ПОП-АРТ. БЕРИНГ. УЗЕЛКИ

Ночь музеев в Дальневосточном художественном: сплетение времен и культур

На парадной лестнице хабаровчан и гостей города встречает директор ДВХМ Наталия Толстая. Поздравление с международным днем музеев она завершает пожеланием приходить на выставки . . .

и экскурсии, мастер-классы и викторины не раз в год – во время традиционной акции, а регулярно.                                                                    

Под звуки хабаровской группы Skogenvard, играющей фолк и вариации на тему средневековой музыки, посетители растекаются по залам ДВХМ. Звучание волынки, флейты, скрипки, старинное одеяние парней и девчат, как и внутренний облик здания, которое является памятником архитектуры, вызывают трепет.                                                                 

С первых минут местом притяжения становится салон русского искусства, в котором демонстрируются работы Карла Брюллова, Зинаиды Серебряковой и других художников конца XIX – начала ХХ века из фондов Приморской картинной галереи. Собравшиеся на мастер-класс изготавливают книжные закладки и прочие бумажные поделки. Павел Барсуков и Илья Текин рисуют портреты у импровизированной кофейни.                                                                  

ВСЕ ЖАНРЫ, КРОМЕ СКУЧНОГО                                                                      

Выставочный зал с картинами и скульптурами Александра Реутова, самородка из Амурска (см. «ПВ» №19), на этот раз занимает его дочь, выпускница худграфа, создательница арт-группы «Самовар». Она показывает, как в танце рождается картина.                                                                       

На паркете голубой холст размером с ковер. По бокам расставлены емкости с красками. Включается музыка для фитнеса, и Анастасия Реутова начинает танцевать, изящными движениями ног опрокидывая краску, рассредоточивая лужицы, перемешивая цвета. Это шоу, в ходе которого формируется полотно в стилистике поп-арта – абстрактного импрессионизма, создающего не образы реальности, а плоды бессознательной активности.                                                                      

«Цветы над Хабаровском» – так назвала свое творение Анастасия. Возможно, с космического корабля бульвары и площади краевой столицы выглядят как взаимопроникновение форм и красок. Для художницы, предпочитающей классическую живопись и графику, рисование ногами под музыку в Ночь музеев – не более чем эксперимент. Хотя у абстрактного импрессионизма есть свои поклонники, как и рынок сбыта непривычных для российской провинции композиций.                                                                  

Поп-арт уступает место авангарду. Звучит музыка к пьесе «Ошибка смерти» Велимира Хлебникова, написанная Иваном Вышнеградским и Артуром Лурье – современниками одного из основоположников футуризма. Исполнители узнаваемы – это цвет хабаровской симфонической сцены: пианист Владимир Будников, флейтистка Инна Смирнова и кларнетист Станислав Никоненко. По замыслу композиторов традиционные инструменты дополняет метроном – прибор, ударами отсчитывающий промежутки времени. Музыкальные эпизоды величественны и поразительны, как и само творчество Велимира Хлебникова.                                                              

Там же, в выставочном зале, литературно-музыкальную композицию о Марии Каллас представляют завкафедрой концертмейстерского мастерства краевого колледжа искусств Татьяна Заварзина, завкафедрой вокального искусства того же учебного заведения Надежда Галанина и руководитель студии Solo muzika Виктория Заремская.                                                                       

Все трое – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Аплодисментами встречают арию Джильды из оперы «Риголетто» и другие классические партии, исполненные три четверти века назад Марией Каллас, которую называли богиней пения.                                                                     

КИНО И ЖИЗНЬ                                                                     

Айны, считающиеся самым древним народом Юго-Восточной Азии, присутствуют на Ночи музеев в двух ипостасях. Прежде всего они – персонажи акварелей японского художника Бедзана Хирасавы, жившего среди айнов в середине XIX века. Его картины приобретали английские и российские мореплаватели.                                                               

