Смертоносные ланцеты врачей и цирюльников

Человеческая кровь издавна считалась сакральной жидкостью, и потому церемонию братания либо усыновления у разных народов часто сопровождал обряд «смешивания крови». Вот как выглядит это на картине венгерского историка, археолога и художника Ласло Дьюлы:

Об этом можно прочитать и в скандинавской саге об Орваре Одде, где сообщается, что бывшие противники соединили наконечники окровавленных копий так, что стекающая кровь образовала большую лужу – и их силы слились воедино.

Кровью скреплялись важные договоры. Геродот утверждает, что вступавшие в соглашение скифы наносили себе раны и пили кровь, смешанную с вином – причём, не только заключившие договор, но также и свидетели. У персов, согласно этому же автору, свидетель заострённым камнем наносил раны на ладонях клянущихся и вытягивал из их одежды по нити, затем кровью обмазывал семь камней, положенных между принёсшими клятву. Тацит в «Анналах» утверждает, что германские вожди, заключая договор, соединяли руки, прокалывали кожу на больших пальцах и слизывали выступившую кровь.

Плутарх пишет о клятве Тарквиния Гордого на крови и внутренностях человека, принесённого в жертву, Саллюстий – о том, что Катилина и его сообщники, заключая соглашение, пили кровь и вино.

Кровь рассматривалась и как источник жизненных сил. У некоторых авторов можно прочитать, что в Древнем Риме старики выбегали на арену, чтобы выпить глоток свежей крови убитых гладиаторов. Уверяют, что и в XV веке римский папа Иннокентий VIII (предшественник знаменитого Александра Борджиа) пил кровь мальчиков, которую покупал по дукату за порцию. Уже умирающему Иннокентию пытались перелить кровь трёх юношей, но в итоге умерли все четверо: папа Иннокентий от старости, юноши – от «изнурения».

Венгерской графине Эльжбет Батори приписывают купания (с целью омоложения) в крови девственниц.

На этом фоне кажется особенно странным, что на протяжении веков и даже тысячелетий люди верили в благотворность кровопусканий и пытались лечить ими практически все болезни. Известно, что кровопускание практиковалось индейцами доколумбовой Америки, некоторыми африканскими племенами, аборигенами Суматры. Правда, возможно, производились они всё же не с целью лечения, а в качестве ритуального действия.

А вот в Египте кровопускание с помощью медицинских инструментов применялось ещё за 2 тысячи лет до н. э. Кроме того, в гробнице одного из фараонов 18-й династии (1567-1308 годы до н. э.) найдено изображение лекаря, который ставит на темя правителя пиявку.

Гуморальная теория Гиппократа

«Научно обосновал» кровопускание в лечебных целях «отец медицины» Гиппократ, который в V веке до н. э. сформулировал знаменитую «гуморальную теорию» всех болезней; она считалась актуальной и в XIX столетии. Гиппократ утверждал, что причиной любой болезни является нарушение баланса между четырьмя жидкостями (гуморами) организма – кровью, флегмой или слизью, жёлтой желчью и чёрной желчью. Эти гуморы были соотнесены с четырьмя стихиями (огонь, вода, земля и воздух) и с движением известных тогда небесных светил.

В настоящее время многие знают, что эта теория позволила выделить четыре основных темперамента и разделить людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Однако это был лишь частный вывод. Главный же состоял в том, что причиной всех болезней является нарушение баланса этих гуморов. И целью медицины было объявлено восстановление их баланса. Действенным методом считалось очищение кишечника, и потому одним из главных инструментов лекарей вплоть до середины XIX века был клистир (от греческого слова klyste – «промывать»), либо сменившая его резиновая грушевидная клизма. Для промываний использовалась не только вода. Ещё римский врач Цельс, живший во времена императора Марка Аврелия, в своей книге «О медицине» давал такие рекомендации:

«Если расстройство из длительных, следует вводить в задний проход либо тёплую кашу из перловой крупы, либо молоко, либо измельченный жир, либо костный мозг оленя, либо оливковое или розовое масло с маслом коровьим, либо сырой белок яйца, либо отвар льняного семени.»

В средние века в прямую кишку вводили лимонный сок, даже уксус, а порой и такие экзотические «препараты», как желчь голодного хряка. А в середине XVIII века придумали табачную дымовую клизму. Большим «фанатом» клистиров был, например, Людовик XIV: «Королю-Солнце» их ставили чуть ли не ежедневно. Воздействовать на гуморы пытались также слабительными, рвотными и мочегонными средствами.

