И ВСЕ ИЗ БРОНЗЫ
Знаменитый мастер из Хабаровска отмечает 90 лет Анатолий Яскевич – инженер-механик, литейщик. Его скульптурные композиции можно встретить не только на каминных полках частных ценителей искусства, но и в художественном музее. Штампованные сувениры завода «Дальдизель» периода 1970-х годов, к которым Яскевич . . . тоже приложил руку, есть практически у любого дальневосточника, кто увлекался в то время бронзовыми вещицами. Так что Анатолий Павлович – довольно известный в городе и крае человек. 19 июля у него юбилей! Яскевич – почетный гражданин Хабаровска (2003), заслуженный металлург Российской Федерации (2000), ученый муж – профессор Тихоокеанского госуниверситета (он до сих пор преподает там технологию художественного литья), интеллигент. При этом Анатолий Павлович прост и доступен в общении, охотно делится с журналистами своими жизненными наблюдениями, рассказывает о работе и увлечениях. Когда-то он был начальником литейного цеха завода «Дальдизель», рабочим от Бога – таких редко встретишь. Эта последняя регалия, наверное, и является главенствующей, пассионарной колеей всей его жизни. О творческом труде давайте и поговорим в юбилей Анатолия Яскевича. МЕТАЛЛ БУДЕТ «ЛЕГКИМ» Знаменитый 24-килограммовый бронзовый медведь работы Яскевича, словно сошедший с герба Хабаровска, стал штучным и одновременно официальным сувениром Дальнего Востока. – Непросто отлить из бронзы зверя за полчаса. Здесь должно присутствовать особое чувство чистоты и одухотворенности, тогда и металл будет «легким». Прежде всего надо отдать должное скульптору Максиму Ананенко, который и слепил из глины именитого медведя – в движении, вставшего на дыбы. А я уже по копиру отлил его в бронзе, – рассказывает Анатолий Павлович. – Да, кто-то называет меня мастером. Но я с этим не согласен. Ведь я не придумываю композиции, а копирую их. Уже созданные великими мастерами-литейщиками произведения искусства пробую воспроизвести заново. Это и называется художественным литьем. Металлом Яскевич занимается давно. В 1954-м году он пришел на хабаровский завод-гигант «Дальдизель». В те годы предприятиям Советского Союза спускали разнарядку: делать сувениры. Вот заводчане и решили, что пусть литейный цех занимается плавкой. В 1960-м на полках промтоварных магазинов Хабаровска появился первый сувенир – бронзовый футболист. Затем были Царь-пушка (уменьшенная копия), пепельница с собачкой, литой якорь. Поделки пользовались популярностью в народе (посмотрите: может, и у вас в доме затерялась бронзовая фигурка Яскевича?). – Но это так, одно баловство, не требующее мастерства, знаний металла, литья, штучной работы, – уточняет Анатолий Павлович. Эта штамповка Яскевичу скоро наскучила. Ему хотелось чего-то большего, эпохального, красивого – для души, для сердца. Так и появилась в 1982-м году скульптура «Святослав». Все… ахнули! До чего тонкая работа и точная копия. А мастер не остановился на достигнутом. Увлекся. Появились новые работы, копии с оригиналов «Царский сокольничий XVIII века», «Россия», клодтовский конь. И все из бронзы. Отливал Яскевич и памятники в Хабаровске: «Арсенальцы», «Черный тюльпан», бюст Малиновского. СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО А как Яскевич пришел к бронзе, к литью? Совершенно случайно. После десятилетки мечтал стать спортсменом, занимался многими дисциплинами. Еще была попытка начать военную карьеру. Поступал в Иркутское авиационное училище – неудачно. Призвали в армию, на срочную службу. После демобилизации Анатолия пригласили преподавать физическую культуру ребятам в его же родной школе. Так получилось, что в тот день вместо школы попал Яскевич в литейный цех завода «Дальдизель». Подводить товарищей было неудобно – остался. Пошел на самую вредную, тяжелую работу: формовщиком в литейный цех, на конвейер. Через год с предприятия сбежал. Уволился и думал, что никакие пути-дорожки не приведут туда снова. В 1956-м поступил в техникум, на отделение механической обработки металлов. Но надо же было такому случиться, что у факультета через год сменился профиль: стали готовить специалистов горячей обработки металлов и бронзы. И вот судьба опять столкнула Яскевича с литейным производством. Ну что, после техникума… на «Дальдизель». Мастером-технологом, затем начальником литейного цеха с коллективом в 5 тыс. человек. Прикипел душой к заводу, здесь и остался. Разумеется, в жизни приходилось многому учиться, осваивать новые технологии (к примеру, литье под давлением тяжело давалось), перенимать опыт других заводов. Без отрыва от производства получать высшее образование, защищать научные диссертации. – И конечно, если бы не увлечение, страсть к художественному литью, давно бы все бросил. Ведь порывался не раз покинуть горячий цех, но… останавливался. А как же мои герои? – вспоминает Яскевич. СЕКРЕТ ОТЛИВКИ И вот новое увлечение Анатолия Павловича – колокола! – В колокольном литье главное – секрет отливки. Это целая наука, со своими особенностями. Вам никто не расскажет технологию. Даже на заводах, специализирующихся на этом. Работают там в основном семьями, поэтому и передают секреты из уст в уста. Да это и раньше так было. А когда в Москве в 1812 году случился пожар, выгорело много архивов колокольных дел мастеров. Древние тонкости ремесла чуть не утеряли навек. Сейчас известно более 500 фамилий известных литейщиков. Благодаря их сохранившимся документам и возродилось производство колоколов в России, – говорит Анатолий Павлович. Чтобы отлить церковный музыкальный инструмент, надо не только технологию знать, но и быть духовно готовым к такой ответственной работе. И хотя Анатолий Павлович некрещеный и неверующий, колокол ему удался. Видно, у каждого в душе свой бог. Иначе как без веры, без надежды на лучшее? Свой колокол Яскевич сделал несколько десятилетий назад. Весит он 3,5 пуда. Это бронзовый сплав, с тягучим, светлым звоном. Сам мастер рассказывает, что литье колоколов изучал по книжкам. Пришлось засесть за химию, поучить теорию кристаллизации. Известно, что в древней Руси колокола от сильного звона часто раскалывались. Яскевич выяснил, что тогда в бронзу вкладывали олово (для звона) на глаз. А требовалась определенная пропорция. Узнали ее, когда открыли теорию ионных соединений. Оказалось, что следует добавлять до 20% олова. Если будет больше – сплав станет хрупким, как стекло, и при детонации звука рассыплется... А теперь Анатолий Яскевич мечтает о создании в Хабаровске школы своего мастерства. О возвращении городу ажурных парковых оград, об украшении скверов и аллей со скамьями классической вязью узоров. О появлении в современных интерьерах произведений художественного литья и о возрождении былого достоинства жанра кабинетной скульптуры.
Константин ПРОНЯКИН Фото из архива А.П. Яскевича
Газета «Приамурские ведомости», № 28 (8468) 2025 года г. Хабаровск |