НАМ ПЕСНЯ...

«Крестный сын» Шаляпина – тенор Константин Сокольский побывал в Хабаровске почти 40 лет назад. К 150-летию великого баса России

Вот Константин Сокольский выходит из дома по улице Гамарника, 39, в Хабаровске», – показывает черно-белую фотографию Владимир Насонов – меломан и филофонист. Ему 76 лет, он на пенсии, по специальности не историк и не музыкант, а инженер-механик.

Увлечение коллекционированием грампластинок и других носителей музыки ему передалось от отца, участника Великой Отечественной войны. Говорит, что сегодня этим делом занимаются лишь чудаки и энтузиасты, но не хотелось бы, чтобы исторические записи музыки и голосов исполнителей безвозвратно пропали.

Владимир Насонов достает блокнот и перечисляет имена коллекционеров, которых он знал и знает в Хабаровске. Все они сохранили частичку нашей музыкальной истории, у многих личные собрания звукозаписей зачастую богаче госархивов. Даже Центральный архив фонодокументов не имеет полного собрания ни одного дореволюционного исполнителя. Нет там, к примеру, всех записей певиц Анастасии Вяльцевой, Варвары Паниной, Надежды Плевицкой и др. А у коллекционеров есть. Так и началась наша беседа о музыке и ее собирателях.

ЛЮБИМЫЙ РЕПЕРТУАР

Филофонист – это человек, занимающийся собиранием звукозаписей на грампластинках, магнитофонных лентах, компакт-дисках и т.п. У Владимира Насонова в коллекции примерно 500 пластинок, в основном старых, на 78 оборотов в минуту. Это так называемые шеллаковые диски, которые делались из природной смолы, выделяемой насекомыми-кокцидами. Эти пластинки тяжелые, толстые и легко раскалываются (оттого и стали редкостью). В отличие от них виниловые – легкие, гибкие и практически вечные.

Когда появились магнитофоны, Насонов перешел с шеллака и винила на магнитную ленту. Сейчас он крутит свои грамзаписи (кроме тех, что на 78 оборотов в минуту) на японском проигрывателе Onkyo, а бобины – на катушечном магнитофоне Sony. Говорит, что в 1960–70-х годах пластинками торговали и обменивались на барахолке в районе парка им. Гагарина. Там раньше располагался крупный базар. В большом дефиците был винил с записями американских исполнителей – Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Джина Питни... Один диск стоил от 50 до 100 советских рублей.

Любимый репертуар Владимира Насонова – инструментальная музыка, цыганские песни и шансон. Самым ценным экспонатом в своем собрании филофонист называет пластинку с сочинениями итальянского композитора Энрико Росси в исполнении гавайского оркестра – композицией «Пламенное сердце» на одной стороне и «Вальсом цветов» (сейчас известен как «Оборванные струны») на оборотной. Аналогичный диск Насонову достался еще от отца, но однажды он разбился, и коллекционер приложил немало сил, чтобы найти такой же экземпляр. Есть у Владимира Валентиновича и редкие заграничные записи русских певцов Александра Вертинского, Юрия Морфесси и других.

Наш собеседник говорит, что любовь к музыке ему привил отец – Валентин Лукич Насонов, тоже известный в крае коллекционер, начавший собирать пластинки еще до войны. Работал завхозом в Институте экономических исследований ДВНЦ АН СССР в Хабаровске, а в свободное время читал ученым лекции о советской музыкальной эстраде. Насонов-старший перезнакомился со многими другими коллекционерами, а также авторами-исполнителями, записи которых звучат с редких пластинок. Одна из таких встреч и произошла в Хабаровске в апреле 1985 года. Краевую столицу посетил Константин Тарасович Сокольский (1904–1991), известный в 1930–50-х годах певец, в репертуаре которого были русские, итальянские и цыганские романсы. Его исполнение знаменитой «Катюши» неподражаемо и незабываемо.

ПОЙТЕ РУССКИЕ ПЕСНИ!

