ТРИ ЖИЗНИ КИРИЛЛА ПАРТЫКИ

Он сменил несколько профессий и остался с нами в своих книгах

Кирилл Партыка носил погоны и пистолет в кобуре. Но чаще являлся перед нами лишь во всеоружии своего сердца.                                                                            

Он ушел, но остались его книги, стихи, песни, наполненные сюжетами из жизни оперуполномоченного по особо тяжким преступлениям, начальника отделения милиции Эльбана и главного специалиста Регионального управления наркоконтроля РФ по Хабаровскому краю.                                                                              

ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?!                                                                                

Кирилл Александрович Партыка появился на свет в 1953 году в Хабаровске.                                                                             

В городе, где я рожден,

Жил один моряк-пижон.

Он о жизни нам травил,

Про одну из субмарин.

Эту песню из репертуара The Beatles Кирилл Партыка пел в школе, которую окончил с тройкой по поведению. Он не бил стекол, не срывал уроков, но был исключен из пионеров. Ходить строем, петь хором пионерские песни юный бунтарь не хотел. Он являлся отличником, но при этом оставался белой вороной. Был силен физически, но никогда никого не обижал.                                                                        

Кирилл любил рок с детства – точеные риффы, качающие барабаны и, конечно, вольный дикий голос. Для него эта музыка символизировала протест и свободу.                                                                  

То было время лирики, добра и света. Агрессия в комплект не входила. Душа пела, распирала грудь и рвалась наружу.                                                                          

Патлатый парень в рубахе с петухами и брюках-клеш пользовался у студенток филфака Хабаровского пединститута большой популярностью. Коренастый крепыш с хриплым голосом тут же создал рок-группу. В наборе из 100 человек было только шестеро парней. На песни у Партыки времени уходило больше, чем на учебу. На третьем курсе он женился, перевелся на заочное отделение и пошел работать в сельскую школу.                                                                     

СЛУЖБА ДНИ И НОЧИ                                                                          

Его университетами стали редакции газет, в которые он отправлялся в поисках хлеба насущного. Длинные волосы и расклешенные штаны Партыки были как красная тряпка для редакторов.                                                                         

Его взяли в газету Амурского пароходства «Речник Амура», в которой Кирилл с треском провалил задание – подготовить репортаж о передовике производства. Своего героя он нашел вдрызг пьяным и написал разоблачительный фельетон.                                                                         

Дальше был Хабаровский завод «Промсвязь», на котором Партыка подвизался учеником токаря. Отсюда по разнарядке райкома комсомола он получил путевку в милицию. Работал опером в Амурском ГОВД. Угрозыск закалил парня: в его служебные обязанности входили засады, задержания убийц, грабителей и хулиганья. Эту среду Партыка знал хорошо: у него было множество знакомых по обе стороны закона.                                                                            

БОРЕЦ С РЫБНОЙ МАФИЕЙ                                                                              

Кирилла Александровича до сих пор помнят в Эльбане, где он прославился тем, что поймал маньяка, который жестоко надругался над школьницей. История об этом стала сюжетом документальной повести «Черное место» [16+].                                                                             

А когда вышла его повесть «Аваллон» [16+], в которой рассказывалось об опере, боровшемся с рыбной мафией на Амуре, автора спрашивали: «Ужель такое случалось?!» Он отвечал: «Нет ни единого эпизода, которого не было бы. Это происходило на моих глазах…» Кстати, за это издание тиражом в 500 экземпляров ему заплатили… книгами в счет гонорара.                                                                              

«МЕНТ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ КАК ВАЙНЕРЫ!»                                                                           

В 1990-м Хабаровская писательская организация провела смотр-конкурс авторской песни среди… сотрудников милиции.                                                                      

Журналу «Дальний Восток» понравились стихи Партыки. В итоге там вышла целая подборка его поэзии. На хабаровском ТВ прошла передача о «поющем менте». Кирилл Александрович исполнял свои баллады на крыше Дома радио, в гуще толпы на Центральном рынке и в других мало подходящих для музицирования местах.                                                                     