– На первой из 12 акварелей мы видим, как айны выталкивают медведицу из берлоги и забирают детеныша, – поясняет научный сотрудник ДВХМ Антон Ковальчук. – Медвежонка растят, чтобы принести в жертву высшим силам. Это происходит на празднике, который изображен на соседней акварели…                                                                     

Современные айны – в центре повествования членов Союза кинематографистов РФ Альберта и Анны Самойловых. Они известны документальными лентами о Дальнем Востоке и его подвижниках.                                                                        

– Алексей Накамура, руководитель камчатской общины, добивается причисления айнов к коренным малочисленным народам Севера, – рассказывает после демонстрации кинокартин Альберт Самойлов, лауреат премии губернатора Хабаровского края. – Со статусом КМНС предоставляется государственная поддержка для проведения национальных праздников, книгоиздания на родном языке, рыбной ловли, наконец. Как мы убедились при работе над фильмами, айны имеют льготы в Японии, но не в России…                                                                          

ЧЕМ ПАХНЕТ ПАЛУБА                                                                     

Каждый входящий в зал выставки «Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга» видит красную стену с растиражированным портретом, знакомым по школьным учебникам. Не все знают, что широколицый человек – родственник мореплавателя датского происхождения, но не он сам.                                                              

– Эта стена – как преодоление на пути к истине, – говорит экскурсовод Ирина Волочкова. – Мы ощущаем, как дует ветер, как качается и пахнет палуба…                                                                   

Это достигается с помощью спецэффектов. Впрочем, и экспонатов хватает. Собачья упряжь и рыболовные снасти аборигенов соседствуют со скелетом головы морской коровы – млекопитающего, вес которого измерялся тоннами. Животное спасло от голода участников Второй Камчатской экспедиции, перенесших кораблекрушение. Правда, средство от цинги на необитаемом острове отыскать не удалось.                                                                            

Прикасаешься к крестикам в завершающем пространстве экспозиции – и верится, что души погибших и умерших ощущают твое участие. Под занавес ХХ века могилы на острове были исследованы. На основе останков легендарного мореплавателя восстановили его внешний облик, что подтверждает бюст, мимо которого без волнения не пройти.                                                                

– Мне кажется, Беринг похож на Суворова. Осунувшееся лицо, волевой взгляд, – говорит экскурсовод.                                                                       

РОДОСЛОВНАЯ НА ИНСТАЛЛЯЦИИ                                                                            

Получаешь короткую серую веревочку. И привязываешь к ней красные нити. За маму и папу, бабушку и дедушку.                                                                     

– Когда-то существовало узелковое письмо. Инки, коренные жители Америки, называли его кипу. Есть сведения, что им пользовались и народы Амура, – уточняет Антон Калиниченко, актер и режиссер.                                                                      

В 1930–1950-е годы узелками записывали увиденное и услышанное, чтобы после освобождения из неволи перенести на бумагу. Об этом вспоминал Асир Сандлер, ведущий из агитбригады «Дальстроя», сочинитель песен и реприз. Он был знаком с Николаем Заболоцким, отбывавшим срок на сталинском БАМе и посвятившим своей жене пронзительные строки, ставшие песней: «Очарована, околдована, с ветром в поле когда-то повенчана…» Изданная после реабилитации книга Асира Сандлера называлась «Узелки на память».                                                                     

– Я вспомнил еще одного деда!.. – с воодушевлением сообщает Антону Калиниченко немолодой, но энергичный мужчина.                                                                  

С инсталляции в форме кустарника, у которого вместо стеблей и веток веревочки и нити, а зелень уступила место листочкам с фамилиями, снимается написанное некоторое время назад. Мужчина собственноручно вносит дополнение в родословную, после чего листочек возвращается в инсталляцию.                                                                        

– Завязывая узелки, мы начинаем вспоминать, – замечает Антон Калиниченко.                                                                          

Не все знают что-либо о родителях бабушек и дедушек. Правда, в Ночь музеев один из посетителей ДВХМ легко и просто написал имена пяти поколений своего рода. Всем бы так!..

 

Михаил КАРПАЧ

Фото ДВМХ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 21 (8410) - 2024 года

г. Хабаровск