Но главным гумором была объявлена именно кровь. Если она была слишком горячей, говорили об избытке огненного начала. Это предположение послужило обоснованием для применения кровопусканий при лечении всевозможных «горячек» и лихорадок: они якобы позволяли «проветрить жилы» и «охладить разгорячённое тело». Слишком холодная кровь свидетельствовала об избытке в организме воды, слишком вязкая – об избытке земли, слишком жидкая – об избытке воздуха. Любые спонтанные кровотечения считались признаком избытка крови – не только носовые или из геморроидальных узлов, но и менструальные. И потому логичным казалось предположение, что организму следует помочь избавиться от этой «лишней» или «дурной» крови. Но Гиппократ рекомендовал совершать кровопускания также при простуде, болях в животе и метеоризме, при потере речи, «водянке» (отёках) с кашлем, опухолях яичек, при гангрене и черепно-мозговых травмах.

Учение Гиппократа развил Гален, который рекомендовал проводить кровопускание при мигрени и апоплексических ударах (инсульты) и утверждал, что кровопускание из вен, расположенных за ушами, полезно при головокружениях, а из височных артерий – при болезнях глаз.

В своих мемуарах Джакомо Казанова рассказывает о лечении кровопусканиями девушки, страдающей аменореей. Девушка была необычайно красива, а кожа у неё была белой как мрамор. Как вы понимаете, «лечение» не помогало: при глубокой анемии организм экономит каждую каплю крови, какие тут могут быть месячные. Однако Казанова ни на секунду не усомнился в целесообразности такой «терапии».

Аль-хиджам

Кровопускание популяризировал и пророк Мухаммед. В одном из хадисов (предания о его жизни) говорится, будто ангелы сказали ему:

«Прикажи членам своей общины делать кровопускание!»

В арабских странах прижился древний метод капиллярного кровопускания, называемый хиджамой (в буквальном переводе – «высасывание»). На определённые точки тела больного ставят банки, откачивают воздух, а затем, убрав банки, делают небольшие разрезы на коже.

Эта процедура до сих пор проводится в частных клиниках – и в России, и за рубежом. Утверждается, что хиджама помогает омолодить организм, вывести шлаки и токсины, поднять иммунитет. Впрочем, возможно, вы слышали такое же мнение об официальном донорстве.

С ланцетом наперевес

В Европе для «отворения жил» использовали ланцеты (от латинского lancea – «легкое копье», «пика») – предшественники современных скальпелей.

С точки зрения современной медицины, кровопускание может быть полезно лишь при выраженном и резком повышении артериального давления (гипертоническим кризе) – при условии, что человек явно находится в предынсультном состоянии, а под рукой нет ни одного лекарственного препарата. Однако составители всевозможных «Стандартов оказания медицинской помощи» вряд ли одобрят такую самодеятельность. Но в средние века были составлены схемы человеческого тела с отметками, где следует «отворять вены» при том или ином заболевании.

В «Салернском кодексе здоровья», написанном в XIV столетии Арнольдом из Виллановы, десять глав (92-102) посвящены флеботомии, то есть кровопусканию.

Живший в XVIII столетии достаточно известный шотландский врач Джон Хантер, который считается одним из основоположников современной хирургии, рекомендовал кровопускания даже при лечении гонореи и оспы.

Испанский философ и писатель XVII века Грасиан-и-Моралес Бальтасар пишет в книге «Критикон»:

«Слыша столь различные мнения, больной говорил:
– Буду придерживаться афоризма: «Если из четырёх врачей трое пропишут клизму, а один нет, не делай клизмы».
Лекари небесные возражали:
– Но есть и другой афоризм: «Если из четырёх врачей трое не велят отворять кровь, а один велит, пусти себе кровь».»

Популярная в США и западной Европе американская писательница Кэтлин Морган в книге «Колдовская любовь» приводит вполне достоверное мнение средневекового доктора:

«Это общепринятая практика, – запротестовал лекарь. – Если вы не позволяете мне отворить ему кровь, я не могу ручаться за его выздоровление.»

Медиков, которые отказывались «пускать кровь», называли шарлатанами, а порой даже подвергали уголовному преследованию. Известно, что уже в 1829 году четырёх докторов – Тринкса, Вольфа, Ломана и Гельвига – обвинили в смерти больного, страдавшего от воспаления лёгких на том основании, что они не назначили ему кровопускания.

В Европе имелись сторонники деривативного кровопускания, утверждавшие, что флеботомию следует делать в зоне болезни, и ревульсивного, которые «отворяли кровь» «зеркально» – в области, отдалённой от зоны поражения.

Появились и скарификаторы – инструменты для нанесения множественных ран, имевшие до 12 лезвий.