В Хабаровске Константин Сокольский побывал проездом, возвращаясь из творческой поездки по БАМу. Знал он здесь единственного коллекционера всесоюзного значения – хабаровчанина Якова Борисовича Миллера, тот собирал пластинки по всей стране.

Вместе с ним Сокольский и ездил на БАМ, в поселок Ургал Верхнебуреинского района, на 40-летний юбилей Валерия Дмитриевича Сафошкина (1945– 2005). Последний был помощником начальника политуправления железнодорожных войск по комсомольской работе, начальником политотдела Ургальской бригады, а также увлеченным филофонистом. Тогда мало кто знал, что Сафошкин собрал в полном объеме голоса русских эстрадных и оперных певцов от зарождения грамзаписи до конца Великой Отечественной войны – всего 17 тыс. пластинок. У него даже был граммофон, принадлежавший Шаляпину. Затем Валерий Дмитриевич стал преподавателем Московского института инженеров транспорта.

Когда Константин Сокольский приехал в Ургал из Риги, Сафошкин был польщен и горд таким вниманием. Он «ни на шаг не отходил от певца, периодически подливая ему маленькую дозу коньяку и горячего чая». В такой холод Константин Сокольский даже пел гостям... Выступал он и перед солдатами. Представляете, он побывал на БАМе в 80 лет!

Его наградили памятным знаком «Ургал – 10 лет» (он очень гордился этой наградой, других у него не было!). В обратный путь певец отправился через Хабаровск.

В краевой столице состоялась встреча меломанов с Константином Сокольским. Исторический разговор проходил в том самом доме No39 по улице Гамарника (есть и фото), в котором жил Яков Миллер. Помимо хозяина квартиры, с певцом пообщались коллекционеры Валентин Насонов, Анатолий Дрон и Василий Дудкин. Филофонисты собрали все песни исполнителя, включая те, которых не было даже у него в коллекции, и подарили почетному гостю.

У Владимира Насонова хранится магнитофонная запись той встречи, ее продолжительность 55 минут. Послушаем?! «В Хабаровске меня тепло встретили, с пирогом...» – начинает задорно и весело Константин Сокольский. Его просят рассказать о впечатлениях о Дальнем Востоке. «Я пропитался чистым, светлым, дружеским духом, который царит на БАМе. И понял, почему в условиях вечной мерзлоты построена эта громадная ветка жизни – БАМ. Это сила, духовная спаянность людей, перед которыми стояла одна цель – построить нужную для страны дорогу».

Далее идет рассказ Константина Сокольского о Бухаресте (Румыния), где он общался с Федором Ивановичем Шаляпиным (1873–1938). Это был всемирно известный русский оперный и камерный певец, в разное время блиставший на сценах Большого (в Москве) и Мариинского (в Петербурге) театров, а также нью-йоркского «Метрополитен-опера». Живший тогда в эмиграции, в Париже, король баса как раз возвращался из своих последних гастролей по Японии и Китаю. «На этой встрече в Бухаресте в 1936 году, когда меня представили и мы познакомились, он сжал мою руку и сказал: «Пойте, пойте русскую песню! Надо нести ее в мир. Это могучая песня, за нее надо душу отдать!..» – вспоминал Сокольский.

Знал Константин Тарасович и Надежду Васильевну Плевицкую (1884– 1940) – русскую певицу (меццо-сопрано), исполнительницу русских народных песен и романсов (Николай II называл ее курским соловьем). Познакомились они в Риге. Там она обстоятельно рассказывала ему, что «каждую песню нужно разбирать и петь осмысленно...»

Сокольский упоминал и о своем знакомстве с русским эстрадным певцом Петром Лещенко (1898–1954). Они были чуть ли не конкурентами... Имени того гостя еще спрашивали и спрашивали. Константин Тарасович спел несколько куплетов из своего репертуара. Потом участники этой встречи несколько лет переписывались. Открытки, как и памятные фото, сохранил Владимир Насонов. С ним консультируется теперь музей «Мир говорящих машин».


Константин ПРОНЯКИН
Фото автора и из архива В.В. Насонова

 

Газета «Приамурские ведомости», № 9 (8347)

г. Хабаровск