Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе

"Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры". (Вильям Шекспир)

Мы все играем те иль иные роли,
И забываем, кто мы есть сейчас…
Мы примеряем миллионы масок.
Хотим казаться лучше, чем мы есть.
И забываем, что казаться мало.
И забываем, в чём же смысл весь…

Сорвать все маски, отыскать себя,
И становиться лучше, не казаться!
Стараться жить по-доброму, любя —
Вот жизни суть, что стала забываться!

(Ирина Артлис)  

отрывок из стихотворения «Суть жизни».

   Все мы, рождаясь на свет, познаем этот мир через игру. Игра — основной вид деятельности ребёнка. По мнению Д.Б. Эльконина  «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения».

   На сегодняшний день актуален вопрос развития всесторонней и гармонично развитой личности, а этот вопрос напрямую связан с воспитательным и образовательным процессами в стенах образовательной организации.  В августе 2021 года, Президент России Владимир Путин подписал Поручение, касающееся возрождения школьных театров. К исполнению поручения подключились федеральные и региональные министерства просвещения и культуры. Сейчас в стране реализуется Всероссийский проект «Школьная классика». В рамках данного проекта предусмотрено создание школьных театров, которое осуществляется посредством взаимодействия профессиональных театров и образовательных организаций. Таким образом, внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения, а также реформа современной системы образования приводят к тому, что в педагогике появляются тенденции, связанные с формированием творческой, свободной, самобытной личности, способной самостоятельно осуществлять профессиональный и социально-нравственный выбор. 

   В связи с этим, возрастает роль  транслятора культуры, духовно-нравственных ценностей человека, который личностно включается в профессию, обладает широким  кругозором, владеет инновационными образовательными технологиями, несет в себе привлекательный для обучающихся гуманистический потенциал образовательного процесса.  

   Именно таким транслятором  становится педагог, который занимается театрализованной деятельностью с детьми.

  Чтобы понять, насколько важна  театральная деятельность в педагогическом процессе, нам  необходимо рассмотреть сущность понятий «Педагогический процесс» и «Театральная деятельность».

   Педагогический процесс целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и само изменения ребенка,  в результате активной жизнедеятельности,  при ведущей и направляющей роли воспитателей.  

   Сущность реализации педагогического процесса заключается в его целостности и непрерывности, кроме того, для успешности его реализации, необходимо соблюдения ряда принципов.

   В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

6. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

7. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

8. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

9. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них:

·       Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

·       Принцип демократизации образования  заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования.

        Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

1. Создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);

2. Взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;

3. Организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;

4. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

5. Введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;

6. Создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

   Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители, и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

·         Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но  и специфике окружающей среды, в которой живет, учится и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

·         поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;

·         организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

·         быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;

·         опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся

 

·                                 Принцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

   Выявленные физиологические закономерности говорят, что органы зрения человека «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. При этом, информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительной перекодировки и запечатляется в памяти человека достаточно легко, быстро и прочно.

   Театрализованная деятельность - рассматривается как специфический вид художественно-творческой деятельности, участники которой осваивают доступные средства сценического искусства, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.

    Реализуя Поручение Президента, сегодня каждая школа и образовательное учреждение должны использовать театрализованную деятельность, в том числе, и для реализации педагогического процесса.   Безусловно,  метод театрализации  требует  времени и особой подготовки как со стороны педагога, так и со стороны ребенка, но, безусловно имеет ряд преимуществ и  несет в себе огромную пользу для развития личности ребенка.

   Вот лишь некоторые задачи, которые решает театрализованная деятельность:

·                                 Познавательное развитие. Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих театр, наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц). 

·                                 Социальное развитие. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности, воспитание у ребёнка уважения к себе, развитие эмоций, воспитание этически ценных способов общения. 

·                                 Речевое развитие. Содействие развитию монологической и диалогической речи, обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами, овладению выразительными средствами общения. 

·                                 Эстетическое развитие. Приобщение к литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа, обучение самостоятельному нахождению приёмов изображения. 

·                                 Развитие движений. Согласование действий и речи, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа, выразительность исполнения. 

   Театрализованная деятельность затрагивает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что помогает построить весь педагогический процесс.

   Школьная театральная педагогика - это    форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности сохранения и развития культуры, развитию и активизации творческого потенциала личности - обладает мощным воздействием на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности, отождествляющей себя единым и неразрывным целым с родной культурой, принимающей в первую очередь общечеловеческие и нравственные ценности и историческое наследие родной страны.   

   Театральная педагогика накопила большой опыт в обучении и воспитании творческой личности актера: её способность к творческому мышлению, импровизации, эмоциональности, а также формирование процессов восприятия, воображения, внимания.  Оказавшись на  сцене, дети совершают путешествие во времени, они делают массу новых личных, социально значимых, этических открытий.   Знание на время театрализованной игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.  Ведь просто прочитать произведение бывает недостаточно, совсем другое дело, когда дети проживают сюжет произведения посредством лицедейства.   Когда дети инсценируют какое-то произведение с одноклассниками, они переживают разные эмоции. Дети оказываются способными ставить себя на место других, думать, анализировать, как бы они поступили в сложившейся ситуации, переживать события, которые происходят в произведении, глубже проникают в суть.

   Театрализованная деятельность создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребенка способами – движением, мимикой, интонацией, жестом. Доминирующим элементом театрализованной деятельности является образ героя, что дает ребенку возможность осуществлять выбор того или иного поведения. Воспринимая, проигрывая образ персонажа, ребенок впитывает его мысли и состояния, способы поведения, изображает жизнь героя; в его сознании начинает складываться модель собственного действия, поведения, образа жизни. Театрализованная деятельность является формой «проживания» ребенком различных ситуаций, выражения своего отношения к ним, выявления и обозначения их смысла в символической форме. В процессе осуществления моделирования, символизации у детей познавательные способности, воображение

   Театральная деятельность в школе - универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств в одной образной системе, урочную и внеурочную деятельность школьника, благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора деятельности, выбора себя в искусстве, формирования универсальных способностей, интегрированных качеств личности и её социализации. Каждый ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же, как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом.

 

Лукьяница Н.А. – педагог-организатор МАУ ЦРН «ЕДИНСТВО»  

г. Хабаровск