ГДЕ ОБИТАЕТ СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Александр Савченко собрал легенды и предания о тайнах приамурской тайги

Вновь и вновь оживают легенды о Калгаме и Пуймуре, живущих где-то в окрестностях сел Верхний Нерген и Манома, о черных великанах, обитающих в болотах озера Удыль.

Не дают покоя и снежные люди. Чем дальше человек забирается в лес, тем чаще сталкивается с мистикой и необъяснимыми явлениями.                                                                           

Так, житель села Иннокентьевка Юрий Бельды долго не решался рассказать о встрече с таинственным человеком.                                                                      

–  Я видел Калгаму на заброшенных сенокосах. Человек стоял, скрестив руки, и, наклонившись вперед, наблюдал за мной. Он весь был покрыт коричневой шерстью. Запомнились густая грива волос на голове и большие оттопыренные уши. И сам не верю, что столкнулся с этим человеком-зверем нос к носу…                                                                        

А лесник из поселка Маго Александр Макаров, обходя урочище Медвежье, записал вот что: – Из-за ближайшей сопки поднялось мохнатое существо. Оно было рядом – метрах в семи-восьми. Изза дерева была видна только верхняя половина его тела. Длинные руки-лапы скрещены на груди. Рост не менее двух с половиной метров, все тело покрыто темно-бурой шерстью. Лоб низкий, нахмуренный. Затылок заострен, голова как котел, шеи не видно. Несколько секунд мы смотрели друг другу в глаза. Взгляд его был исподлобья…                                                                      

«НЕ МЕДВЕДЬ, А ОБЕЗЬЯНА!»                                                                     

Школьный учитель и путешественник Михаил Соломатин из Комсомольска-на-Амуре сначала принял неизвестное существо за медведя.                                                                  

– Потом, приглядевшись, я разобрал, что медведь, покрытый рыжей шерстью, которая клочьями свисала по бокам, – вовсе не медведь. Высокое сутуловатое существо с длинными болтающимися руками прыжками, легко взобралось на гору, ломая кусты… – говорил он, отдышавшись.                                                             

В районе им. Лазо житель села Полетного Николай Шошин пошел на рыбалку и там встретил лешего.                                                             

– Я тогда на Хору карася ловил, – вспоминал он. – Смотрю, идет кто-то. На двух ногах идет, как человек. Ростом за два метра. Я в избу зашел, гляжу: а на сковороде карася нет! Все сожрал! Только шерсти пучки остались. Колбаса и сгущенка тоже пропали. Об одном жалею, что шерсть не собрал, чтобы отдать на анализ. А след в два раза больше моей ноги. А может, он по деревьям скакал? И если это человек, то где его вторая нога? Ну не на одной же он прыгал? А река? Так он обходить не стал, а прямо по ней пошел на другой берег.                                                                   

Еще Шошин обнаружил конструкцию из веток и палок: кто-то сгибал и скручивал ветви, втыкал жерди в землю. Кто и зачем соорудил это?                                                            

Не стоит, однако, полагать, что снежные люди обитают только в глухих лесах. Жительница Хабаровска Светлана Абросимова занималась работой на дачном участке на Хехцире, как вдруг услышала сзади какой-то шорох. Обернувшись, женщина остолбенела.                                                              –

Из кустов вылезло страшилище! Существо шагнуло в ее сторону и остановилось, встретившись с ней пронизывающим взглядом.                                                                    

КАЛДЯМА – У УЛЬЧЕЙ, КАЛУ – У ЭВЕНКОВ                                                                  

Можно по-разному относиться к этим сообщениям. Городской житель усмехнется. Человек, близкий к дикой природе, – задумается.                                                                

О том, что снежный человек существует, известно из эпоса коренных малочисленных народов Севера. В их легендах рассказывается о Калгаме. Он – хозяин гор, скал и рек, ведающий пушным зверем и рыбой. Существо, поросшее шерстью, с маленькими глазами, неизвестно откуда появляющееся и невесть куда пропадающее.                                                                       

У орочей йети называется Кагдяму, у ульчей – Калдяма, у эвенков – Калу. У Калгама есть сумки, в которых хранятся шерстинки – души зверей и птиц. Заполучить их – мечта аборигенов-охотников.                                                                       

