«Зелёные» художники

В Хабаровске существовал творческий союз, автором которого был сам Наполеон. В Гродековском музее сохранились подлинники этих работ.

3 ноября исполнится 130 лет со дня рождения Никтополиона Павловича Наумова (1891–1928), дальневосточного художника, графика, карикатуриста. Он работал в Хабаровске в начале прошлого века. Было это давным-давно – в 1918–1920 годах. И возглавлял он тогда творческий союз «Зелёная кошка».

Два Наполеона

Как самостоятельное объединение хабаровских художников «Зелёная кошка» сформировалась в конце 1918 года, а в середине 1920-х распалась. Ядро ее составляли Павел Любарский, Петр Львов, Никтополион (Ник) Наумов и Жан Плассе. В октябре 1919 года к ним присоединился, будучи проездом, один из основоположников русского футуризма Давид Бурлюк, позже, в 1920 году, эмигрировавший в Японию.

Подлинные работы участников «Зелёной кошки», книги-альбомы линогравюр (на линолеуме), образцы футуристической рукотворной книги, плакаты городского художника-графика Наумова, газеты и фотографии – все это хранится в Гродековском музее. Есть там и совершенно новые экспонаты.

Так, хабаровчанин Игорь Наумов, внучатый племянник даровитого художника-самоучки, журналиста Никтополиона Павловича Наумова, передал в дар краевому музею две его работы, нарисованные маслом, – портрет двоюродного брата, а также своего дедушки (родного брата художника) Александра.

На сегодняшний день известно немного живописных произведений Наумова, что делает их для музейного собрания, конечно, супербесценными.

Между прочим, картины Никтополиона Наумова (а внучатный племянник называет его Наполеоном!) впервые экспонировались на художественной выставке Красного поезда им. предреввоенсовета Льва Троцкого (историки его прозвали Красным Бонапартом) в 1918 году. Этот состав курсировал по фронтам Гражданской войны и в его сферу деятельности входила задача доставки подарков воинским частям, отличившимся в боях. В этом поезде и встретились два «Наполеона».

Кроме портретов Ленина и Троцкого, выполненных художником Наумовым по спецзаказу, а также портретов жены и ребенка Троцкого, «все они были переплетены красивой фантазией красок, в некоторых случаях напоминая кубизм», – пишут современные критики.

Внешняя роспись вагонов Красного поезда Троцкого также была почти вся выполнена Наумовым по собственным композициям. За исключением нескольких вагонов, которые были расписаны художником-декоратором Безменовым по указаниям Никтополиона Павловича.

Художнику Наумову также принадлежала серия «Дружеские шаржи», представленная на выставке Красного поезда, в которой «были живо схвачены наиболее характерные черты видных деятелей Дальнего Востока».

В государственном архиве Хабаровского края хранится сборник карикатур Никтополиона Наумова, в котором можно увидеть дружеские шаржи на героев Гражданской войны Серышева, Постышева, Флегонтова, партизанского поэта Георгия Отрепьева. Свои карикатуры Наумов адресовал «на память буржуям да желтым интервентам, а товарищам народоармейцам для смеху, но не на раскурку».

Наумов трагически погиб на охоте в 1928 году, накануне своего отъезда на учебу в Москву, в Высший художественно-технический институт.

Цвета глаз кошки

Искусствовед и преподаватель Российской академии художеств (кафедра русского искусства) Елена Турчинская написала целую книгу о деятельности авангардистов Дальнего Востока, рассказав в том числе о хабаровской «Зелёной кошке».

Она и объяснила такое странное название союза хабаровских художников. Оказывается, пошло оно от распространенного цвета кошачьих глаз – зелёного. Хотя в печатном виде эмблема художников зачастую была не зелёной, а чёрной! Изредка ставили экслибрис на обложках книг простой зелёнкой.

Как рассказывает Елена Турчинская, «Зелёная кошка» была небольшой группой молодых хабаровских художников – выразителей упаднической прослойки мелкобуржуазной интеллигенции, потерявших веру в добрососедские намерения Японии и в Учредительное собрание. Для одних «Зелёная кошка» была отчизной, для других – ширмой.

Хотя этот союз и был одним из многочисленных творческих собраний, существовавших в Республике Советов, создание его в Хабаровске в период распространения авангарда стало заметным явлением. Деятельность «Зелёной кошки» была многосторонней, но заключалась в основном в организации выставок «нового искусства». Кроме этого, важным делом было издание «от руки» первых художественных и поэтических сборников и изучение традиционного искусства аборигенов.

Рукодельная внешность

Основной стиль «Зелёной кошки» – печатная графика. Еще в 1905 году в Хабаровске график и издатель Василий Граженский (1883–1920, убит белогвардейцами на ст. Иман Уссурийской железной дороги) оказал большое влияние на местную литографию и творчество молодых художников. Этим и объясняется интерес хабаровских творцов больше к рисунку, линии и композиции, чем к мазку.

Своим полукустарным характером, «рукодельной внешностью», диковинными иллюстрациями книги «Зелёной кошки» резко отличались от того, что было тогда на книжном рынке. Несмотря на свою экстравагантную внешность, они имели существенное преимущество – создавались быстро и были дешевы в изготовлении. Плохая печать, серые листы оберточной бумаги, «так и хочется завернуть селедочку...»

Сегодня до нас в целости и сохранности дошло всего шесть книг-альбомов линогравюр художников «Зелёной кошки»: «Тетрадь офортов», «Трое», «Проститутка», «Чию Алтай кыжы», «Жертвоприношение» и повесть Арсения Несмелова «Тихвин». Первые две включают в себя произведения Плассе, Любарского, Наумова и Львова. Автором альбома линогравюр «Проститутка», сборника древних рисунков с алтайской жертвенной посуды «Чию Алтай кыжы» и книги «Тихвин» является Любарский, а «Жертвоприношения» – Наумов.

Константин Пронякин,

«Приамурские ведомости», №40-2021

 

На фото:

1. Наумов

2. Зеленая кошка

3. Каталог «Зелёной кошки», 1919

4. Манифест художников

5. Любарский. Женский портрет, 1919

6. Наумов. Старое и новое – Два мира, 1925

7. Хабаровск – ключ Приморья! 1922

8. Хабаровск, 1919