ПО СИСТЕМЕ КАБАЛЕВСКОГО…

О чем переписывались московский композитор и хабаровский учитель из школы №34

Дмитрий Кабалевский – классик едва ли не всех жанров советской музыки, трижды лауреат Сталинской премии, Герой соцтруда. Возможно, и вам его песни «Школьные годы чудесные…», «То березка, то рябина…»  . . .

запомнились своей мелодичностью еще с уроков пения. Инесса Зизина, поменявшая педагогическую стезю на музейную, нашла доказательства особого расположения столичного композитора к Хабаровскому краю. Дмитрий Кабалевский был знаком с учителем из Хабаровска Дмитрием Бауманом – они переписывались в 1960-х годах.                                                                    

ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ                                                                        

Школа №34 (ныне лицей инновационных технологий), в которой преподавал биологию Бауман, располагалась на улице Гоголя, за лестницей, которая ведет к главной площади города и края. Дмитрий Эдуардович устроился туда в 1953 году и проработал там четверть века.                                                        

– Он был немолод. В Великую Отечественную защищал Ленинград, получил тяжелое ранение. Его неординарность поражала, – вспоминала Елизавета Ивановна Драчева, ставшая позднее директором упомянутого учебного заведения.                                                               

Заядлый шахматист, Бауман увлек игрой всех – от учеников до учителей. В педагогических чтениях, проводимых Министерством просвещения РСФСР, завоевывал дипломы, выступая с рискованными по тому времени темами. То формулировал задачи генетики, то размышлял о воспитании музыкального вкуса. Он создал школьное симфоническое общество – как оказалось, первое в СССР.                                                       

– Старшеклассники вместе с ним слушали записанные на пластинки сочинения Рахманинова и Шуберта, Прокофьева и Шопена, других композиторов. Члены симфонического общества выступали с докладами о жизни и творчестве выдающихся музыкантов. И разумеется, ходили на концерты классической музыки. Причем без всякого нажима, только потому, что перед ними был пример учителя, – рассказывала Инесса Зизина.                                                               

Когда Дмитрий Кабалевский прилетел в Хабаровск, его уведомили об этом школьном симфоническом обществе. Мэтр был приятно удивлен, что старшеклассники изучают не только Баха и Глинку, но и его произведения.

Он пригласил на свое выступление членов общества вместе с учителем, встретился с ними в непринужденной обстановке, говорил сам и слушал их.                                                                  

Что из сказанного Дмитрием Борисовичем записали в дневнике симфонического общества участники встречи, состоявшейся более полувека назад? «Музыка – это не просто развлечение, не добавление, не «гарнир» к жизни, а важная часть самой жизни. Жизни в целом и жизни каждого человека».                                                              

…ДРУЖЕСКИ ВАШ Д. КАБАЛЕВСКИЙ                                                                    

С того времени и завязалась переписка. «Москва, 8 сентября 1960 года. Дорогие друзья! Я часто и всегда с удовольствием вспоминаю о знакомстве с вашим обществом, беседах с вами, его участниками. И не только вспоминаю, но и рассказываю о том, какой хороший пример любви и интереса к серьезной, хорошей музыке подает ваша школа всем советским школьникам. Посылаю вам кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский», оперу Бородина «Князь Игорь» и все шестнадцать Славянских танцев Дворжака. Д. Кабалевский».                                                               

«Москва, 14 января 1961 года. Дорогие мои друзья, спасибо вам за новогоднее поздравление и хорошие пожелания. Я тоже, хоть и с опозданием, от всей души желаю вам в новом году всего самого лучшего: отличных успехов во всех ваших занятиях, радости, счастья. И конечно, самых больших успехов я желаю вашему обществу, всем его ученикам и Дмитрию Эдуардовичу – вашему энергичному руководителю и старшему другу.                                                              

Дорогие друзья, еще раз шлю вам мои самые лучшие пожелания. И знайте: меня всегда будут радовать ваши письма. С искренним дружеским приветом Д. Кабалевский».                                                              

«Москва, 9 января 1966 года. Членам симфонического общества, президенту общества Лене Тумановой. Дорогие друзья! Дорогая Лена!.. В последнем вашем письме меня особенно порадовали слова о том, что и после окончания школы вы останетесь такими же друзьями симфонической музыки, какими стали в школьные годы, и о том, как слушали Восьмую симфонию Шостаковича. Этот концерт был, конечно, нелегким. И то, что почувствовали самое главное – глубокую трагедийную содержательность этой симфонии, показывает, что вы уже многому научились. Напишите мне, посылал ли я вам пластинки с записью о музыке И. Нестьева [искусствовед и педагог Израиль Нестьев]. Если не посылал, попытаюсь достать их и пришлю вам… Д. Кабалевский».                                                                  

«Москва, 5 ноября 1968 года. …Новая опера сочинена. Наконец-то я могу сообщить вам ее название: «Сестры». Сейчас я оркеструю. Первая постановка состоится в нынешнем сезоне в Перми и, надеюсь, в Ленинграде. Вот и все мои новости. Самая трудная задача предстоит мне в декабре: на IV Всероссийском съезде композиторов мне придется делать доклад о музыкальном воспитании. Трудно! Не знаю, как справлюсь! Шлю всем и, конечно, Дмитрию Эдуардовичу самый большой дружеский привет и самые добрые пожелания. Поздравляю вас с наступающим праздником Великого Октября. Дружески ваш Д. Кабалевский».                                                      

В Хабаровск приехал Оскар Фельцман, автор песен «Ландыши», «Манжерок», «Рулатэ». Однако в школе №34, где композитор выступал по просьбе Дмитрия Кабалевского, звучала серьезная музыка. Он с вдохновением исполнял ее, а потом интересовался, как поняли ребята его фортепианный концерт.                                                        

 – Выпускники школы стали вожаками студенческой молодежи, которая разделяла их увлечение классическим репертуаром. Елену Туманову хорошо знали в педагогическом институте, Людмилу Андрееву – в медицинском. Хабаровское землячество Московского госуниверситета стремилось не пропускать симфонических концертов в столице, – продолжала Инесса Викторовна.                                                                

ТАЛАНТ ВО ВСЕМ                                                                   

Первый раз девятиклассники по предложению учителя биологии слушали классику 22 января 1957 года. Это была Шестая симфония Чайковского. Выбор Дмитрия Эдуардовича вряд ли случаен. В его биографии есть белые пятна. С 16 лет он воевал за советскую власть, а чем занимался после – неизвестно. С 1938-го учительствовал в Кур-Урмийском районе, позже упраздненном. Теперь это левобережье Амура в Хабаровском районе.                                                               

С первых недель Великой Отечественной Бауман на фронте. После ранения в 1942 году вернулся в Кур-Урмийский район, где встретил Победу. В Хабаровске он появился в 1953 году.                                                    

– О своей жизни он не рассказывал, – отмечала кандидат медицинских наук Фаина Жарская. – Это был талантливый во всем человек. Он серьезно изучал гипноз и решался на практические опыты…                                                       

Школьное симфоническое общество по рекомендации Баумана слушало Рахманинова, покинувшего Советскую Россию в 1917 году, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, обвиненных в «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Кстати, переписывался с Дмитрием Эдуардовичем и пианист Святослав Рихтер…

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 49 (8387) - 2023 года

г. Хабаровск