Сегодня собраны многочисленные «улики», оставленные снежным человеком: оттиски следов, отпечатки пальцев, фотографии, кинокадры и т.д.                                                                       

В числе наиболее интересных – рассказ Маршала Советского Союза П.С. Рыбалко о том, что во время боев с японцами на Халхин-Голе в 1939 году он несколько суток вез в обозе такое существо. Имеется свидетельство чекиста генерал-майора А.С. Барышева: мол, после одной из операций против бандитов в Аяне он видел «странный труп». «У него на затылке что-то вроде пучка, как у женщины». Между тем в трудах по антропологии встречается понятие «шиньонообразный затылок» («шиньон» в переводе с французского означает «пучок волос»). Именно такой затылок был у неандертальца.                                                                     

ТАЙНА ГОРЫ МЭКЭ                                                                     

Об урочище под названием Тигровый Дом в Нанайском районе ходят легенды среди аборигенов. В окрестностях горы Мэкэ и сегодня пропадают люди. О местности, где с незапамятных времен обитают амурские тигры, известно с середины XIX века – из сообщений ботаника Максимовича. Священную для нанайцев гору с нескрываемым восхищением описывал В.К. Арсеньев в своей повести «Сквозь тайгу».                                                               

Но самое интересное узнаем из легенды, записанной тоже Владимиром Клавдиевичем. В ней упоминается о лунных ночах, о дьявольских тенях, что носятся в снежном тумане, о душераздирающих криках черного человека, появляющегося на глазах у людей, словно из-под земли, а также о зверях, которые приходят из тайги сюда умирать. А далее говорится о том, что гора Мэкэ является обиталищем злых духов Амба Чжугдыни, что в переводе с нанайского означает «Чертово жилище».                                                                    

СЕМЬЯ ИЗ ДЕСЯТИ СКАЛ…

С тех пор прошел целый век. От кедровников остались лишь пни – результат ударных лесозаготовок. Однако, несмотря на освоение этих мест человеком, миф о духе горы Мэкэ настолько живуч, что до сих пор будоражит умы людей. Каждый нанаец, придя сюда, обязательно совершит обряд – оставит хозяину горы угощение.                                                                  

– Может быть, мне удастся увидеть хозяина священных скал? – решил однажды посетить гору Мэкэ любитель экстремального туризма хабаровчанин Виктор Попов.                                                                 

Прежде чем отправиться в поход, он засел за карты и труды по географии Дальнего Востока и пришел к выводу, что область, именуемая отрогами западного Сихотэ-Алиня, практически не исследована учеными. Последний раз геологическую съемку здесь проводили в 1970-х годах. А когда ему в руки попали арсеньевские координаты Тигрового Дома, он без колебаний отправился в путь.                                                                

До заповедного места через горные перевалы ему пришлось добираться лесовозными дорогами, на попутках. А затем 30 км пешком по нехоженым тропам и замерзшим ключам – до охотничьего зимовья. Оттуда до конечной цели рукой подать.                                                                   

– Я навсегда запомнил день, когда увидел Мэкэ, – говорил Попов. – Это потрясающее зрелище! Представьте себе горы, которые упираются неприступными стенами в небо. Вместо семи каменных изваяний, о которых упоминал Арсеньев, Виктор Попов увидел целую семью из десяти скал в форме куполов и башен с отвесными стенами.                                                                  

Сравнив горные образования Дальнего Востока, хабаровчанин выдвинул гипотезу: Тигровый Дом расположен в центре круга диаметром 30 км. Откуда он? Некогда система кольцевых хребтов Сихотэ-Алиня представляла собой единый вал, а сейчас он расчленен реками Мухен, Нельта, Пилями, Пихца и Хор. Таких горных колец в Хабаровском крае всего 20, включая Шантарские острова. Их особенность заключается в том, что они находятся в непосредственной близости от разлома земной коры – в зоне «великого огненного кольца».

Почему это урочище облюбовали тигры? Потому что Мэкэ – единственное место, где они чувствуют себя в безопасности.

 

Александр САВЧЕНКО

Фото автора и Виктора Попов

 

Газета «Приамурские ведомости», № 12 (8401) - 2024 года

г. Хабаровск