Поскольку дипломированных медиков не хватало, «пускать кровь» стали также цирюльники, а потом и банщики – по одной из версий, отсюда и ведёт происхождение выражение «кровавая баня». В художественных произведениях мы то и дело читаем, что кому-то из героев либо врач, либо цирюльник «отворил кровь». Даже и в романе Стивенсона «Остров сокровищ», который впервые был напечатан в одном из детских журналов в 1881-1882 гг., доктор Ливси без раздумий делает Билли Бонсу кровопускание, признавая при этом, что изрядно ослабил своего пациента и тому теперь как минимум неделю будет не до скандалов.


Мы помним, что движение гуморов в организме соотносилось с движением небесных тел. И потому по звёздам стали определять благоприятное время для кровопусканий, постановки клизм, изготовления и приёма лекарств. В результате стали «отворять кровь» с профилактической целью – просто потому, что наступало подходящее время. После кровопускания человек не чувствовал улучшения состояния – напротив, он слабел и ему становилось хуже. Однако люди почему-то упорно и добровольно подвергали себя этой процедуре, и даже платили за неё деньги. Крестьяне же часто приходили для кровопусканий в монастыри, где эту процедуру обычно делали бесплатно. Здесь имелись специалисты, которые эту процедуру делали не хуже, чем доктора или цирюльники. Дело в том, что в монастырях издавна существовала традиция регулярного кровопускания. Дело дошло до того, что в X веке французский король Людовик V Ленивый (последний монарх династии Каролингов) издал эдикт, запрещающий монахам делать кровопускание чаще четырёх раз в год. Этот монарший указ был дружно проигнорирован. Вот что можно прочитать в книге Лео Мулена (бельгийский историк и социолог):

«Картезианцы Дижона производили кровопускание в пасхальную октаву, после праздника святого Петра, во вторую неделю сентября, за неделю до первого воскресенья Рождественского поста и за неделю до первого из трёх воскресений до Великого поста. Четыре раза в год кровопускание делали августинцы, доминиканцы, кармелиты и монахи Бурсфельда; три раза – камальдолийцы, пять раз – викторинцы Парижа, премонстранты и каноники Арруэз, двенадцать раз — в других конгрегациях.»

Известно, что в английском аббатстве Бертон в начале XIII века было особое «место, окружённое рвом, которое использовалось для восстановления монахов, подвергнувшихся кровопусканию».

Доктор Йельского университета Мэри Йол сообщает:

«От четырёх до десяти раз в год средневековый монах мог просить разрешения на кровопускание. После получения «лицензии на истечение крови», монах переобувался в ночные туфли и шёл в лазарет, где разрезание вены послужит началом его трёхдневного освобождения от монашеских служб.»

Любопытно, что оплата услуг хоть дипломированного медика, хоть деревенского цирюльника обычно зависела от количества крови, выпущенной из вен пациента во время очередной процедуры. И потому просто пугает запись, сохранившаяся в одном из российских архивов:

«1744. Апреля 7 дня, Ее Императорское Величество (Елизавета Петровна) изволила пускать из руки кровь. Оную кровь пущал действительный тайный советник Ее Величества первый лейб-медикус господин Лесток... Ее Императорское Величество изволила пожаловать господину лейб-медикусу за благополучное пущение Ее Императорскому Величеству крови того 7 числа Апреля, пять тысяч рублев.»

Какое же количество крови «выпустил» Лесток «из руки» своей пациентки? Впрочем, свою кровь монархи всегда ценили гораздо выше прочей.

Королю Людовику XIII только за десять последних месяцев его жизни процедуру кровопускания проводили 47 раз. А ещё этому королю не менее 4-5 раз в неделю ставили клистиры – и это не считая постоянного приёма слабительных и рвотных средств. Неудивительно, что он умер в возрасте 42 лет.

Совсем уж дикой кажется практика кровопусканий у детей, однако лейб-медик Людовика XIV Гюи Патэн утверждает:

«Не проходит дня в Париже, когда мы не прописывали бы пускать кровь у грудных детей.»

 

Автор: Рыжов В. А.

 

На фото:

1-2. Обряд «смешивания крови»

3. Олицетворение четырёх гуморов, немецкая гравюра, 1460-1470 гг.

4. Средневековая миниатюра с изображением врача, осматривающего мочу пациента

5.  Bloodletting

6. Схема кровопускания аль-Хиджам

7. Ланцеты

8. Точки, рекомендованные для флеботомии, 1517 г.

9. Набор инструментов для флеботомии, 1666 г.

10. На этой гравюре мы видим приготовившуюся к постановке клистира графиню де Лафонтен. Надо сказать, что это одно из самых приличных изображений. На прочих – сплошной натурализм, никаких комплексов и даже малейших признаков стыдливости

 

https://topwar.ru/history/