Но слава пришла к нему с публикацией милицейских рассказов в газете «Тихоокеанская звезда». Однажды на одной из планерок главный редактор Сергей Торбин представил нового сотрудника: «Мент, который пишет как Вайнеры!»                                                                     

Человеком Партыка был компанейским, подкупал своей искренностью, предельной честностью. Говорил прямо вещи порой нелицеприятные.                                                                         

Газетную стезю Партыка возненавидел. Она высасывала все соки. «Мои журналистские расследования мало чем отличались от милицейских, – говорил он. – Честное слово, мне невероятно жаль те потрясающие сюжеты, которые могли бы стать основами для рассказов, повестей и даже романов, но были выхолощены под газетный стандарт и теперь, похоже, навсегда канули в Лету».                                                                         

Хабаровское издательство «Риотип» выпустило роман Кирилла Партыки «Мутант» [16+] вместе с повестью «Последний житель» [16+], которая как бы сложилась из того, что не вошло в основное произведение. Печаталась повесть и в «Дальнем Востоке», а позже попала в московский журнал «Воин».                                                                      

ЭЛЕФАНТ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ                                                                      

Есть притча о том, как несколько слепцов ощупывали слона, а потом спорили, какой он из себя. Один описал хобот, другой ухо, третий ногу, но никто так и не представил животное целиком. Кирилл Партыка был элефантом литературы и музыки.                                                                    

Свой среди чужих, чужой среди своих – таким он мне запомнился. И на милицейской службе, и среди прожженных уголовников, и среди бардов, и среди пишущей братии.                                                                       

У него было три жизни: одна – опера, вторая – музыканта, третья – самая долгая – писателя.                                                                     

Однажды он сказал: «Для того чтобы стать интеллигентом, нужно три высших образования: свое, отца и деда». Об этом говорит и свобода его произведений: писал про что хотел и как хотел, не стеснял себя ни темами, ни примерами, тасовал жанры, перепрыгивал из одной стихии в другую. Партыка был озабочен не просто поимкой преступников, а по меньшей мере проблемой мирового зла. Перечитывая сегодня рассказы Кирилла, поражаешься его предвидению и тому, какие жгучие вопросы он ставил.                                                                       

Еще один любимый им жанр – фантастика. Парадокс и мистика в произведениях Партыки переплелись так тесно, что его называли дальневосточным Стивеном Кингом. А на самом деле он был Кириллом Партыкой и никем более. Его невозможно ни с кем сравнить.                                                                

В жизни нашего героя была судьбоносная встреча с Борисом Стругацким, с которым он состоял в переписке. За книги «Злое время» [16+] и «Эпицентр» [16+] писатель дважды был удостоен литературной премии губернатора Хабаровского края. Лауреат фестивалей авторской песни Сибири и Дальнего Востока, Кирилл Партыка оставил после себя наследие, которое бродит по интернету.                                                                 

ЖИЗНЬ КАК ПЕСНЯ                                                                   

Однажды Партыка пригласил меня к себе домой, чтобы показать свою коллекцию винила. Измерял он ее не в штуках, а в метрах. Шутил: «Если поставить пластинки боком, то будет метров 10».                                                                        

Проигрывание диска было для Кирилла ритуалом. Он осторожно брал альбом, вытаскивал пластинку из конверта, рассматривал иллюстрации и вкладыши, затем бережно ставил диск на проигрыватель, подносил иглу… Настолько погружался во все это. Музыка была для него воздухом, которым он дышал.                                                                              

Вот разбилась звезда об асфальт.

Или просто осколок стекла?

Оглядись: все подделка и фальшь!

Даже бьют-то порой не со зла.

И целуют порой, не любя,

И пускают врага на постой…

Сохраню возле сердца тебя –

Неподдельной небесной звездой.

В своем духовном завещании он написал: «Я считаю, что писатель – никакой не инженер человеческих душ, не учитель, не больная совесть. Писатель – барометр общества».

 

Александр САВЧЕНКО

Фото из архива ДВГНБ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 38 (8427) 2024 года

г. Хабаровск