помощью видеозаписей: в отличие от прошлых лет поездка в индустриальную столицу края не состоялась. – Мы не увидели нюансов актерской игры и сценического пространства, что не помешало поддержать мейерхольдовский дух создателей спектакля, – констатировал Глеб Ситковский, упомянув приглашенного петербургского режиссера Павла Никитенко, поставившего классическую пьесу А.С. Грибоедова, а также комсомольского актера Игоря Веслополова, исполнившего роль Чацкого. Теоретик и практик театрального гротеска В.Э. Мейерхольд, как и его актерская система, названная биомеханикой, будто бы прописались в Комсомольске-на-Амуре и радуют пластичными движениями артистов зрителей разного возраста. Игорь Веслополов, выпускник академии искусств во Владивостоке, службу в драматическом театре Города юности начал с роли в спектакле, в основу которого положена повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» [16+]. Играл героев Шекспира, Мольера и К. Гольдони, а также Волка и других сказочных персонажей. Его работы в «Маленьких трагедиях» [12+] и «Горе от ума?» удостоены диплома жюри за актерское мастерство. Спектакль краевого театра юного зрителя «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» [16+] отмечен как лучшая режиссерская работа года. Его поставил Виталий Федоров, который с 2010 года не только сыграл множество ролей в хабаровском ТЮЗе, но и попробовал себя в режиссуре. Повесть шведского писателя Ульфа Старка о дружбе двух мальчиков и постояльца дома престарелых показалась ему настолько актуальной, что он взялся за ее инсценировку. Постановка Театра юного зрителя получила признание и в другой номинации. Выбор костюмов, оформление сцены, а также другие моменты, связанные с визуализацией спектакля и выполненные Натальей Павлишиной, признаны лучшей работой художника. Диплом жюри конкурса за оригинальное решение русской классики присужден краевому театру кукол за спектакль «Мертвые души» [12+]. Его поставил по одноименной поэме Н.В. Гоголя петербургский режиссер Давид Бурман, сумевший трансформировать сотни страниц текста в сценическое действо продолжительностью менее полутора часов, действующими лицами которого являются актеры и куклы. Василий Прасков – актер театра кукол, сыгравший роли помещика Собакевича, Селифана, кучера Чичикова, а также Черта, который общается как с покупателем, так и с продавцами мертвых душ, – отмечен за лучшую мужскую роль второго плана. Две награды – в копилке музыкального театра. И обе за балет «Метель» [12+], созданный по одноименной повести А.С. Пушкина с использованием музыки Г.В. Свиридова. За лучшую работу постановщика-балетмейстера отмечен Андрей Крылов, к слову, ставший без малого 10 лет назад первым заслуженным артистом Хабаровского края. По решению жюри за лучшую женскую роль поощрены две актрисы. Это Мария Бондаренко, сыгравшая Анфису Громову в спектакле ТЮЗа «Вдовий пароход» [16+], и Владилена Капрова, которая в постановке «Оскар и розовая Дама» [16+] театра «Триада» перевоплотилась в мальчика, страдающего неизлечимым заболеванием. – Есть дистанция между актрисой и подростком. И такой материал – всегда испытание, которое под силу не каждой исполнительнице. Спасибо Владилене Капровой за это перевоплощение! – сказал Глеб Ситковский. Лучшей женской ролью второго плана названа работа Татьяны Гогольковой в спектакле «Вдовий пароход». Заслуженная артистка России с без малого полувековым стажем работы в театре юного зрителя сыграла Капитолину Гущину. Надеждой сцены признан артист краевого театра драмы Артем Казаков – за исполнение роли своего тезки в спектакле «Весы» [18+]. Выпускник Хабаровского института культуры участвовал в «Недоросле» [12+], «Гранатовом браслете» [12+] и других постановках театра драмы. ПОЛВЕКА ХАБАРОВСКОЙ ПАНТОМИМЫ Дипломом губернатора «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края» отмечен руководитель «Триады» Вадим Гогольков. Его детище – единственный на Дальнем Востоке профессиональный театр пантомимы – начиналось с любительской студии, созданной полвека назад и сразу поразившей зрителей пластической драмой и клоунадой. Глеб Ситковский назвал Вадима Гоголькова подвижником. Сколько ипостасей вместило в себя творчество мэтра хабаровского сцены!.. Он и худрук, и директор, и режиссер, и педагог. – Каждый из шести краевых театров живет, развивается и экспериментирует, – этими словами подвела итоги конкурса Наталья Москвина.
Михаил КАРПАЧ Фото минкультуры края и театра драмы
Газета «Приамурские ведомости», № 10 (8450) 2025 года г. Хабаровск |